«Горячие» экоточки Удмуртской Республики
МОКШАНОВ Иван Владимирович
заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по УР
Номер журнала:
Рубрика:
По словам главы Минприроды РФ Ю. П. Трутнева, в 2010 г. будут созданы условия для продолжения запланированной работы. Программы ликвидации загрязнений разрабатываются сейчас в отношении 6 наиболее проблемных экологических точек страны. Какой будет практика по устранению очагов напряжения на территории Удмуртии, рассказывает заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике Иван Владимирович Мокшанов.
- Как Удмуртия участвует в реализации этой инициативы?
- Говоря о практике формирования данного Реестра, необходимо указать на основную цель проводимой работы. Прежде всего, она направлена на решение наиболее острых экологических проблем регионов страны. Удмуртская Республика внесла в федеральный Реестр ряд территорий и объектов. В их число входят Гремихинское и Чутырско-Киенгопское месторождения нефти, территория, прилегающая к Камбарской нефтебазе, выпуск неочищенных коммунальных стоков г. Можги в реку Мутовка, свалка ТБО по Сарапульскому тракту.
- Планируется ли внесение в федеральный Реестр дополнительных объектов, размещенных на территории Удмуртской Республики?
- Управлением Росприроднадзора по УР и Минприроды УР по итогам работы за два последних года выделены еще 4 территории и объекта, которые могут быть включены в федеральный Реестр «горячих» экологических точек. Это Вятская площадь Арланского месторождения, совмещенный выпуск неочищенных стоков в р. Ува ООО «Увинский мясокомбинат» и ОАО «Ува-молоко», территория, прилегающая к пункту подготовки вагонов Ижевского отделения ГЖД (станция «Кама», Камбарский район). Отмеченные проблемные зоны образовались вследствие длительной хозяйственной деятельности. Большая часть из них — «носители» так называемых исторических загрязнений. Важно сказать, что в течение длительного времени природоохранные органы республики, сами предприятия как хозяйствующие субъекты из-за недостатка управленческих рычагов не рассматривали возможность ликвидации этих объектов и территорий. Во-первых, отсутствовало надлежащее информационное обеспечение государственного экологического контроля - этот вопрос относится к компетенции региональных органов государственной власти. Во-вторых, не были разработаны соответствующие правоприменительные механизмы, внедрение которых осуществляется на уровне федеральных органов исполнительной власти. Они связаны с разработкой и утверждением методик расчета вреда, причиняемого компонентам природной среды (на текущий момент механизмы для расчета вреда, причиненного поверхностным водным объектам, отдельным категориям земель, уже существуют). Совокупность обозначенных факторов являлась барьером для ликвидации этих объектов и территорий, потенциально относящихся к «горячим» экоточкам.
- Насколько эффективны меры, предпринимаемые сегодня на територии Удмуртской Республики, для урегулирования проблемы «горячих» экологических точек?
- Что касается такой проблемы, как выпуск неочищенных коммунальных стоков г. Можги (МУП ЖКХ г. Можга), то она имеет особый срок давности. Сброс неочищенных стоков в реку Мутовка осуществляется уже на протяжении 15 лет. Конечно, вопрос о необходимости строительства очистных сооружений ставился перед предприятием неоднократно, предпринимались определенные шаги по разработке проекта строительства. Тем не менее в настоящее время проблема остается нерешенной. В связи с этим в будущем году на данном объекте Управлением планируется проведение целевых контрольно-надзорных мероприятий. Важно отметить, что цель проверки будет выведена за рамки «номинального» установления размера штрафных санкций за выпуск неочищенных коммунальных стоков. Результатом контрольных мероприятий станет определение конкретных путей решения проблемы с установлением размера причиняемого ущерба, сроков устранения данного нарушения. На протяжении двух последних лет Управлением при информационной поддержке Минприроды Удмуртской Республики проводились контрольные мероприятия и в отношении таких «горячих» экологических точек, как территория, прилегающая к Камбарской нефтебазе, Гремихинское месторождение нефти, а также территория, прилегающая к пункту подготовки вагонов Ижевского отделения ГЖД (станция «Кама», Камбарский район). Следует подчеркнуть, что впервые за многолетнюю практику результатами мероприятий стало не традиционное взыскание административных штрафов, а фактическое решение проблем крупномасштабных загрязнений. Проверка филиала ОАО «РЖД» была проведена в 2008 г. Ее результаты позволили официально констатировать, что в результате длительного сброса жидкости из отстойника пункта