Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Образовательная составляющая промбезопасности

 

Номер журнала: 

Решая проблемы промышленной и экологической безопасности, руководство страны предлагает повысить уровень ответственности каждого звена: проектировщиков, эксплуатирующих и обслуживающих организаций. Повышение ответственности неразрывно связано с увеличением уровня компетентности, особенно тех, кто занимается непосредственной эксплуатацией оборудования на объектах, руководителей и специалистов предприятий.

В этом им предлагают свою помощь учебные центры и учебно-курсовые комбинаты Удмуртии и Ижевска. Им же, в свою очередь, необходимо консолидировать свои силы, чтобы выполнить эту задачу наилучшим образом.

Ответственность - значит, компетентность
Негативной альтернативой ответственности является халатность. Проблему халатности и разгильдяйства Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, после техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций, пожара в Пермском кафе «Хромая лошадь» и других, произошедших в 2009 г., возвел на уровень государственной. «Исправить это можно лишь одним способом: наказывать и рублем и мерами административного и уголовного преследования», - заявил он.
На прошедшем в марте заседании комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России главой государства было дано поручение до 1 августа 2010 г. представить предложения по консолидации научного и образовательного потенциала, в частности, в топливно-энергетической отрасли, и по созданию с участием ведущих высших учебных заведений страны отраслевых инжиниринговых центров, обеспечивающих внедрение и освоение передовых технологий.
В настоящий момент процессы консолидации прослеживаются везде. В некоммерческие партнерства и саморегулирующие организации объединяются строители, проектировщики, изыскатели, представители образования, страхования и других сфер. Объединение позволяет его участникам держать под контролем негативные явления на рынке и сообща решать общие проблемы, а также профилактировать новые. Первичным уровнем объединения можно считать конференции и круглые столы, другие мероприятия, на которых их участники, не вошедшие в НП и СРО, могут обмениваться опытом, делиться актуальной информацией, вырабатывать программы совместных действий.
Как сказал министр природных ресурсов Российской Федерации Юрий Петрович Трутнев, в последние годы, в которые Ростехнадзор относится к ведомству Минприроды, проводится совершенствование законодательства. Так, подготовлены технические регламенты, определяющие требования безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, безопасности лифтов. Начаты разработки законодательной оболочки технических требований, порядка осуществления и предмета государственного надзора.
Однако, по словам Юрия Петровича Трутнева, нынешнее законодательство размыто с точки зрения определения границ ответственности, которая должна быть предельно тесно связана с компетентностью. «За одно и то же отвечают все понемножку: проектировщики, эксплуатанты, изготовители и надзорные органы. С одной стороны, очень удобно, всем можно сказать, что они виноваты, но с другой - никто конкретно ответственности не несет», - сказал министр. По его словам, необходимо точно определить зону ответственности каждого субъекта, имеющего отношение к проектированию, изготовлению, эксплуатации, сервису, выводу из эксплуатации опасного оборудования. Как он сказал, главное - точно определить, на какой стадии жизненного цикла кто за что должен нести ответственность. И сделать, так, чтобы каждый понял, что любое происшествие - это его ответственность со всех точек зрения, с точки зрения финансовой, репутационной, уголовной. Законодательство будет меняться именно в этом направлении.

Учебные центры - за консолидацию сил
В условиях повышения ответственности руководителей и персонала за безопасность производимых на промышленных предприятиях работ необходимо улучшать качество подготовки руководящего состава, специалистов и рабочих.                      Учебные комбинаты, готовящие специалистов для промышленной сферы Удмуртии, повышающие квалификацию руководителей и инженерно-технических работников предприятий, имеют общую цель. Эта цель - качественная подготовка их слушателей. От того, какие знания они получат, во многом зависит безопасность людей, работающих на предприятии, и не только их. Повышение их компетентности выразится в уменьшении аварийности и производственного травматизма.
С этим связан вопрос оплаты труда преподавательского состава учебного центра. Преподаватели будут хорошо работать там, где они смогут получать достойную зарплату и в полной мере реализовывать свой научный и творческий потенциал, получая возможность пользоваться современными техническими средствами обучения, повышать уровень своей квалификации, ориентируясь на лучшие российские и зарубежные образцы.
Приказом Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 4 августа 2009 г. №454 утвержден Порядок работы секретариата территориальной аттестационной комиссии Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которым, в частности, определено, что секретариат ТАК может принять решение о проведении аттестации в заочной форме при соблюдении следующих условий:
- соответствие уровня образования занимаемой должности;
- соответствие профильности образования;
- достаточный опыт работы на опасном объекте;
- положительный результат тестирования при контроле знаний после прохождения предаттестационной подготовки (отсутствие неправильных ответов);
- наличие предыдущей аттестации по соответствующей области и правилам;
- периодическая аттестация.
Приказом Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 24 июня 2009 г. №360 определен состав территориальной аттестационной комиссии по аттестации руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Западно-Уральскому управлению Ростехнадзора.
Приказом Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 31 июля 2009 г. №447 определен состав отраслевой комиссии Западно-Уральского управления по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора инспекторского персонала и работников организаций, поднадзорных Западно-Уральскому управлению Ростехнадзора.
Как повысить качество преподавания, оставляя при этом обучение в учебном центре доступным по цене для предприятий и организаций любого уровня? Эту проблему, по словам директора Института управления Бориса Николаевича Первякова, не удается решить на протяжении многих лет. Проблемы ценообразования и повышения качества преподавания, а также другие темы, наиболее актуальные и интересные его коллегам из учебных центров Ижевска, Борис Первяков предложил вынести на обсуждение на страницах журнала «Промышленная и экологическая безопасность», издаваемого ООО «Евро-18».



