Несоблюдение межремонтных сроков увеличивает дефекты дорожных покрытий
ПАШИН Вячеслав Петрович - министр промышленности транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл
Номер журнала:
По причине крайне недостаточного финансирования работ по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог не соблюдаются нормативные межремонтные сроки, и в результате происходит рост количества дефектов элементов дорог.
Развитие дорожного хозяйства республики невозможно без предоставления субсидий из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования. Действующие федеральные целевые программы не предусматривают механизма финансирования регионов на эти цели.
Мероприятия в области дорожного хозяйства регулируются подпрограммой «Дорожное хозяйство», которая является составной частью государственной программы РМЭ «Развитие транспортной системы и повышение безопасности дорожного движения на период до 2020 года». Размер дорожного фонда республики в 2014 году составляет 1 634,3 млн рублей, из них только около 900 млн рублей направлены на модернизацию, развитие и повышение безопасности дорожного движения на сети автомобильных дорог республиканского значения общего пользования. Остальные средства дорожного фонда предусмотрены на оплату работ, выполненных в 2013 году (217 млн рублей), предоставление субсидий муниципальным образованиям (314 млн), уплату налога на имущество, относящегося к автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения и сооружениям на них (123 млн рублей) и другое.
Федеральные дороги, проходящие по территории РМЭ, соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям.
Проблемы отрасли
Основная проблема, как уже было сказано выше, — крайне недостаточное финансирование дорожной отрасли РМЭ (12 % от норматива). Предлагается увеличить акцизы на ГСМ до 2020 года на один рубль ежегодно.
Нагрузки от современных грузовиков, которые значительно превышают несущую способность существующей сети дорог, приводят к интенсивному разрушению конструкций дорожной одежды.
В торгах на выполнение дорожных работ участвуют также и недобросовестные строители.
Что касается сельских дорог: к 2017 году в республике не останется населенных пунктов с количеством жителей более 125 человек (именно такое количество — один из критериев для получения субсидии из федерального бюджета). Предлагается уменьшить значение критерия до 80 человек и более.
Считаем необходимым предусмотреть выделение субсидий по отдельному нормативу на строительство мостовых переходов. Также необходимо внести изменения в закон по транспортной безопасности. Все мостовые сооружения республики имеют III и IV категории. Независимо от интенсивности движения по мосту согласно закону они должны быть защищены (установка видеонаблюдения, введение пропускного режима, задержка нарушителей). Объем затрат на реализацию данного мероприятия сопоставим с объемом регионального дорожного фонда. За 70 лет в регионе не произошло ни одного инцидента с вмешательством «террористов». Предлагается пересмотреть категорирование, по которому можно четко определить только те мосты, которые действительно нуждаются в охране.
Качество дорожного строительства
Несмотря на все проблемы, дорожное строительство в Республике Марий Эл осуществляется с учетом факторов, влияющих на качество дорог:
- наличие и грамотное функционирование технического надзора за строительством со стороны заказчика. Строгий контроль в процессе производства и приемки выполненных работ;
- строгая производственная дисциплина со стороны подрядчика. Неукоснительное соблюдение требований технических регламентов и национальных стандартов;
- применение строительных материалов и технологий, обеспечивающих высокую степень надежности построенного объекта.
Проекты и планы
В настоящее время в Республике Марий Эл реализуются следующие дорожно-транспортные проекты:
- строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». В 2014 году более 850 сельских жителей республики будут обеспечены автомобильными дорогами с твердым покрытием протяженностью 12,5 км с сетью автомобильных дорог общего пользования;
- в ближайшем будущем планируются следующие дорожно-транспортные проекты:
- строительство магистральной улицы в створе ул. Кирова и ул. Строителей в г. Йошкар-Оле;
- строительство автомобильной дороги Йошкар-Ола – Дорожный;
- реконструкция автомобильной дороги Одобеляк — Куженер — Параньга на участке км 0 + 000 — км 6 + 632;
- продолжение строительства автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования.