Экология сточных вод: новые требования законодательства
Номер журнала:
Рубрика:
Загрязненные отходами и выбросами производства, сточные воды промпредприятий могут вызывать колоссальную деградацию водоемов. Ограничителем, позволяющим хотя и не в полном объеме, но все же в определенной мере создавать «подушку безопасности» для этой сферы, является законодательная модернизация. Важным шагом для обновления регламентов стало утверждение Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2013 года № 525 «Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод».
Вступившие в силу Правила устанавливают порядок осуществления организацией, проводящей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения.
Правила устанавливают, что периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в п. 7 настоящих Правил, и не может быть реже 1 раза в год. При проведении контроля организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ или лимитам на сбросы загрязняющих веществ, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод.
Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в месяц в случае, когда за последние 3 года, предшествующие году начала реализации программы контроля состава и свойств сточных вод, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемых сверх установленных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы, с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод.
В случаях, когда при применении в отношении абонента периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод, предусмотренной п. 7 настоящих Правил, в течение 6 месяцев не был установлен сброс сточных вод с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, в отношении абонента устанавливается периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в соответствии с п. 6 настоящих Правил.
Основаниями для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод являются:
- возникновение аварий, повреждение или выход из строя централизованной системы водоотведения или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения;
- обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод показателям, указанным в декларации о составе и свойствах сточных вод, в том числе обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения;
- обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения локальных очистных сооружений либо работы указанных сооружений с нарушениями условий их эксплуатации;
- получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), предписаний об устранении нарушений условий использования водных объектов в части сбросов в водные объекты сточных вод, не соответствующих нормативам допустимых сбросов и (или) лимитам на сбросы, либо нарушений, повлекших или создающих угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц или здоровью населения.
Контроль включает в себя отбор проб сточных вод и последующий их анализ.
Организацией, осуществляющей водоотведение, разрабатывается и утверждается программа контроля состава и свойств сточных вод по установленной форме.
Документ согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Срок действия программы составляет не менее 3 лет.
Программа контроля включает в себя:
- перечень абонентов;
- указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля;
- указание мест отбора проб сточных вод.
Основаниями для отказа территориального органа Росприроднадзора в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод являются:
- несоответствие программы контроля состава и свойств сточных вод форме, приведенной в приложении № 1 к настоящим правилам;
- несоответствие периодичнос_ти отбора проб сточных вод положениям, предусмотренным пунктами 6 и 7 правил;
- неуказанные места отбора проб сточных вод;
- несоответствие срока действия программы контроля состава и свойств сточных вод положениям, предусмотренным п. 4 правил.
Территориальный орган в случае принятия решения об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод направляет в организацию, осуществляющую водоотведение, письменный отказ с указанием мотивированных оснований, по которым принято это решение, в том числе с указанием конкретных данных и (или) разделов, содержащихся в программе контроля состава и свойств сточных вод, не соответствующих положениям настоящих правил.
При получении отказа в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, дорабатывает программу контроля состава и свойств сточных вод и не позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения отказа в ее согласовании представляет ее на согласование в территориальный орган по месту нахождения организации, осуществляющей водоотведение.
Согласование доработанной программы контроля состава и свойств сточных вод осуществляется территориальным органом в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктами 11 и 13 правил.