Сертификация нефтесервисных компаний: это не политическое требование ВТО, а механизм подтверждения качества работ
Ставка на построение систем менеджмента в ССК сегодня полностью оправдала себя. Без сертификатов международного уровня сложно заявить о себе даже на территории нашей страны.
Номер журнала:
Рубрика:
Вступление России в ВТО серьезно усилило конкуренцию среди нефтесервисных компаний. Квалифицированный персонал, технологическое превосходство и, в первую очередь, — сертификация производственных процессов на соответствие требованиям международных стандартов ISO9001, ISO 14001 и OHSAS 18001 — становится сегодня существенным преимуществом в конкурентной борьбе.
Основы гарантии
Для сервисных компаний сертификаты играют огромную роль при заключении долгосрочных контрактов c деловыми партнерами. ГОСТы гарантируют, что предприятия располагают соответствующей материально-технической базой, высококвалифицированными специалистами и системой управления качеством, соответствующей международным стандартам. Разумеется, интегрированная система менеджмента повышает и престиж компании, ее авторитет в отрасли.
Один из примеров этого тренда — стратегия развития Сибирской сервисной компании. Наличие международных сертификатов не связано ни с какими политическими событиями: интегрированная система менеджмента внедрена в деятельность компании несколько лет назад. И это уже принесло свои плоды: ЗАО «ССК» известно на рынке как предприятие, которое отвечает за качество своих услуг, экологическую и промышленную безопасность производства.
Весной 2013 года в Томском и Красноярском филиалах ЗАО «ССК» прошел инспекционный аудит интегрированной системы менеджмента качества, потому как сертификат не просто выдается компании на три года: ежегодно его обладатель должен подтверждать свое право на обладание сертификатами соответствия системам менеджмента качества.
Сертификат как профилактика
Принятые международные стандарты универсальны, в соответствии с ними сертифицируются и нефтяные компании, и металлургические, и пищевые фабрики, и другие производства. В них заложен единый подход к менеджменту предприятия, предусматривающий планомерное, шаг за шагом, улучшение производственных показателей тех составляющих работы, которые учитываются при сертификации, например, экология или производственный травматизм.
Три кита
Стандарт ISO 9001:2008 подтверждает высокий уровень управления качеством, ISO 14001:2004 — то, что компания ведет свою деятельность в соответствии с международными экологическими требованиями, сертификат OHSAS 18001:2007 служит гарантом того, что компания придерживается международных стандартов в области охраны труда и производственной безопасности.
Ставка на построение систем менеджмента в ССК сегодня полностью оправдала себя. Без сертификатов международного уровня сложно заявить о себе и на территории нашей страны. К примеру, у таких крупнейших российских компаний отрасли, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «РуссНефть» одним из основных условий участия в тендерах на буровые и разведочные работы является наличие сертификатов ISO и OHSAS.
Экспертный менеджмент
В ходе ежегодного надзорного аудита филиалов Сибирской сервисной компании исполнению требований в области менеджмента качества было уделено пристальное внимание. Здесь эксперты опираются на ряд методов, позволяющих определить, соответствует ли деятельность предприятия требованиям международных стандартов: проводят собеседование с персоналом, анализируют документы, осматривают технологические участки и наблюдают за тем, как идет производственный процесс. С этой целью ведущий аудитор международной квалификации «SGS Восток Лимитед» Андрей Сливкин выезжал на разведочную скважину № Р-95 Южно-Тепловского месторождения, где Томский филиал ЗАО «ССК» ведет буровые работы для ООО «РН-Юганскнефтегаз». Забегая вперед, необходимо отметить, что аудит критических нарушений не выявил.
Порядок проведения проверки также предусматривает сравнение несоответствий, выявленных при аудите прошлого года, с нарушениями нынешнего. Специалист проверяет, были ли они устранены. Если нарушения не ликвидированы, то возникает риск аннулирования сертификата, так как сама идея внедрения системы международных стандартов заключается в том, чтобы предприятие, получившее сертификат, постоянно стремилось к увеличению результативности своего управления, тем самым повышая качество продукции и удовлетворенность заказчика от полученных услуг. Этот процесс сами аудиторы в шутку сравнивают с футболом: нанимаются тренеры мирового уровня, покупаются сильные игроки, но до гола дело никак не доходит. Международные стандарты требуют не просто правильно перемещаться по полю, а готовность быть результативными — приносить победные голы: не разовые, не случайные, а как закономерный стабильный итог постоянных и грамотных усилий предприятия.