Усовершенствование правовых основ госнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ внесен большой пакет изменений в законодательные акты по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ вступил в силу 1 августа 2011 г., за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу. До внесения в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ, эти акты применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ.
Во-первых, Законом № 242-ФЗ откорректирована сфера применения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», заново сформулированы перечни контрольных мероприятий, при проведении которых Закон № 294-ФЗ не применяется; контрольных мероприятий, при проведении которых Закон № 294-ФЗ применяется за исключением норм, устанавливающих порядок организации и проведения проверок; контрольных мероприятий, для которых иными федеральными законами могут быть установлены особенности организации и проведения проверок. Закон № 242-ФЗ как раз и устанавливает такие особенности путем внесения изменений в статьи федеральных законов о государственном и муниципальном контроле.
Во-вторых, Законом № 242-ФЗ установлено, что полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Аналогичное правило предусмотрено также для передачи полномочий субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.
В-третьих, Законом № 242-ФЗ дополнен перечень видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых необходимо уведомить уполномоченного Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере, федеральный орган исполнительной власти. Теперь уведомлять следует также о начале производства эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений; производства тары и упаковки; производства мебели; производства средств индивидуальной защиты; производства пожарно-технической продукции; производства низковольтного оборудования; производства строительных материалов и изделий; оказания социальных услуг.
В-четвертых, Законом № 242-ФЗ скорректированы правила проведения проверок. В частности установлено, что плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере. Основанием проведения внеплановой проверки теперь также является требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Далее, Закон № 242-ФЗ предусматривает возможность установления режима постоянного государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты повышенной опасности. Этот режим предполагает постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах.
Более подробный документ о режиме постоянного государственного контроля (надзора) должно принять Правительство РФ. В качестве гарантии установлено переходное положение о том, что до 1 января 2012 г. в отношении организации и проведения проверок при режиме постоянного государственного контроля (надзора) применяется порядок, действующий до 1 августа 2011 г.
Этот документ также сейчас активно обсуждается промышленным сообществом. И надо сказать, что многочисленные отзывы предприятий в подавляющем своем большинстве содержат серьезные замечания к тексту данного законопроекта. Их главная идея – недопустимость введения новых форм надзора в виде постоянного надзора. Как считают многие промышленники, введение постоянного надзора – само по себе нонсенс, так как государственный надзор не может быть временным или еще каким-то. Он осуществляется постоянно. Эти проверки бывают краткосрочными, плановыми, внеплановыми и прочими. Авторы законопроекта исходят из презумпции несоблюдения (правового нигилизма) или неспособности соблюдения установленных законодательством требований по обеспечению промышленной безопасности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими ОПО, проектными организациями, институтами экспертизы и другими субъектами, призванными обеспечивать ПБ. По мнению представителей промышленности, введение обязательного присутствия инспекторов на предприятиях не приведет к повышению уровня безопасности, но лишь повысит риск возникновения коррупционных проявлений. В тексте законопроекта говорится, что «решение об осуществлении постоянного надзора в отношении опасного производственного объекта непрерывного производственного цикла и организации на таком объекте функционирования в оперативном режиме государственного инспектора в области промышленной безопасности принимается руководителем органа федерального государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности». Это многократно повышает вероятность субъективизма, создает предпосылки для коррупции. Некоторые даже считают, что введение новой формы надзора противоречит Федеральному закону № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Тем не менее, введение новой формы надзора за ядерной и радиационной безопасностью в области использования атомной энергии, а также на предприятиях гидроэнергетики можно считать целесообразным. Положения законопроекта также распространяются и на ряд других отраслей – объекты металлургического и химического производства, трубопроводного транспорта и прочие. Каким образом будет вводиться и работать эта новая форма надзор – предстоит решить в процессе обсуждений.