Комментарий специалиста

Первяков Борис Николаевич, директор НОУ "Институт управления"
Миссия нашей компании  - повышение успешности предприятий России, их сотрудников и всего общества. В ее составе работают эксперты различного профиля, что позволяет осуществлять комплексный консалтинг любых предприятий. Наша цель - быть одной из ведущих консалтинговых фирм в вопросах преобразований компаний, сотрудничать с ведущими компаниями мира в области менеджмента.
Чтобы наладить конструктивный и долговременный диалог с руководителями удмуртских и российских компаний, работающих на одном с нами рынке, есть предложение создать координационный совет при журнале «Промышленная и экологическая безопасность».
Хотелось бы также чаще проводить совещания, круглые столы с руководителями и специалистами учебных комбинатов, надзорных органов, других ведомств, предприятий и организаций. На этих мероприятиях мы могли бы услышать «из первых уст» статистические данные, информацию о законодательных и других изменениях и обновлениях, рекомендации и предостережения по «горячим следам» после происшествий на производстве.
Недавно вышли новые положения о работе аттестационной комиссии, приеме экзаменов, тестировании. У нас по ним есть ряд вопросов. После всестороннего освещения и обсуждения их на совместном мероприятии все учебные комбинаты, я думаю, старались бы в дальнейшем исполнять все требования наилучшим образом.
Эти знания нужны всем руководителям, тем более что по новому положению они должны будут подтверждать свою компетенцию в Москве, если, в том числе, и по их вине произойдет случай с негативными последствиями. Сегодня мы чаще всего, можно сказать, знаем понаслышке о таких чрезвычайных происшествиях, случившихся в течение года. Если бы мы все вместе участвовали в их обсуждении, то руководители задумались бы и почувствовали коллективную ответственность за общее дело.

Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 110,
тел./факс 37-50-88, тел./факс 37-95-74, e-mail:
nou@insman.ru




Мнение эксперта

Абдрахманова Екатерина Александровна, диреткор АНО "УЦ Дом науки и техники"
В настоящее время актуальной тенденцией развития экономики государства стало объединение научного и образовательного потенциала в различные формы. Например, в такие, как некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации. Данные объединения позволяют значительно повысить качественный уровень предоставляемых услуг, контролировать и в определенной степени участвовать в формировании общей ситуации, происходящей на рынке. Это формирует условия для здоровой конкуренции среди учебных центров, основанной на объективной оценке уровня качества оказываемых услуг, и повлечет за собой устранение «случайных» участников рынка.
Более того, это стимулирует внедрение передовых технологий и современных методик  обучения. Система образования, предлагаемая АНО «Учебный центр Дом науки и техники», включает в себя гибкое, индивидуализированное обучение, базирующееся на современных и качественных методиках преподавания. Опыт применения современных образовательных методик позволил значительно расширить сформировавшиеся рамки работы. В результате в настоящее время учебный центр сотрудничает с ведущими отраслевыми компаниями Удмуртии: ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Белкамнефть», ООО «Белкамстрой», ООО «Удмуртэнергонефть». Системно расширяется и практика участия учебного центра в организуемых компаниями тендерных конкурсах на обучение и повышение квалификации персонала. Все это позволяет объективно подходить к решению острых вопросов, тем самым предупреждая возникновение техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций.


Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 200 (школа №66, левое крыло, вход со двора),
тел./факс: (3412) 66-34-72, 66-59-31, 63-63-16, e-mail:
dnt@udmnet.ru



Комментарий специалиста

Селина Е.Б., начальник учебно-методического отдела ООО "Учебный центр "Альтон"
Вопросы повышения уровня подготовки специалистов, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах, вопросы повышения ответственности самих учебных центров за качество подготовки кадров становятся все актуальнее. Это, к сожалению, подтверждается серьезными авариями и инцидентами, одной из причин которых нередко становится недостаточная квалификация и плохая обученность персонала, работающего на опасных производствах.
Предполагается, что одним из действенных инструментов повышения качества подготовки и обучения специалистов может стать обязательное вступление каждого учебного центра в профильную саморегулируемую организацию (СРО) и необходимость получения допуска СРО на выполнение работ по подготовке специалистов в соответствующих областях. Большая работа в этом направлении проводится координирующим органом по развитию СРО в области промышленной безопасности - ОАО НТЦ «Промышленная безопасность» (г. Москва).
Вступление в СРО должно явиться развитием проводимой в настоящее время добровольной аккредитации учебных центров в Единой системе оценки соответствия, должно способствовать объективной оценке и повышению их профессионального уровня, компетенции и ответственности.
Мы считаем, что членство в СРО позволит решить такие ключевые вопросы, как разработка и утверждение внутренних стандартов и правил, научное и учебно-методологическое обеспечение документами, необходимыми для выполнения единых общих требований к качественной предаттестационной подготовке специалистов в области промышленной безопасности. При этом вхождение учебных центров в СРО позволит более планомерно оказывать услуги на рынке, более четко распределять ответственность между предприятиями и учебными центрами, что в целом эффективно скажется на развитии системы подготовки специалистов в области промышленной безопасности.

Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Красная, 133,
тел.: (3412) 51-08-55, 51-08-73, 51-45-20, 51-45-19, тел./факс (3412) 78-47-05

Комментарий специалиста

Ильин Юрий Петрович, директор ГОУ НПО "Радиотехничексий лицей №19"
Сегодня вопросы качества образования по-прежнему актуальны и заслуживают достойного внимания как в сфере обеспечения промышленной и экологической безопасности, так и в области производственной безопасности, охраны труда, поскольку это важнейшие вопросы,  касающиеся жизни и здоровья людей. Совершенствовать качество образовательных услуг можно различными способами, и здесь образовательные учреждения имеют достаточно широкий спектр возможностей. Мы можем выбирать и свои методики, и свои учебные планы, согласовывая их с Ростехнадзором. Помимо этого, все учебные заведения комплексно получают нормативную документацию в Московском научно-техническом центре. В настоящее время между учебными центрами Удмуртской Республики широко практикуется  обмен опытом, в результате чего формируется открытое информационное пространство, что позволяет постоянно развиваться, оказывать необходимую поддержку друг другу.





Комментарий специалиста

Горланкин 
Сергей Валерьевич
,
заместитель начальника отдела
по организации разрешительной
и надзорной деятельности Западно-Уральского управления
Ростехнадзора по УР
В Удмуртской Республике предаттестационную подготовку проводят 17 учебных центров, 8 из которых имеют аккредитацию в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. В 2009 г. ими проведена предаттестационная подготовка, и территориальной аттестационной комиссией аттестовано более 11 тысяч руководителей, специалистов и персонала организаций, поднадзорных Ростехнадзору, в том числе в области промышленной безопасности - 3 тысячи человек, по безопасной эксплуатации электроустановок - 6 тысяч и тепловых энергоустановок - 2 тысячи человек.














Комментарий специалиста

Мельник Татьяна Михайловна, управляющий АНО "Учебный центр "Нефтяник"
Совершенствование технической оснащенности образовательных учреждений на сегодняшний день является одной из первоочередных задач. Это позволит обеспечить более высокое качество в сфере предаттестационной подготовки специалистов и профессионального обучения рабочих. Значимое место в  этом направлении принадлежит внедрению программ обучающее-контролирующих систем обучения и других обучающих программных продуктов.
Профессиональное обучение рабочих основных профессий в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования проводится (в связи с отсутствием Стандартов) в соответствии с программами обучения, разрабатываемыми непосредственно самими образовательными учреждениями, и соответственно отличаются друг от друга. Приведение учебно-методического базиса образовательных учреждений к единому знаменателю поможет изначально установить должную планку итоговых результатов. Частично такие вопросы могут быть сняты путем проведения консультационных семинаров для учебных центров региона с участием представителей Ростехнадзора.
Критерием оценки качества подготовки рабочих, прошедших курсы обучения, служат результаты проведенных итоговых экзаменов. Некоторые предприятия направляют своих квалифицированных специалистов в качестве представителей на итоговые экзамены, что позволяет постоянно поддерживать тесную связь «Предприятие – Учебный центр». Это выгодно для обеих сторон. Тем более что предприятие, выступающее в качестве заказчика и инициатора обучения своих сотрудников, может убедиться в качестве оказанных образовательных услуг.