Через два года число машин с выработанным ресурсом может достичь 70 %
Зосимов Евгений Александрович
начальник отдела государственного строительного надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Половину вложит город,
половину – собственник
- Евгений Александрович, сколько лифтов выработали свой ресурс?
- По районам города количество лифтов, отработавших нормативный срок службы, колеблется от 50 до 60 %. Например, в Автозаводском районе таких машин 51 %, в Приокском – 61 %, в Канавинском – 62 %. А через 2-3 года, если не предпринимать никаких мер, этот показатель достигнет 70 и более процентов. На сегодня городская программа по замене лифтов практически не действует. Если в 2008 г. было заменено 239 лифтов, то за последние два года – по 50-51. Это недешевое удовольствие: замена стандартного бюджетного лифта стоит больше миллиона рублей.
- Но проблему все равно придется как-то решать. У Вас есть мысли, как?
- Нужно паритетное финансирование программы по замене лифтов. Пусть какую-то часть вкладывает городской бюджет, а другую – собственники лифта (ТСЖ, ЖСК, кондоминиумы). Полностью переложить эти траты на собственника было бы, наверно, неправильно.
- Насколько безопасны лифты, отслужившие 25 лет и продолжающие эксплуатироваться?
- В целом, безопасны. Каждый такой лифт специалисты органа сертификации оценивают на предмет соблюдения требований технического регламента. Однако даже если лифт находится в удовлетворительном состоянии, поддерживать его в «рабочей форме» с каждым годом становится все сложнее, поскольку он требует более масштабного и дорогостоящего ремонта. На что опять же выделяется недостаточно средств. По объему отчислений на ремонт лифтов Нижегородская область находится на последних позициях по сравнению с другими регионами ПФО – из полного сбора коммунальных платежей эти отчисления составляют 2,7 % (по данным «Лифтремонт»).
По объему отчислений на ремонт лифтов Нижегородская область находится на последних позициях по сравнению с другими регионами ПФО – из полного сбора коммунальных платежей эти отчисления составляют 22 %.
- Каков вообще разумный срок использования лифта?
- Если к нему относиться бережно, он может прослужить и сто лет. На предприятии «Городецкий район гидротехнических сооружений и судоходства – филиал Волжского государственного бассейнового управление водных путей и судоходства» установлены пассажирские лифты, изготовленные в ГДР, которые находятся в эксплуатации более 50 лет.
- Городские лифты регулярно страдают от вандалов. Как решается эта проблема?
- К счастью, проблема вандализма стоит не так остро, как несколько лет назад. В 2005 г. в новогодние каникулы в Нижегородском районе встали более 50 лифтов. Оказалось, что по крышам прошла банда вандалов, проникла в машинное отделение и поснимала катушки с тормозов. Сейчас на новых лифтах устанавливаются приказные и вызовные посты в антивандальном исполнении, которые невозможно ни выковырять, ни поджечь. Двери делаются в огнезащитном исполнении, алюминиевое обрамление входа в шахту заменили на металлическое.
Что касается защиты машинного помещения, то сейчас почти на всех пассажирских лифтах введены новые системы диспетчерского контроля. И когда несанкционированно открывается дверь в машинное помещение либо в шахту лифта, диспетчеру идет сигнал на пульт.
Стоп, машина!
- Евгений Александрович, как часто специалисты Ростехнадзора контролируют состояние лифтов?
- По закону до недавнего времени нам разрешалось планово проверять лифт раз в три года. Сейчас в законодательство внесены изменения, которые позволяют нам выходить на проверки и раз в год.
Но мы можем проводить и внеплановые проверки, которые инициируем, получив соответствующий сигнал от жителей, из средств массовой информации, а также если собственник лифта не выполнил наши предписания и не устранил нарушения.
