Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Борис Шапкин: "Ответственность "на местах" - ключевой фактор безопасности"

 

Номер журнала: 

Контроль за обеспечением безопасной эксплуатации грузоподъемных сооружений относится сегодня к важным направлениям деятельности Ростехнадзора. Это обусловлено необходимостью снижения уровня аварийности и смертельного травматизма, связанных с эксплуатацией грузоподъемных механизмов (далее - ГПМ). Один из последних крупных инцидентов — падение башенного крана — произошел в марте текущего года в г. Красноярске.

ШАПКИН
Борис Иванович,

начальник Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью Западно-Уральского управления
На территории Удмуртии за последние пять лет не допущено аварий, возникающих при эксплуатации подъемных сооружений. Безаварийное функционирование ГПМ достигнуто за счет мероприятий в области промышленной безопасности, проводимой предприятиями, а также благодаря эффективной работе надзорных органов. Однако для республики характерен ряд проблем, касающихся соблюдения требований промышленной безопасности в ходе эксплуатации грузоподъемного оборудования. Об основных проблемных вопросах, а также в целом о складывающейся обстановке рассказал на пресс-конференции начальник Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью Западно-Уральского управления Ростехнадзора Борис Иванович Шапкин.

Изношенность фондов
«В Удмуртском отделе по надзору за общепромышленной безопасностью на сегодняшний день зарегистрировано 7450 подъемных сооружений, которые эксплуатируются на 760 поднадзорных организациях, - привел данные Б.И. Шапкин. - Из них 4980 единиц составляют лифты, 2470 — грузоподъемные краны, краны-трубоукладчики, автоподъемники и другое грузоподъемное оборудование.
В настоящее время из общего числа грузоподъемных кранов, которые эксплуатируются на территории Удмуртской Республики, 1976 единиц отработали нормативный срок службы. Это составляет 80% от общего количества подъемных сооружений. Однако динамика обновления парка этого оборудования, прослеживаемая за два последних года, незначительна. В период с 2008 по 2009 гг. заменено и в соответствующем порядке зарегистрировано 89 новых грузоподъемных единиц, что составляет лишь 4,5% от общего количества кранов, отработавших нормативный срок службы».
Б.И. Шапкин обратил внимание на то, что проблема технического состояния и безопасной эксплуатации ГПМ значима как на уровне республики, так и в масштабах всей страны. Это повышает уровень рисков аварийных ситуаций, которые могут возникнуть при использовании оборудования. По словам руководителя, в Удмуртском территориальном отделе контроль за эксплуатационной безопасностью данного вида подъемных сооружений формирует одно из ключевых направлений работы. 

