Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

сентябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Какие ГТС "поплывут" весной?

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

В мае 2008 г. 1061 ГТС, расположенное на территории Чувашской Республики, было передано из ведения Росприроднадзора Приволжскому управлению Ростехнадзора. Передавая объекты, Росприроднадзор «предупредил», что 80% гидротехнических сооружений (далее – ГТС) требуют капитального ремонта или реконструкции.

Близится паводок, а состояние ГТС не внушает доверия ни жителям республики, ни надзорным организациям. Во что Чувашии обойдется быстрое таяние снега и что намерены предпринять в Ростехнадзоре для предотвращения чрезвычайных ситуаций, нам рассказал заместитель начальника Чувашского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора Сергей Васильевич Голубев.

- Сергей Васильевич, что выявили проведенные проверки?
- В 2009 г. Управлением проведено 28 проверок, из них 11 плановых и 17 внеплановых, с участием представителей прокуратуры ЧР, в том числе 6 — природоохранной. К тому же нами проведена огромная работа по установлению бесхозных ГТС и последующей передаче их в собственность. В ходе этой работы выяснилось, что на многие из 1061 переданной нам под надзор ГТС не было практически никакой документации, материалов по их обследованию, а если и были какие-либо документы, то их состояние иначе как плачевным не назовешь.
По уточненным данным, в Чувашии числилось 16 бесхозных ГТС. Они давно были переданы в муниципальную собственность, но данные сделки не были оформлены через Регистрационную палату. В результате нашей работы 7 из них переданы в собственность, 3 передаются в настоящее время.
К тому же 95 ГТС подлежат декларированию (это те ГТС, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций), в настоящее время лишь 16 ГТС имеют декларацию безопасности. Наибольшее количество не декларированных ГТС находится в Чебоксарском и Цивильском районах — по 12.

- Много ли нарушений обнаружено?
- Всего по результатам проверок выявлено 75 нарушений правил безопасности эксплуатации ГТС. По данным нарушениям  собственникам ГТС выдано 8 предписаний. Шесть глав сельских поселений - Марпосадского, Канашского и Ибресинского районов - были привлечены к административной ответственности.

- Каково техническое состояние ГТС? Какие вызывают наибольшее опасение?
- Львиная доля ГТС построена в Чувашии в 1960-1980-х гг. Через каждые 25 лет они должны подвергаться капитальному ремонту. То есть, по сути, они уже дважды исчерпали все возможные сроки эксплуатации. Но из-за того, что ГТС были на балансе сельхозпредприятий, большинство из которых обанкротились или канули в Лету, их техническим состоянием никто не занимался. Таким образом, порядка 80% ГТС требуют капитального ремонта или реконструкции, 32 ГТС находятся в эксплуатации с пониженным уровнем безопасности, а две - на р. Малый Цивиль у д. Калиновка в Канашском районе и на р. Суре у с. Раздольное в Порецком районе - в аварийном состоянии.

- Неужели среди владельцев ГТС нет тех, на кого можно было бы равняться?
- Примером для подражания служит ФГУ «Управление Чувашмелиоводхоз», имеющее на балансе 15 ГТС, состояние которых не вызывает опасения. Если бы в Чувашии была еще одна подобная организация, которая взяла на баланс ГТС, ситуация бы значительно улучшилась.
Примерно 10% всех плотин Чувашии взяты в аренду частными лицами, и они начинают приводить ГТС в порядок. Отмечу, что текущий ремонт ГТС не требует больших средств: перед паводком их нужно очищать, чтобы в колодцах и трубах не было деревьев, льда. Кроме того, водосбросные сооружения должны быть защищены от попадания с паводковой водой крупного мусора и льда (защита выполняется с помощью забральных балок и сороудерживающих решеток).
Правительство Чувашии ежегодно выделяет средства на капитальный ремонт ГТС. В прошлом году направило порядка 1,8 млн руб., из федерального бюджета — 30 млн. руб. Деньги пошли на ремонт ГТС, находящихся в муниципальной собственности в Аликовском, Батыревском, Козловском и Комсомольском районах, на 2010 г. запланировано выделить 20 млн. руб.

- Во сколько примерно обойдется капитальный ремонт одной плотины?
- Стоимость капитального ремонта зависит от технического состояния ГТС и от объема ремонтных работ, а также от стоимости материалов, необходимых для ремонта. Ремонт одной плотины стоит порядка 5-9 млн. руб.
Все ремонты, как капитальные, так и текущие, должны проводиться вовремя, иначе беды не избежать. Летом 2008 г.  сильный дождь привел к тому, что плотину в с. Тойси (Батыревский район) прорвало. Вода превысила допустимый уровень и пошла поверху плотины. Расследование показало, что изначально водосброс не был рассчитан на пропуск такого количества воды. Во время аварии были уничтожены садовые посадки, разрушен мост.

- В каких районах следует ждать возникновения чрезвычайных ситуаций?
- Наибольшие опасения вызывают те плотины, которые при прорыве могут затопить населенные пункты. В Батыревском районе есть плотина на р. Кебе, которая в случае прорыва подтопит с. Батырево. Вызывает опасение и состояние плотин в Канашском районе. Многие из опасных гидротехнических сооружений проще было бы ликвидировать, чтобы не подвергать опасности население, но в то же время эти водохранилища являются единственным источником воды для тушения пожаров, против ликвидации ГТС выступает и МЧС.
Этой весной будет сложная паводковая ситуация. Земля очень сильно промерзла, вода не будет впитываться в почву, а скатится в овраги, что в случае резкого потепления приведет к большому паводку, а если будет вялая весна, то чрезвычайных ситуаций возникнуть не должно (запасы воды в снеге пока небольшие, в пределах нормы, только в Цивильском районе превышение нормы - 117%).

- А строят ли новые ГТС в Чувашии?
- Большие плотины с объемом воды более 15 млн. м3 построили в Трехбалтаево (Шемуршинский район) и в Вурнарах. Эти плотины появились как раз в тех местах, где существует недостаток питьевой воды. Например, в Вурнарах санэпидемстанция уже давно бьет тревогу из-за большого содержания брома в питьевой воде. А водохранилище эту проблему должно  решить.

- Эксплуатировать ГТС должны специально обученные люди, но их крайне мало. Запланировано ли обучение?
- Обучением людей должны заниматься специализированные учебные заведения, на территории Чувашской Республики они уже есть.

- Какие радикальные меры планируете предпринять, чтобы изменить ситуацию с опасностью ГТС?
- Ростехнадзор планирует взять под жесткий надзор гидротехнические сооружения, которые представляют реальную угрозу для населения Чувашской Республики. В 2010 г. Ростехнадзор совместно с МЧС определит такие ГТС. Надзор за остальными планируется передать органам местного самоуправления, но пока, к сожалению, процедура передачи законодательно не определена.

Все статьи рубрики