Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Необходимо соблюдать проектные документы на разработку месторождений

 
ДЕРЮШЕВ Алексей Иванович,  начальник Удмуртского террито­риального отдела по надзору за взрывоопасными, химически опасными объектами и объектами неф­тедобычи Западно-Уральского управления Ростехнадзора

ДЕРЮШЕВ Алексей Иванович
начальник Удмуртского террито­риального отдела по надзору за взрывоопасными, химически опасными объектами и объектами неф­тедобычи Западно-Уральского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Обязанность недропользователя по соблюдению требований законодательства, правил по технологии ведения работ, технических проектов, планов развития горных работ, маркшейдерского обеспечения горных работ, а также обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, определена требованиями Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», Правил охраны недр (ПБ 07-601-03).
Постановлением Правительства РФ от 02.02.2010 г. № 39 утверждено Положение о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (о горном надзоре), а также внесены изменения в Положение о государст­венном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр от 12.05.2005 г. № 293 (о геологическом контроле).
Положением о горном надзоре освещен довольно широкий круг воп­росов, надзор за которыми осуществляет Ростехнадзор и его территориальные органы: обеспечение промышленной безопасности на объек­тах ведения горных работ, соблюдение требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием нед­рами, соблюдение требований по технологии ведения работ, при реализации технических проектов, планов (программ) развития горных работ, соблюдение требований по аттестации работников и руководителей в области промышленной безопасности, а также маркшейдерские и некоторые другие вопросы.

Ростехнадзор рекомендует предприятиям строго соблюдать проектные документы на разработку месторождений полезных ископаемых и годовые планы развития горных работ, а при невозможности делать это, своевременно вносить изменения и дополнения в документацию, обеспечить  достаточность маркшейдерских работ, при пользовании недрами, соблюдать порядок согласования и производства работ при ликвидации и консервации скважин, не допускать бездействия скважин более 6 месяцев, осуществлять контроль за безопасным состоянием скважин, своевременно осуществлять ремонтные работы.

Изменениями в Положение о геологическом контроле предусмотрены функции Ростехнадзора по конт­ролю безопасного состояния горных выработок, скважин и иных подземных сооружений, а также соблюдению требований законодательства и утвержденных нормативных документов при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Приказом Ростехнадзора от 14.01.2011 г. № 6 утвержден Адми­нистративный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению госу­дарственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, в котором четко прописаны предмет, цели, задачи, механизм проведения проверок. Данный регламент прошел регистрацию в Минюсте РФ, но на данный момент официально не опубликован, то есть не вступил в действие.

Поднадзорные 
недропользователи

На территории Удмуртской Респуб­лики осуществляют деятельность 35 предприятий-недропользователей (без учета предприятий, разрабаты­вающих твердые и общераспространенные полезные ископаемые), имею­щих лицензии на 180 объектов недропользования (участков недр, месторождений, полигонов захоронения промышленных стоков, подземных газохранилищ). Из них 26 нефтяных компаний, 7 предприятий, добывающих минеральные воды, 1 специализированный полигон захоронения промышленных стоков, 1 управление подземного хранения газа.
В конце каждого года Ростехнадзор проводит технические совещания со всеми недропользователями по согласованию годовых планов развития (программ) горных работ. Согласование проводится на основании Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора от 24.11.1999 г. № 85.
Типичными замечаниями при рассмотрении планов развития горных работ являются нахождение скважин в бездействии более 6 месяцев, отсутствие аттестации руководителей и специалистов организаций по промышленной безопасности и охране недр, неполный перечень планируемых маркшейдерских работ, для обеспечения нормального технологического процесса, своевременность обновления горноотводной документации.
За I полугодие 2011 г. было проведено 12 проверок предприятий, деятельность которых связана с пользованием недрами (9 плановых и 3 проверки ранее выданных предписаний), из них 6 нефтяных компаний, 3 предприятия, добывающие минеральные воды, 1 управление подземного хранения газа.

Результаты проверок
В результате проверок выявлены некоторые замечания, которые являются типичными для данных отраслей. Характерными нарушениями нефтяных компаний в части горного надзора, являются несоблюдение утвержденного в установленном порядке технического проек­та на разработку месторождения в час­ти сроков и очередности разбуривания (отклонение от проекта в некоторых случаях составляет до 80 %), сроков ввода месторождения в эксплуатацию, выполнения программы геолого-технических мероприятий; не все предприятия ведут замеры газовых факторов на опорном фонде скважин; нарушается порядок согласования и технология при ликвидации и консервации скважин, допускается бездействие скважин более 6 месяцев; на отдельных скважинах применяются несогласованные технологии добычи. Также имеют место нарушения промышленной безопасности при эксплуатации ОПО.
Одной из проблем предприятий по добыче минеральных вод является отсутствие контроля за безопасным состоянием стволов скважин. Геофизические исследования, отражающие состояние эксплуатационной колонны, состояние цементного кольца, в скважинах, пробуренных несколько десятилетий назад, с момента их бурения не проводились ни разу. В связи с этим сущест­вует уверенность, что при проведении ГИС выявятся дефекты подземной части скважин, требующие срочного капитального ремонта, а в некоторых случаях рентабельнее окажется ликвидация и бурение новой скважины. Также в ряде случаев были выявлены замечания, относящиеся к скважинному оборудованию. При проверке ПХГ серьезных замечаний не выявлено.

В настоящее время 14 организаций, зарегистрированных в Удмуртии, осуществ­ляют деятельность по произ­водству маркшейдерских работ.
За первое полугодие 2011 г. было проведено 11 проверок подконтрольных организаций по Удмуртской Республике.

Маркшрейдерский контроль
Выполнение надзорных и контрольных функций в области маркшейдерского обеспечения горных работ при недропользовании осуществляется межрегиональным отделом маркшейдерского контроля и безопасного недропользования на территориях Кировской, Пермской областей и Удмуртской Республике. В настоящее время 14 организаций, зарегистрированных в Удмуртии, осуществляют деятельность по производству маркшейдерских работ.
За первое полугодие 2011 г. было проведено 11 проверок подконтрольных организаций по Удмуртской Рес­публике. В результате проведенных проверок выявлены следующие основные нарушения:
- отсутствует контроль при приемке выполненных маркшейдерских работ для предприятий-недропользователей договорными организациями;
- недостаточно организован производственный контроль за качеством выполняемых работ;
- не обеспечивается достоверность данных учета и обоснования объемов горных разработок, достоверность учета извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых, а также полнота и точность измерений и расчетов, достаточных для рационального использования и безо­пасного ведения горных работ.
По результатам проверок были выявлены  административные нарушения в ч. 2 ст. 7. КоАП РФ (в части несоблюдения требований утвержденного в установленном порядке технического проекта), ч. 2 ст. 8.10. КоАП РФ (в части невыполнения требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обес­печивающее безопасность населения и окружающей среды), ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ (в части нарушения требований промышленной безопасности).
По результатам проверок ранее выданных предписаний выявлены нарушения в ч. 11 ст. 19.5. КоАП РФ за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания Ростехнадзора. 

Все статьи рубрики