Статистика «со знаком минус»
На пресс-конференции был подробно освещен аспект, связанный с авариями, возникающими в ходе эксплуатации подъемных сооружений.
- Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору проведен анализ аварийности и смертельного травматизма за девять месяцев 2009 года, - рассказал Б.И. Шапкин. - За этот период на территории Российской Федерации при эксплуатации подъемных сооружений произошла 21 авария, что на 9 меньше, чем за аналогичный период 2008 года.
Ущерб от аварий, произошедших за вышеуказанный период, в России при эксплуатации подъемных сооружений, составил 47 млн. руб. Результатом внештатных ситуаций стал не только экономический ущерб, но, к сожалению, и человеческие жертвы. В прошлом году из-за грубейших нарушений требований безопасности, связанных с работой ГПМ, травмировано 52 человека, 50 погибших. Значительное количество аварийных ситуаций и случаев со смертельным исходом - 37% - возникло при эксплуатации башенных кранов.
Наиболее резонансные внештатные ситуации произошли в гг. Нижнем Новгороде, Краснодаре, Хабаровске, Нижнекамске.
На территории Удмуртии за последние пять лет аварий, связанных с эксплуатацией подъемных сооружений, не допущено.
Анализируя причины аварий и несчастных случаев со смертельным исходом, можно отметить, что они являются во многом однотипными и системными. Большая часть аварийных ситуаций и крупных инцидентов происходит по организационным причинам. В частности, из-за нарушений технологической и производственной дисциплины, некачественного выполнения работниками, ответственными за соблюдение техники безопасности, своих функций.
Предприятиям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, важно полностью исключать данный «человеческий фактор», повышая личную ответственность каждого работника.
Удмуртским отделом по надзору за общепромышленной безопасностью в целях проверки соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений в 2009 г. и за три месяца текущего года проведено 226 обследований. В ходе обследований выявлено 1976 нарушений. За нарушение требований безопасности 78 должностных и юридических лиц привлечены к административной ответственности.
В период с 2008 года до настоящего времени из-за несоблюдения требований при эксплуатации башенных кранов и других ГПМ приостанавливалась эксплуатация 33 технических устройств — от 15 до 90 суток. Работа данных объектов была приостановлена из-за высоких рисков возникновения аварий и, как следствие, возможной гибели людей.
Эксплуатация подъемных сооружений по решению суда приостанавливалась  на таких предприятиях, как ООО «УСЯПЫ-Строй», ООО СК «Оримекс-Сувар», Глазовский лесозавод, ООО «Управление строительства «Столица», ООО «ЛесВудСервис», ООО «Лесстройпромкомплект», ООО «Билант», ООО «Титан- Строй» и др.
Как показывают результаты проверок, основными нарушениями явились необорудованность подъемных сооружений устройствами и приборами безопасности, необученность персонала нормам и правилам безопасной эксплуатации ГПМ. Допускается также самовольный пуск грузоподъемных кранов в эксплуатацию.
Удмуртским территориальным отделом уделяется особое внимание контролю за безопасностью производства работ на объектах, строящихся в рамках Федеральной целевой программы «Жилище». На сегодняшний день проведены проверки ООО «УС «Дон», СУ и СК «Столица». Данные компании эксплуатировали кран на строительной площадке без соответствующего разрешения Ростехнадзора и с грубейшими нарушениями требований безопасности.
Проинформирую также о том, что комиссией Западно-Уральского Управления Ростехнадзора завершено расследование несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 14 января 2010 г. с работником ООО «Стальные конструкции», выполнявшего работы на объекте капитального строительства «Реконструкция ЭСПЦ ОАО «Ижсталь». В ходе работы комиссии определены причины несчастного случая – неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутствии надлежащего производственного контроля и контроля со стороны руководства ООО «Стальные конструкции» за соблюдением требований безопасности при ведении строительных работ и охраны труда, нарушение персоналом требований производственных инструкций и инструкций по охране труда.
Комиссией по техническому расследованию предложены мероприятия по устранению причин несчастного случая, предупреждающих возникновение подобных  происшествий.
Было принято решение о направлении материалов в Следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Удмуртской Республике, для дачи уголовно-правовой оценки действиям данных лиц. По результатам представленных материалов следственным отделом по Ленинскому району г. Ижевска Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Удмуртской Республике по факту смертельного случая, произошедшего на ОАО «Ижсталь», 16 марта 2010 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст. 143 УК РФ «Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека».
Нарастающая угроза
В г. Ижевске по-прежнему отмечается низкая динамика обновления такого вида подъемных сооружений, как лифты. Количество эксплуатируемых лифтов, отработавших нормативный срок службы, приближается к 40%-ному уровню. Замене и ремонту подлежат 1207 единиц подъемного оборудования. По озвученным прогнозам, нерешенность вопроса грозит крайней мерой - приостановкой работы лифтов, отработавших эксплуатационной ресурс и формирующих особую группу риска.
Несмотря на серьезные масштабы этой проблемы, Б.И. Шапкин отметил ряд положительных моментов в ее решении. «За последнее время ситуация несколько изменилась, - сказал он. - В истекшем году была произведена замена 58 лифтов, отработавших нормативный срок службы. Обновление парка оборудования осуществлялось в рамках целевой программы. Отмечу, что такая динамика достигнута и во многом благодаря мерам, реализуемым Удмуртским территориальным отделом по надзору за общепромышленной безопасностью Западно-Уральского управления Ростехнадзора».
В этой связи было подчеркнуто, что очередные проверки лифтового хозяйства Ижевска, а также других городов республики, специалисты Службы проведут в летний период 2010 года.