В 2011 г. мы проверили 210 лифтов и выявили 422 нарушения. Было составлено 22 протокола об административных правонарушениях, дважды эксплуатация лифта была приостановлена по решению суда. В одном случае в лифте не сработали ловители, которые предназначены для остановки и удержании кабины в случае начала ее движения с увеличенной скоростью. Во втором случае приостановку эксплуатации лифта инициировала прокуратура Канавинского района по причине многочисленных нарушений правил и норм безопасности, выявленных специалистами отдела. По закону, по решению суда эксплуатацию лифта можно приостановить на срок до 90 дней. Но обычно обслуживающие организации уже в течение пяти дней устраняют неполадки и сами обращаются в суд с просьбой возобновить эксплуатацию.
- Какие нарушения Вы выявляете чаще всего?
- Наиболее часто встречающиеся нарушения: неисправная ремонтная связь, неработающая связь между кабиной и диспетчером, нахождение в машинных помещениях несанкционированного оборудования, неисправное состояние внутренней облицовки купе кабины (это качается старых лифтов) и другие.
- Много получаете «холостых» жалоб?
- С улицы Иванова поступил сигнал на сильный шум от работы лифта. По нашему предписанию специализированная лаборатория произвела замер. По нормативам, на лестничной клетке он не должен превышать 45 децибел. Замеры уровня шума показали меньшую величину.
- Евгений Александрович, с 2002 г. в лифтах области произошло четыре смертельных случая. С чем были связаны эти ЧП: с технической неисправностью машин или с нарушением правил эксплуатации?
- И с тем, и с другим. Например, павловской трагедии предшествовали следующие события. Лифт неоднократно останавливался, по вызову лифтера электромеханик поднялся в машинное помещение и установил, что неисправны контакт дверей шахты и кабины. Тогда рабочий с целью скорейшего запуска лифта установил закорачивающую перемычку в цепи контактов. Это было грубейшим нарушением. По инструкции он не должен был включать лифт до полного устранения неполадки.
Как только стало известно о несчастье, наш инспектор прибыл на место через 15 минут, поднялся в машинное помещение и сфотографировал установленную перемычку. Электромеханик был приговорен к полутора годам колонии-поселения.
Однако к трагедии привела не только халатность электромеханика, но и то, что отец ребенка пренебрег правилами пользования лифтом. А это правило гласит: при входе в кабину лифта с грудным ребенком он должен находиться на руках взрослых.
- Какие действия людей могут привести к несчастным случаям?
- Больше всего несчастий происходит, когда человек самостоятельно пытается выбраться из кабины, не дожидаясь прибытия «аварийки». У нас был тяжелый случай. Подгулявшая компания стала выбираться из лифта, один мужчина выкатился на лестничную клетку и упал обратно в шахту. К счастью, остался жив. А вот в Санкт-Петербурге четыре года назад при схожих обстоятельствах погибли две девушки. Они стали выбираться из кабины и сорвались в приямок с седьмого этажа.
- Непонятно, какая необходимость выбираться самим?
- Видимо, людям надоедает ждать. По правилам, аварийная служба должна приехать по вызову в течение 30 минут. Обычно так и происходит. Но у нас были форс-мажорные ситуации, когда из-за скачка напряжения в Автозаводском районе встало сразу несколько десятков лифтов. Естественно, людям пришлось провести в кабинах более 1 часа.
Проблема в том, что катастрофически не хватает электромехаников. Поэтому при норме в 15 лифтов на человека им приходится обслуживать по 40-45. А сейчас ситуация усугубляется еще и потому, что новые лифты с электронными схемами управления предъявляют более высокие требования к квалификации электромехаников, которым надо разбираться не только в электрике, но и в микросхемах. Но на эти вакансии очередь из желающих не выстраивается. В первую очередь, из-за невысокой зарплаты – около 12 000-14 000 рублей.
- Есть такие признаки, по которым человек может понять, что с лифтом что-то не то, и лучше бы пройтись пешочком?
- Однозначно не стоит пользоваться лифтом, если вы ощутили запах дыма, горящей электропроводки, синтетики, если от каких-то его частей бьет током. Второй тревожный сигнал – рывки при движении, скрежет. Должно насторожить и то, что лифт не реагирует на приказы или выполняет их неточно. Работа лифта не по схеме включения может привести к беде.