Прозрачные СРО: ужесточаются требования к саморегулируемым организациям в сфере строительства
Номер журнала:
Рубрика:
Борьба с коррупционной составляющей в системе СРО приобретает дополнительную поддержку, что наиболее показательно — законодательного формата. Проектом Федерального закона № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» предлагается ужесточить требования к саморегулируемым организациям в сфере строительства. Корректировки касаются достаточно серьезных пунктов, и это дает основание полагать, что в рамках СРО климат легитимности «потеплеет».
Госдума РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее — законопроект). Разработчики документа предлагают для саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установить дополнительные обязанности.
Предлагается, в частности, следующее. Решение о приеме нового члена СРО будет принимать только постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации. Авторы законопроекта выдвигают идею уточнения правил приема в члены СРО. По мнению экспертов, сегодня многие саморегулируемые организации наделяют единоличные исполнительные органы полномочиями принимать решение о приеме в члены СРО, что может привести к злоупотреблениям и коррупционным проявлениям.
Соответственно, в законопроекте определено, что только постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации может принимать решения о приеме в СРО и о выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Указанное полномочие нельзя будет передавать иным органам СРО.
Стоит подчеркнуть, что согласно п. 6 ч. 7 ст. 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» по общему правилу принятие решения о вступлении в члены СРО отнесено к компетенции постоянно действующего коллегиального исполнительного органа такой организации. Иной порядок может быть установлен федеральным законом. Однако в Градостроительном кодексе не закреплены соответствующие исключения. Следовательно, данное общее правило сейчас распространяется на СРО в сфере строительства. Эта позиция отражена также и в практике арбитражных судов (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 8 августа 2012 года по делу № А40-6489/12-137-57).
Несколько слов следует сказать о новых требованиях к хранению и раскрытию информации. В законопроекте содержится ряд требований в отношении информации о членах СРО, а также к деятельности такой организации.
Во-первых, предлагается установить обязанность вести и бессрочно хранить дело члена саморегулируемой организации. В данное дело необходимо будет включать следующие документы, касающиеся взаимоотношений СРО с членом данной организации:
- представленные при приеме в члены СРО;
- представленные для внесения изменений в свидетельство о допуске к определенному виду работ;
- представленные для возобновления и прекращения действия свидетельства о допуске, а также для добровольного выхода из членов СРО.
Помимо этого в деле будут содержаться сведения о результатах осуществления контроля СРО за деятельностью члена такой организации и о примененных в его отношении мерах дисциплинарного воздействия.
Важно уточнить, что в настоящее время для саморегулируемых организаций законодательно не установлена обязанность хранить вышеуказанные сведения. При этом в отношении информации о результатах проведенных СРО проверок деятельности своих членов определено, что эта информация должна публиковаться в СМИ и (или) размещаться в информационно-телекоммуникационных сетях (п. 13 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»), а также должна быть доступна неограниченному кругу лиц.
Во-вторых, планируется увеличить количество сведений, которые СРО должны будут размещать на своем сайте. Так, они будут обязаны не позднее чем через три дня после принятия публиковать протоколы заседаний общего собрания членов СРО, а также протоколы заседаний постоянно действующего коллегиального органа управления.
Кроме того, предлагается установить правило, согласно которому сведения, содержащиеся в реестре членов СРО, должны быть доступны неограниченному кругу лиц для бесплатного ознакомления на сайте СРО.
В самом реестре будет содержаться больше сведений. В нем дополнительно должен будет указываться номер свидетельства о допуске члена СРО к определенному виду (видам) работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.Разработчики законопроекта предлагают расширить перечень оснований для обращения Ростехнадзора в арбитражные суды с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра СРО в случае нарушения ею отдельных требований Градостроительного кодекса.
Согласно законопроекту новым основанием будет неисполнение требований к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, которые не соответствуют установленным Градостроительным кодексом минимальным требованиям к выдаче такого свидетельства.
Вместе с тем предлагается определить, куда должно быть подано соответствующее заявление: оно будет подаваться по месту нахождения Ростехнадзора. В настоящее время подобное заявление подается согласно общим правилам подсудности по месту нахождения ответчика (ст. 35 АПК РФ).
Возможность обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении СРО из государственного реестра дополнительно планируется предоставить и Национальному объединению саморегулируемых организаций. Такое обращение будет возможно, если саморегулируемая организация не исполнит в указанный срок предложения об устранении нарушений законодательства, вынесенные в соответствии с ч. 10 ст. 55.20 Градостроительного кодекса. В законопроекте не раскрывается вопрос о подсудности подобных обращений.