Мнение эксперта

Ямшанов Александр Павлович, директор Инженерно-технического центра "Дакар"
Основной причиной аварий и несчастных случаев, возникающих при эксплуатации грузоподъемных машин, является так называемый «человеческий фактор». Это доказывают технические расследования причин аварий, происходящих при эксплуатации ГПМ, анализ производственного травматизма на предприятиях, работающих с применением грузоподъемной техники.
«Человеческий фактор» выражается, прежде всего, в несоблюдении персоналом и инженерно-техническими работниками требований трудовой и производственной дисциплины, должностных инструкций. Нарушения допускаются практически на всех этапах эксплуатации и обслуживания ГПМ: при производстве работ крановщиками (машинистами кранов), обслуживающим персоналом, стропальшиками, инженерно-техническими работниками по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемной техники, лицами, ответственными за охрану труда.
Важно подчеркнуть, что следствием проявления «человеческого фактора» являются технические причины аварий и несчастных случаев, возникающих при эксплуатации грузоподъемной техники. Такие, в частности, причины, которые связаны с сокращением объемов работ по техобслуживанию ГПМ, несвоевременным проведением ремонтных мероприятий. Поскольку именно из-за «личностных» ошибок в действиях персонала допускается эксплуатация неисправных устройств и машин, нарушаются  сроки регламентных работ по ремонту и техобслуживанию оборудования.
Следует отметить, что влияние на работу предприятий оказывает и финансово-экономическая нестабильность. Из-за кризиса многие компании сокращают расходы в области обеспечения промышленной безопасности. Однако эта «мнимая экономия» может привести к ситуациям, которые потребуют значительных финансовых затрат.   
В целом именно «человеческий фактор» является ключевой причиной аварий и несчастных случаев на производстве. Только грамотная управленческая политика, способствующая выполнению должностных требований всеми группами специалистов, обеспечивает безопасное производство работ при эксплуатации грузоподъемных механизмов. 

Мнение эксперта

Тощевиков Василий Михайлович, технический директор ООО "Стрела"
Роль качественного техобслуживания

Поддержание высокого уровня промышленной безопасности, исключение случаев аварийности и инцидентов при эксплуатации подъемных сооружений достигается за счет целого комплекса мер. В первую очередь, это организация своевременного качественного обслуживания подъемной техники. 
Особенно это важно в условиях экономического кризиса, когда финансирование производства происходит в неполном объеме. Надо всегда помнить, что отсутствие технического обслуживания должного уровня, помимо увеличения рисков возможных аварий и инцидентов, понижает срок службы оборудования. Неквалифицированные ремонтные работы наряду с применением некачественных запчастей и комплектующих  могут сократить нормативный срок эксплуатации оборудования, заложенный  заводом-изготовителем. В последние годы в связи с отменой лицензирования на данный вид работ стали образовываться небольшие ремонтные предприятия, зачастую не имеющие необходимого опыта и квалифицированного персонала.    Качество работ, проводимых такими организациями, не отвечает современным требованиям. Для устранения подобных проблем необходимо обеспечить проведение обслуживания подъемных сооружений только подготовленным и обученным персоналом, а в случае проведения гарантийного обслуживания и ремонтных работ - привлекать специализированные центры, имеющие необходимый опыт работы и аккредитованные на этот вид деятельности заводами-изготовителями.
Печальный опыт Саяно- Шушенской ГЭС показал острую необходимость в повышении уровня и качества проведения технического обслуживания и ремонта технических устройств, установленных на опасных производственных объектах.