Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Чистое топливо - чистый воздух

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Не секрет, что в загрязнении атмосферного воздуха большую долю составляют выбросы автотранспорта. По данным «Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», в зоне влияния автомагистралей продолжает фиксироваться превышение допустимых концентраций по ряду загрязняющих веществ в среднем в 5,2% исследованных проб, а в отдельных районах (Зеленодольском, Заинском, Елабужском, Бугульминском, Нурлатском и в г. Казань) эти значения дос-тигают 11,5%.

Дело в том, что в России до сих пор используется моторное топливо класса Евро-2 (с содержанием серы не более 500 мг/кг). Стоит упомянуть, что повышенное содержание в бензине серы и других примесей негативно сказывается не только на состоянии окружающей среды, но и увеличивает коррозийность двигателя.
Радует то, что бензин данного класса будет использоваться уже не- долго. По словам начальника отдела обеспечения качества нефтепродуктов и сертификации АЗС Государственного учреждения «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан» (далее Управление) Шамиля Бариевича Гумерова, в соответствии с техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» автомобильные бензины с содержанием серы 500 мг/кг (Евро-2) не должны были использоваться уже в 2009 г.
- Однако заводы не смогли быстро перепрофилироваться, и поэтому срок перенесли до 31 декабря 2010 г., - информировал Шамиль Бариевич. - Следовательно, с 1 января 2011 г. бензина с октановым числом 92 практически не будет, останется только А95. В странах Евросоюза с начала 2006 г. запрещено производство автомобилей, двигатели которых соответствуют нормам экологического класса 3 и ниже, и сейчас там происходит процесс перехода к двигателям 4-го и 5-го классов (использование бензина с содержанием серы 50 и 10 мг/кг соответственно).

В сторону Евро-4
В Татарстане процесс перевода на топливо, соответствующее стандарту Евро-4 проводится ОАО «ТАИФ-НК». По состоянию на 1 января 2010 г., данное моторное топливо реализуется на 30 АЗС г. Казани (доля в общем объеме – 31%, или 98 тыс. т). Было подсчитано, что благодаря этому шагу выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта сократились более чем на 2,5 тыс. т, или на 2,5% от общего валового выброса от передвижных источников в г. Казани. Если же все АЗС Казани будут переведены на данный вид топлива, количество выбросов сократится на 7,5 тыс. т, или на 7,1% от общей массы выбросов от передвижных источников по городу.
Это в ближайшей перспективе, а пока Управление регулярно контролирует качество видов топлива, реализуемых на АЗС республики. Всего в Татарстане действуют 825 АЗС (из них 111 временно приостановили свою работу). В 2009 г. было отобрано и испытано 2 865 проб моторного топлива; выявлен 91 случай несоответствия, или 3,2% от общего количества проб.
К качеству бензина оказались более требовательными АЗС, реализующие его потребителям (2,9% брака). В ведомственных АЗС ситуация сложнее – было зарегистрировано 5,8% брака. Такая разница в количестве несоответствий понятна – учреждения в результате применения некачественного топлива потратятся лишь на ремонт своей техники, а вот АЗС, работающие с потребителями, могут потерять своих клиентов – конкуренция между автозаправочными станциями сейчас очень высокая.
АЗС очень дорожат репутацией. Крупные сети имеют свои Управления по обеспечению качества топлива. В соответствии с нормативными документами они проводят его контроль  в своих резервуарах ежемесячно; эти организации имеют собственные лаборатории. Тем же владельцам, которые содержат по 1-2 автозаправки, ежемесячный контроль качества бензина в резервуарах также необходим – в соответствии с Законом о защите прав потребителей и техническим регламентом покупателям моторного топлива должна предоставляться полная информация о реализуемом товаре.
К сожалению, такого мощного рычага управления, как функционировавшие до 2004 г. нефтяные инспекции, имевшие право приостанавливать или аннулировать действие лицензии, сегодня нет. Альтернатива - направление материалов проверок Управления в природоохранную прокуратуру и доведение информации о плохом качестве бензина, реализуемого той или иной АЗС, через СМИ до потребителя.

азс, татарстан, евро-4

Рычаги регулирования
В Татарстане с 2005 г. внедрена система добровольной сертификации автозаправочных станций. По словам Шамиля Бариевича Гумерова, это своего рода менеджмент качества.
Во всем цивилизованном мире наличие сертификата соответствия считается престижным. Предпочтение отдается тем организациям, которые получили данный сертификат и тем самым подтвердили высокий уровень оказываемых услуг, качества продукции, их стабильность и безопасность.
Добровольная сертификация появляется при уменьшении объемов государственного надзора, при развитии свободных рыночных отношений.
В настоящее время коммерческие успехи АЗС оказались поставленными в прямую зависимость от умения конкурировать на рынке нефтепродуктов, и подтверждение соответствия АЗС требованиям нормативных документов является одним из инструментов повышения конкурентоспособности предприятия.
- После того как были упразднены нефтяные инспекции, к нам обращались некоторые операторы рынка, хозяева АЗС, - вспоминает Ш.Б. Гумеров. - Они говорили, что даже согласны снова ввести лицензирование, чтобы убрать с рынка нефтепродуктов недобросовестных операторов и иметь определенное преимущество. Поэтому мы решили ввести добровольную сертификацию.
Это практически проверка всей работы АЗС. Если автозаправочная станция удовлетворяет всем требованиям, она получает сертификат и разрешение на применение знака соответствия. На сегодня 74 АЗС из примерно 500 сертифицированы. В основном эти АЗС принадлежат ОАО «Татнефть».

Все статьи рубрики