Необходимо соблюдать проектные документы на разработку месторождений
ДЕРЮШЕВ Алексей Иванович
начальник Удмуртского территориального отдела по надзору за взрывоопасными, химически опасными объектами и объектами нефтедобычи Западно-Уральского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Обязанность недропользователя по соблюдению требований законодательства, правил по технологии ведения работ, технических проектов, планов развития горных работ, маркшейдерского обеспечения горных работ, а также обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, определена требованиями Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», Правил охраны недр (ПБ 07-601-03).
Постановлением Правительства РФ от 02.02.2010 г. № 39 утверждено Положение о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (о горном надзоре), а также внесены изменения в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр от 12.05.2005 г. № 293 (о геологическом контроле).
Положением о горном надзоре освещен довольно широкий круг вопросов, надзор за которыми осуществляет Ростехнадзор и его территориальные органы: обеспечение промышленной безопасности на объектах ведения горных работ, соблюдение требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований по технологии ведения работ, при реализации технических проектов, планов (программ) развития горных работ, соблюдение требований по аттестации работников и руководителей в области промышленной безопасности, а также маркшейдерские и некоторые другие вопросы.
Ростехнадзор рекомендует предприятиям строго соблюдать проектные документы на разработку месторождений полезных ископаемых и годовые планы развития горных работ, а при невозможности делать это, своевременно вносить изменения и дополнения в документацию, обеспечить достаточность маркшейдерских работ, при пользовании недрами, соблюдать порядок согласования и производства работ при ликвидации и консервации скважин, не допускать бездействия скважин более 6 месяцев, осуществлять контроль за безопасным состоянием скважин, своевременно осуществлять ремонтные работы.
Изменениями в Положение о геологическом контроле предусмотрены функции Ростехнадзора по контролю безопасного состояния горных выработок, скважин и иных подземных сооружений, а также соблюдению требований законодательства и утвержденных нормативных документов при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Приказом Ростехнадзора от 14.01.2011 г. № 6 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, в котором четко прописаны предмет, цели, задачи, механизм проведения проверок. Данный регламент прошел регистрацию в Минюсте РФ, но на данный момент официально не опубликован, то есть не вступил в действие.
Поднадзорные
недропользователи
На территории Удмуртской Республики осуществляют деятельность 35 предприятий-недропользователей (без учета предприятий, разрабатывающих твердые и общераспространенные полезные ископаемые), имеющих лицензии на 180 объектов недропользования (участков недр, месторождений, полигонов захоронения промышленных стоков, подземных газохранилищ). Из них 26 нефтяных компаний, 7 предприятий, добывающих минеральные воды, 1 специализированный полигон захоронения промышленных стоков, 1 управление подземного хранения газа.
В конце каждого года Ростехнадзор проводит технические совещания со всеми недропользователями по согласованию годовых планов развития (программ) горных работ. Согласование проводится на основании Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора от 24.11.1999 г. № 85.
Типичными замечаниями при рассмотрении планов развития горных работ являются нахождение скважин в бездействии более 6 месяцев, отсутствие аттестации руководителей и специалистов организаций по промышленной безопасности и охране недр, неполный перечень планируемых маркшейдерских работ, для обеспечения нормального технологического процесса, своевременность обновления горноотводной документации.
За I полугодие 2011 г. было проведено 12 проверок предприятий, деятельность которых связана с пользованием недрами (9 плановых и 3 проверки ранее выданных предписаний), из них 6 нефтяных компаний, 3 предприятия, добывающие минеральные воды, 1 управление подземного хранения газа.
Результаты проверок
В результате проверок выявлены некоторые замечания, которые являются типичными для данных отраслей. Характерными нарушениями нефтяных компаний в части горного надзора, являются несоблюдение утвержденного в установленном порядке технического проекта на разработку месторождения в части сроков и очередности разбуривания (отклонение от проекта в некоторых случаях составляет до 80 %), сроков ввода месторождения в эксплуатацию, выполнения программы геолого-технических мероприятий; не все предприятия ведут замеры газовых факторов на опорном фонде скважин; нарушается порядок согласования и технология при ликвидации и консервации скважин, допускается бездействие скважин более 6 месяцев; на отдельных скважинах применяются несогласованные технологии добычи. Также имеют место нарушения промышленной безопасности при эксплуатации ОПО.
Одной из проблем предприятий по добыче минеральных вод является отсутствие контроля за безопасным состоянием стволов скважин. Геофизические исследования, отражающие состояние эксплуатационной колонны, состояние цементного кольца, в скважинах, пробуренных несколько десятилетий назад, с момента их бурения не проводились ни разу. В связи с этим существует уверенность, что при проведении ГИС выявятся дефекты подземной части скважин, требующие срочного капитального ремонта, а в некоторых случаях рентабельнее окажется ликвидация и бурение новой скважины. Также в ряде случаев были выявлены замечания, относящиеся к скважинному оборудованию. При проверке ПХГ серьезных замечаний не выявлено.
В настоящее время 14 организаций, зарегистрированных в Удмуртии, осуществляют деятельность по производству маркшейдерских работ.
За первое полугодие 2011 г. было проведено 11 проверок подконтрольных организаций по Удмуртской Республике.
Маркшрейдерский контроль
Выполнение надзорных и контрольных функций в области маркшейдерского обеспечения горных работ при недропользовании осуществляется межрегиональным отделом маркшейдерского контроля и безопасного недропользования на территориях Кировской, Пермской областей и Удмуртской Республике. В настоящее время 14 организаций, зарегистрированных в Удмуртии, осуществляют деятельность по производству маркшейдерских работ.
За первое полугодие 2011 г. было проведено 11 проверок подконтрольных организаций по Удмуртской Республике. В результате проведенных проверок выявлены следующие основные нарушения:
- отсутствует контроль при приемке выполненных маркшейдерских работ для предприятий-недропользователей договорными организациями;
- недостаточно организован производственный контроль за качеством выполняемых работ;
- не обеспечивается достоверность данных учета и обоснования объемов горных разработок, достоверность учета извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых, а также полнота и точность измерений и расчетов, достаточных для рационального использования и безопасного ведения горных работ.
По результатам проверок были выявлены административные нарушения в ч. 2 ст. 7. КоАП РФ (в части несоблюдения требований утвержденного в установленном порядке технического проекта), ч. 2 ст. 8.10. КоАП РФ (в части невыполнения требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды), ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ (в части нарушения требований промышленной безопасности).
По результатам проверок ранее выданных предписаний выявлены нарушения в ч. 11 ст. 19.5. КоАП РФ за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания Ростехнадзора.