подготовки вагонов ст. «Кама», содержащей нефтепродукты, происходило системное загрязнение земель лесного фонда. Площадь загрязненного лесного участка составила 2170 кв. м. По данному факту Управлением был предъявлен иск к ОАО «Российские железные дороги» на сумму более 14,5 млн руб. Решением Арбитражного суда УР регламентировано, что ОАО «РЖД» обязано в срок до 1 апреля 2010 г. провести работы по ликвидации источника загрязнения и рекультивации загрязненных земель. Показательно, что на сегодняшний день компания реализует комплекс указанных мероприятий. Также в 2008 г. Управлением была проведена проверка Гремихинского месторождения нефти. Согласно программе, сформированной по результатам контрольной деятельности, ОАО «Удмуртнефть» выявлены источники загрязнения недр, проведены соответствующие работы по объектам нефтедобычи. В настоящее время компанией осуществляется ликвидация последствий техногенного воздействия на геологическую среду и поверхностные водные объекты, реализуются меры по предупреждению и снижению негативного влияния. Серьезная работа проведена в отношении Камбарской нефтебазы ОАО «Удмуртнефтепродукт». Благодаря результатам комплексной проверки установлено, что эксплуатация объекта, действующего с 1931 г., привела к крупномасштабному загрязнению прилегающей территории и грунтовых вод. Геоэкологические исследования дали основания судить о том, что источником загрязнения является наливочная эстакада, эксплуатируемая с нарушениями действующих норм и правил. На сегодняшний день общая площадь загрязненных земель составляет 38,7 га. Предприятию предъявлен иск о взыскании причиненного ущерба. Кроме того, выдано предписание о ликвидации грунтовых загрязнений. В настоящее время с ООО "Удмуртнефтепродукт" достигнуто соглашение о добровольном выполнении комплекса работ по ликвидации источника загрязнения и негативных последствий выявленных нарушений. Проект мирового соглашения одобрен руководством ОАО «Лукойл». В соответствии с документом ответчик обязан в срок до 1 января 2011 г. провести на загрязненной территории предпроектные работы и предоставить проект ликвидации загрязнения. Далее, в срок до 1 января 2016 г. ответчик обязался выполнить комплекс работ по ликвидации источника загрязнения и его последствий. По предварительным оценкам, объем затрат на реализацию целевых мероприятий составит несколько миллиардов рублей. В настоящее время ОАО «Лукойл» принято решение о реконструкции наливочной эстакады Камбарской нефтебазы. Отрицательный пример сотрудничества с природоохранными структурами демонстрируют ООО «Увинский мясокомбинат» и ОАО «Ува-молоко». Как уже говорилось, предприятиями на протяжении ряда лет осуществляется сброс неочищенных сточных вод в р. Ува со значительным, в сотни раз, превышением установленных лимитов по сбросу загрязняющих веществ. Еще в 2006 г. хозяйствующим субъектам было предписано в течение трех лет выполнить работы по строительству очистных сооружений. Однако до настоящего времени, как показывают последние проведенные проверки, судебные решения предприятиями не выполнены. Они по-прежнему продолжают сброс неочищенных сточных вод в р. Ува. Только за 15 дней, в течение которых на предприятиях длились надзорные проверки, водному объекту причинен вред в размере 1,12 млн руб. Исковые требования направлены в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
- Какие новые законодательные инициативы лоббирует сегодня Управление Росприроднадзора по УР для решения значимых экологических проблем республики?
- На состоявшемся аппаратном совещании при Президенте Удмуртской Республики А.А. Волкове руководитель Управления Росприроднадзора по УР В. М. Григорьев внес предложение об установлении Законом Удмуртской Республики административной ответственности за отдельные виды правонарушений в области охраны окружающей среды. Напомню, что из Закона Удмуртской Республики от 16.11.01. №49-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» Глава 2, регламентирующая ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды, в свое время была исключена. В настоящее время назрела необходимость устранения образовавшегося законодательного пробела. Это обусловлено огромным числом фактов, связанных с правонарушениями в области охраны окружающей среды. В частности, для Удмуртии актуальна проблема организации импровизированных автомоек вблизи водных объектов. Целесообразно было бы установить административную ответственность за мойку транспортных средств в водоохранных зонах, а также в прибрежных защитных полосах водных объектов. Такой конструктивный и законодательно подкрепленный подход позволил бы обеспечить решение одной из существенных экологических проблем Удмуртской Республики.