От энергосбережения к энергобезопасности
ВЬЮНОВ Владимир Сергеевич
руководитель Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Политическое решение руководства страны повысить энергоэффективность экономики, добиться снижения энергозатрат, руководствуясь принципом энергосбережения, стало темой для нашей беседы с руководителем Волжско-Окского управления Ростехнадзора Владимиром Сергеевичем Вьюновым.
- Энергосбережение и энергоэффективность – тема очень острая и актуальная, - сообщил в начале разговора руководитель Волжско-Окского управления Ростехнадзора, - и, конечно, в условиях нарастающего дефицита топливно-энергетических ресурсов необходимо принятие мер по их эффективному использованию и создание условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития. Активная энергосберегающая политика также является ключевым звеном, связывающим проблемы экологии и энергетики. На производство энергии в настоящее время затрачивается от 50 до 80% всех природных ресурсов. Топливно-энергетический комплекс также является крупнейшим загрязнителем окружающей среды. Энергосбережение должно стать одним из эффективных инструментов решения экологических проблем.
По словам В. С. Вьюнова, до 2005 г. в России существовала система энергосбережения. В частности, функции нормативного регулирования выполняло Министерство энергетики РФ, обследованиями занимались аккредитованные в системе Минэнерго аудиторские компании, а контроль за результатами обследований и в общем за проведением энергосберегающей политики предприятий осуществлялся органами Госэнергонадзора.
- Многие руководители предприятий и организаций тогда стали уделять пристальное внимание вопросам экономии энергоресурсов, что в конечном итоге влияло на эффективность работы предприятий, - рассказывает руководитель управления. - В результате проводимых энергосберегающих мероприятий были выявлены огромные непроизводительные потери энергоресурсов и значительный потенциал энергосбережения.
Однако после реорганизации федеральных органов исполнительной власти в 2004 г. функции энергосбережения в системе государственного энергетического надзора были признаны избыточными, и созданная организационная система энергосбережения была в какой-то степени утрачена.
- Мы надеемся, что с выходом в 2009 г. нового Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» будет дан новый импульс в решении вопросов энергосбережения, - подчеркивает Владимир Сергеевич.
Законом определен комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности государства. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергоэффективности будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом путем установления, в частности, требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов (в том числе установления запретов или ограничений производства и оборота товаров, имеющих низкую энергоэффективность); обязанности по проведению обязательного энергетического обследования и по учету используемых энергоресурсов; требований энергоэффективности зданий, строений, сооружений, требований к «энергетическому паспорту»; к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также порядка исполнения соответствующих обязанностей.
Нормами, регулирующими энергосбережение, дополнен целый ряд законодательных актов. Такие нормы включены, в частности, в Федеральный закон «Об электроэнергетике», Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 г. № 67 и от 01.06.2010 г. № 391 на Ростехнадзор возложены полномочия по контролю и надзору в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и представлению информации оператору государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- Я думаю, что деятельность в области энергосбережения в ближайшие годы будет налажена, поскольку есть наработанная база и профессионалы в этой области, - отмечает Владимир Сергеевич Вьюнов.
По мнению руководителя управления, к вопросу энергосбережения должен быть применен комплексный подход, так как сама проблема экономии топлива и энергии является многоцелевой и долговременной. Она должна решаться такими методами, чтобы заинтересованность в снижении нерационального потребления топливно-энергетических ресурсов проявлялась не только у государства, но и у каждого производителя и потребителя энергии. Экономический интерес, основанный на взаимовыгодности в рыночных условиях, - главное требование, которое должно лежать в основе решения этой проблемы.
- Энергосбережение – это не самоцель, и не только экономия, но и решение экологических проблем, повышение уровня надежности энергоснабжения и уровня безопасности производств, - подчеркнул в заключение В. С. Вьюнов.