Развитие инноваций: опыт «КЭР-Автоматика»
КИМ Владимир Борисович
директор «КЭР-Автоматика»
Номер журнала:
Рубрика:
Разработки компании, описанные в статье, прошли государственную сертификацию и успешно внедряются на объектах заказчиков.
Программно-технические
комплексы (ПТК)
Большинство ПТК разработано для энергетики (ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС), а также для энергетической инфраструктуры промышленных предприятий.
В частности, ПТК «KER AT» предназначен для контроля и управления энергетическим оборудованием на теплоэлектростанциях: энергетические блоки, котлоагрегаты, турбогенераторы, газотурбинные установки, вспомогательные технологические установки. В 2008 г. продукт прошел сертификацию в Госстандарте России, а также в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. На сегодняшний день ПТК «KER AT» успешно внедрен на тепловых электростанциях России и Казахстана.
Помимо универсальных ПТК специалистами «КЭР-Автоматика» разработаны специализированные системы для энергетики. Так, ПТК «ГРП» предназначен для управления технологическим процессом газорегуляторного пункта. ПТК спроектирован в ходе реализации проектов на Казанской ТЭЦ-3, Нижнекамской ТЭЦ, Заинской ГРЭС. В 2007 г. данная система прошла сертификацию на соответствие ГОСТ Р.
Еще одной специализированной разработкой является ПТК «Родник». Этот комплекс осуществляет автоматизированный контроль и управление процессами химической водоподготовки на теплоэлектростанциях. В настоящее время ПТК «Родник» успешно внедрен на Казанской ТЭЦ-1, Казанской ТЭЦ-2, Казанской ТЭЦ-3, Нижнекамской ТЭЦ, Заинской ГРЭС.
ПТК «ДАТС» разработан как для генерации, так и для сетевых компаний. Назначение ПТК – оперативный контроль и управление распределением электрической энергии на уровне сетевых компаний, районных и городских электросетей.
Помимо разработок, ориентированных на энергетику, у компании имеются решения и для других отраслей. Например, ПТК «Поток» вообще не привязан к конкретной отрасли. Он предназначен для управления насосными агрегатами, которые применяются и в энергетике, и в промышленности, и в ЖКХ. ПТК «Поток» используется в системах водоснабжения, пожаротушения, питания котлов и транспортировки воды, системах управления ТЭЦ и ЦТП. В настоящее время «Поток» внедрен практически на всех теплоэлектростанциях в Республике Татарстан, на предприятиях тепловых сетей Казани, Набережных Челнов, Заинска. Выполнен ряд проектов и в нефтедобывающей отрасли.
Разработки «КЭР-Автоматика» опираются на передовые технологии. Компания уже много лет сотрудничает с мировыми концернами, типа Siemens, Emerson, а также с ведущими отечественными предприятиями. Это не только производители средств автоматизации, но и производители технологического оборудования. С каждым годом появляется все больше совместных проектов. Так, с ЗАО «НПП Биотехпрогресс» недавно заключен контракт на поставку и внедрение систем автоматизации очистных сооружений в пос. «Красная Поляна» (близ г. Сочи) – в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде 2014 г.
Стенды испытания двигателей внутреннего сгорания
Как известно, КАМАЗ наращивает мощности своих «движков». Речь идет о двигателях нового поколения – 480 лошадиных сил и выше. В связи с этим требуются соответствующие стенды для приемосдаточных испытаний: каждый двигатель, сошедший с конвейера, должен пройти серию испытаний на соответствие ГОСТу. Проверяется крутящий момент, расход топлива, температурный режим и т.д. За смену таким образом «прогоняется» 4-6 двигателей на каждом стенде. Всего же на КАМАЗе действует 250 стендов.
