Будем тиражировать опыт привлечения к ответственности экологически недисциплинированных компаний
ГРИГОРЬЕВ Владимир Михайлович
руководитель Управления Росприроднадзора по УР
Номер журнала:
Рубрика:
- Владимир Михайлович, как в Удмуртии решаются экологические проблемы?
- Во-первых, надо сказать о значимости прошедшего заседания. Даже по тому, каким образом было выбрано место его проведения, ясно, что тема обсуждалась предметно, с рассмотрением конкретных проблем. Дзержинск входит в десятку наиболее неблагополучных с экологической точки зрения территорий России. В частности, здесь существуют проблемы с размещением гигантских полигонов отходов.
В Удмуртии с этой точки зрения также складывается непростая ситуация. В регионе есть много проблем с накопленным экологическим ущербом. Одна из самых серьезных экологических проблем Удмуртии – отходы бурения. В прошлом интервью вашему журналу я говорил о том, что после принятия от Ростехнадзора полномочий в плане нормирования воздействия на окружающую среду и выполнения соответствующей контрольной деятельности мы начали уделять этому вопросу первостепенное значение. Но если тогда мы только искали подходы к проблеме, то сейчас уже есть определенные подвижки в ее решении.
В текущем году в Удмуртии началась реализация крупного природоохранного проекта, аналогов которому в республике пока еще не было. Он осуществляется на прилегающей территории Камбарской нефтебазы – одной из «горячих» экологических точек, внесенных в соответствующий федеральный реестр.
Сегодня Управление жестко поставило вопрос об ответственности всех буровых компаний, размещавших отходы бурения на объектах нефтедобычи. Мы предлагаем предприятиям самостоятельно выполнить перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части, связанной с размещением отходов бурения. Если компании добровольно этого не делают, предъявляются судебные иски о взыскании сверхлимитной платы.
Такой прецедент уже создан – есть первое судебное решение, согласно которому одна из буровых компаний Удмуртии обязана уплатить более 1,6 млн рублей за размещение отходов на отработанном объекте. Замечу, что эта сумма предъявлена только за один шламовый амбар. Не сложно представить, о каком порядке цифр пойдет речь, если учесть, что, например, в 2011 г. в Удмуртии будет пробурено около сотни скважин. Дополнительная финансовая нагрузка на компании за размещение отходов составит примерно 150 млн рублей. Этот объем средств сопоставим с той платой, которую сегодня все предприятия республики вносят в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду за год.
Этот прецедент в Удмуртии появился, и эту практику мы, без всяких сомнений, будем тиражировать – в отношении предприятий, которые не решают проблем обезвреживания отходов бурения. Проблема экологической опасности, связанная с размещением отходов бурения, совершенно очевидна. Буровой шлам – это токсичные отходы III-IV класса опасности. Компании размещают эти отходы в шламовых амбарах, без предварительного обезвреживания, то есть, по сути, закапывают токсичные отходы в землю. Что происходит дальше? Из-за отсутствия или некачественной гидроизоляции дна и стенок шламовых амбаров токсичные вещества попадают в грунтовые воды и, вполне допустимо – в основные водные горизонты. Эта ситуация является чрезвычайно опасной и с точки зрения воздействия на окружающую среду, и с позиции защиты здоровья населения. Сейчас у нас есть не только подходы к проблеме, но и определенные результаты в ее решении. Так, мы добились того, что ОАО «Белкамнефть» и, прежде всего, «головная» компания ОАО НК «РуссНефть» изменили корпоративную политику по отношению к отходам бурения. Это кардинальные перемены в природоохранной стратегии предприятий.
- Какие еще проблемы существуют в рассматриваемой сфере?
- Отдельно хотелось бы выделить проблему недобросовестных организаций, оказывающих услуги по утилизации отходов бурения. Такие компании «сбивают» цену на тендерах, доводят ее до такого минимума, что при использовании эффективных технологий обезвреживания получить прибыль невозможно. В результате отходы просто закапываются в землю. Такие факты есть. И работу в этой области мы ведем не менее активно. Сегодня по одному из данных фактов материалы направлены в Следственное управление Следственного комитета РФ по УР для возбуждения уголовного дела. По нашим оценкам, ущерб оценивается в 105 млн рублей. Этой компанией-нарушителем мы занимаемся около полугода. Проверки выявили действительно вопиющие факты. Отходы бурения незаконно складировались компанией в непосредственной близости к населенным пунктам, водному объекту.
Управление жестко поставило вопрос об ответственности всех буровых компаний, размещавших отходы бурения на объектах нефтедобычи. Мы предлагаем предприятиям самостоятельно выполнить перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части, связанной с размещением отходов бурения.
- Как складывается ситуация в части учета «горячих» экоточек?
- В текущем году в Удмуртии началась реализация крупного природоохранного проекта, аналогов которому в республике пока еще не было. Он осуществляется на прилегающей территории Камбарской нефтебазы – одной из «горячих» экологических точек, внесенных в соответствующий федеральный реестр. Проект направлен на устранение накопленного экологического вреда на территории Удмуртской Республики. Напомню, что этот объект эксплуатируется с 1931 г. С 15 июня 2011 г. на этой территории начаты работы по выполнению природоохранных мероприятий. В целом проект рассчитан на 5 лет. Общий объем средств, который будет направлен на выполнение работ, превышает 300 млн рублей. Отмечу, что этот проект является комплексным и масштабным. Генеральным подрядчиком по его реализации выступает АУ «Управление Минприроды Удмуртской Республики».
Вцелом на территории Удмуртии находится 9 «горячих» экологических точек. Официально в перечень Министерства природных ресурсов и экологии РФ включены 5 из них. Сейчас разрабатывается ФЦП «Охрана окружающей среды», заказчиком которой выступает Минприроды РФ. Мы надеемся, что и остальные «горячие» экоточки Удмуртии будут включены в эту Программу. Мы многое делаем для обращения внимания властей на эту проблему – и республиканских, и федеральных.
- Как будет совершенствоваться экологическое законодательство?
- Я бы не стал обсуждать тему повышения платы до того времени, пока мы руководствуемся действующими требованиями. Единственное, что хотелось бы сказать в этой части. С помощью органов прокуратуры мы «поднимаем» пласт неплательщиков, привлекаем их к ответственности, обширно распространяем практику административного воздействия. Это привело к определенным результатам. Так, когда в октябре прошлого года мы принимали от Ростехнадзора соответствующие полномочия, плательщиков было чуть более 13 тысяч. Сегодня их более 19 тысяч.
Средний размер платы за негативное воздействие пока небольшой. В то же время значительными являются размеры штрафов. На юридических лиц – от 50 до 100 тыс. рублей. Минимальный штраф для должностных лиц – 3 тыс. рублей. При таком порядке цифр получается, что выгоднее платить. Суды понимают нашу позицию и поддерживают ее. Существо правонарушения заключается не в какой-то определенной сумме неуплаченного, а в том, что конкретное должностное лицо не выполнило требования, установленные законом.
Мы настаиваем на том, чтобы собираемые средства шли на выполнение конкретных природоохранных мероприятий. Например, на разработку проектов строительства полигонов ТБО, очистных сооружений. То есть на выполнение компенсационных работ. В целом сегодня мы приучаем предприятия к финансовой дисциплине. И эта ответственность не минует никого, платить придется всем.