Возможности повышения эффективности экспертизы промышленной безопасности
АПТЕР Г.Б.
директор ООО «ИКЦ Промаудит»;
РЫБАКОВ И.Ю.
начальник отдела ООО «Проект-эксперт»;
ЛОГИНОВ А.Ю.
эксперт ООО «Проект-эксперт»;
ДЕУЛИН А.А.
главный инженер ООО «Промэнергобезопасность»;
ГЕРАСИМОВ А.С.
ведущий инженер ООО «Промэнергобезопасность»
Номер журнала:
Рубрика:
В 2014 году в России изменился порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности, который оценивался как очередной шаг к снятию административных барьеров. К началу 2015 года многие эксперты пришли к выводу, что ситуация в этом секторе изменилась во многом к худшему.
Таким образом, согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика. При этом порядок лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности установлен Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 года № 682. Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее — экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности установлены федеральными нормами и правилами в области промбезопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538.
Нововведения в этой сфере были определены Федеральным законом Российской Федерации от 2 июля 2013 года № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях» и федеральными нормами и правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, вступившими в силу 1 января 2014 года. Чуть позже появился Временный порядок учета заключений экспертизы промышленной безопасности, руководствоваться которым предписано до принятия соответствующего административного регламента.
В Ростехнадзоре отмечают резкое снижение качества проведения экспертизы промышленной безопасности. В частности, руководитель Ростехнадзора Алексей Владиславович Алешин объясняет это следующим образом: «Без нашего контроля в этой области на рынке появилось достаточно большое количество небольших посредников, которые выдают заключения промышленных экспертиз, практически не имея на то ни квалификации, ни ответственности. Когда крупные предприятия объявляют конкурс по выбору экспертной организации, появляются эти небольшие компании, которые демпингуют, не имея в своем составе квалифицированных экспертов, не имея нужного лабораторного оборудования для того, чтобы провести необходимую экспертизу. И, таким образом, само содержание этих экспертиз крайне низкого уровня. Поэтому здесь необходимо наводить порядок». Только за первое полугодие 2014 года на ОПО России, объектах энергетики и ГТС произошло 113 аварий, в ходе которых погиб 141 человек. В ходе расследования их причин большое количество вопросов возникло к качеству проведенной на объектах экспертизы промышленной безопасности.
В России на сегодняшний день зарегистрировано более 5000 экспертов, которые могут проводить экспертизу промышленной безопасности. При этом представители надзорных органов признают, что это слишком много, что в России «физически не может быть столько экспертов» (источник: www.gosnadzor.ru).
Как отмечает генеральный директор Национального союза саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности (НССО ПБ) Аникушин Алексей Васильевич, основные проблемы это:
- на рынке работают предприятия и эксперты, которые только формально подтвердили свое соответствие требованиям законодательства, но не обладают необходимыми компетенциями;
- наличие пробелов в нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы экспертизы промбезопасности, учитывающих отраслевые особенности ОПО, в том числе методик и правил.
Более того, федеральные нормы и правила проведения экспертизы промбезопасности отменили положения и методические указания проведения экспертизы промышленной безопасности ОПО угольной промышленности, на которых используются паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды, объектов по хранению и переработке зерна, на которых используются подъемные сооружения, металлургических и коксохимических производственных объектов, очистных механизированных комплексов, связанных с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом, и еще ряд нормативно-правовых документов.
Ранее проблемы качества экспертизы если и существовали, то нивелировались за счет полномочий Ростехнадзора, который утверждал результаты экспертизы промышленной безопасности и выявлял значительное количество нарушений. При этом заключения могли быть и не утверждены. В настоящее время Ростехнадзор только вносит в соответствующий реестр заключения, по сути, без рассмотрения.
Одной из причин резкого снижения уровня экспертных организаций можно считать снижение требований при лицензировании, включая исключение обязательности наличия лаборатории неразрушающего контроля, нормативно-методической базы. А как следует из разъяснений Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разреши-тельной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, из требований к квалификации эксперта может быть исключен пункт об обязательном опыте работы в течение не менее пяти лет «в соответствующей области аттестации требований промышленной безопасности». Это формулировка может быть заменена на слова «по специальности». Хотя это совершенно разные требования.
Несмотря на то, что существующие УК РФ и КоАП РФ предусматривают уголовную и административную ответственность за ненадлежащее качество осуществления экспертизы, проблематично привлечь к ним экспертную организацию. Это связано с вышеуказанной проблемой большого количества пробелов в нормативно-правовой базе. Тем самым вся полнота ответственности за качество экспертизы возложена исключительно на эксперта, но механизма привлечения его к ответственности, по сути, нет. Статьи же уголовного кодекса и кодекса об административных нарушениях остаются во многом декларативными.
Последствиями этого может стать дальнейшее снижение качества экспертизы промышленной безопасности и, соответственно, повышение рисков, связанных с эксплуатацией ОПО.
В свое время существовал институт добровольной аккредитации экспертных организаций при Ростехнадзоре. Но в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций. Альтернативой ему могло бы стать саморегулирование, где Ростехнадзор мог бы осуществлять контрольно-надзорные функции не в отношении отдельных экспертных организаций, а некоммерческих партнерств. Эту идею озвучивает НССО ПБ. Но пока этот процесс тормозится в связи с тем, что саморегулирование не совсем оправдало себя в строительной отрасли.
Сегодня можно утверждать, что ответственность за качество экспертизы возложена на экспертную организацию. Это в какой-то мере стало причиной того, что профессиональное сообщество призывает вернуть надзор в этой сфере.
Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Чебышева, д. 4, оф. 416/1, тел./факс: (343) 357-53-20,e-mail: info@peb2011.ru, www.peb2011.ru