В тендере на разработку стендов нового образца участвовали компании из России, Чехии, Германии. Победила «КЭР-Автоматика». Столь серьезных конкурентов удалось обойти за счет того, что «КЭР-Автоматика» предложила оптимальную цену за инжиниринг, причем сама разработка – «Контур-СИД» – соответствует мировым стандартам и ничуть не уступает по качеству западным аналогам, так как конструкторы «КЭР-Автоматика» также опирались на передовые технологии (оборудование Siemens). В октябре 2009 г. на КАМАЗ была поставлена первая партия стендов испытания двигателей. Больше года они находятся в эксплуатации, демонстрируют стабильные характеристики. Что интересно, «Контур-СИДы» построены на базе частотно-регулируемого привода с функцией рекуперации. То есть стенд во время работы не потребляет электроэнергию, а наоборот, выдает ее в сеть – 110 тыс. кВт ежегодно.
Контрольно-измерительные приборы (КИПиА)
В 2007 г. «КЭР-Автоматика» организовано производство датчиков давления, перепада давлений и абсолютного давления. Первоначально датчики прошли испытания на полигоне в Республике Татарстан на таких объектах, как Набережночелнинская ТЭЦ, Казанская ТЭЦ-2. От эксплуатирующих компаний были получены положительные отзывы. Затем состоялась сертификация в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, а также в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. И только после этого было принято решение организовать в Набережных Челнах производство датчиков.
Датчики обеспечивают преобразование измеряемых параметров (давления) в цифровой сигнал и применяются в системах автоматического контроля, регулирования и управления технологическими процессами. В техническом плане датчик практически не уступает аналогам из Европы, при этом дешевле на 15 % по сравнению со среднерыночными ценами. Датчики запущены в серию под брендами «КЭР-АИ» и «КЭР-АИП». Всего выпускается свыше 50 модификаций. Они предназначены для работы в различных отраслях промышленности. На сегодняшний день датчики успешно внедрены не только в энергетике Татарстана, но и на объектах Казахстана: ТЭЦ-1, 2 г. Актау, ТЭЦ-2 г. Алма-Аты.
Стенды испытания двигателей «Контур-СИД» построены на базе частотно-регулируемого привода с функцией рекуперации. То есть стенд во время работы не потребляет электроэнергию, а наоборот, выдает ее в сеть – 110 тыс. кВт ежегодно.
Высоковольтные преобразователи частоты
Одна из ведущих разработок «КЭР-Автоматика» – высоковольтные преобразователи частоты «RU-Drive». Они предназначены для частотного регулирования скорости вращения асинхронных, синхронных и электрических двигателей с фазным ротором мощностью от 250 до 5500 кВт и номинальным напряжением – 3-11 кВ.
В «RU-Drive» реализованы современные технические решения преобразования высокого напряжения полностью управляемыми полупроводниковыми приборами – IGBT (биполярный транзистор с изолированным затвором). IGBT позволяют обеспечить синусоидальную форму тока в обмотках двигателя с малыми искажениями, что уменьшает потери в двигателе.
Высоковольтные преобразователи частоты нашли применение в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Набережные Челны (в частности, на ПНС-5), в генерирующих компаниях, а также в нефтедобывающей отрасли, на буровых установках.
Поскольку сборка ВПЧ «RU-Drive» организована на территории России, то их стоимость по сравнению с мировыми брендами ниже на 30-50 % – при конкурентном качестве.
Высоковольтные преобразователи частоты «RU-Drive» имеют разрешение Ростехнадзора на эксплуатацию на поднадзорных объектах.
Разработкой уже заинтересовались ОАО «Казанькомпрессормаш» и «ОЗНА».
Новые горизонты
Помимо вышеназванных разработок на рынок продвигаются и другие продукты: комплектные насосные установки, дымовые извещатели, дисковые затворы и т.д.
Имеются планы по производству систем охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения, аналитических приборов.
В любом случае, «КЭР-Автоматика» нацелена на развитие инноваций. Да и может ли быть иной компания, чей профиль – инжиниринг?
Россия, Татарстан, г. Набережные Челны, а/я 50; тел./факс: (8552) 39-98-01
keravt@ker-eng.com, www.keravt.com