Государственный надзор в Удмуртии
Номер журнала:
17 февраля 2010 г. состоялось итоговое совещание Западно-Уральского управления Ростехнадзора, на котором с докладом о состоянии промышленной безопасности и деятельности Управления на территории Удмуртской Республики в 2009 году выступил заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора Андрей Борисович Соловьев. Предлагаем вашему вниманию его доклад.
Соловьев Андрей Борисович, заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора |
В настоящее время на территории республики Управление осуществляет 14 видов надзора по четырем основным направлениям: в области промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок и сетей; государственного строительного надзора, а также в области охраны окружающей среды в плане ограничения негативного техногенного воздействия.
В рамках соответствующих полномочий нашим Управлением проводятся проверки соблюдения норм и правил промышленной и энергетической безопасности, лицензирование отдельных видов деятельности предприятий, ведение реестров, выдача разрешений, проведение государственной экологической экспертизы, установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, администрирование платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Административная реформа
С 2005 г. в рамках административной реформы, основной целью которой является повышение эффективности государственного управления, в Ростехнадзоре произошел ряд реорганизаций. К основным следует отнести возложение на Ростехнадзор функций государственного строительного надзора и надзора за гидротехническими сооружениями.
Наиболее существенная реорганизация произошла в 2009 г. Укрупнение территориальных органов Ростехнадзора позволило существенно сократить управленческий аппарат Службы. В результате штатная численность Ростехнадзора по Удмуртской Республике была сокращена на 25% и составила на сегодняшний день 85 человек.
Эти обстоятельства способствовали необходимости применения новых подходов к организации и осуществлению контрольно-надзорной деятельности. Основой надзорной деятельности инспекторского состава современного Ростехнадзора является ее нацеленность на результат. Исходя из меняющихся условий и учитывая внесенные изменения в законодательство, откорректированы подходы к планированию.
Активно внедряется в работу принцип планирования «от проблем», когда графики проведения плановых проверок составляются на основе анализа информации о состоянии промышленной и энергетической безопасности на поднадзорных предприятиях. Большое внимание уделяется мерам по предупреждению правонарушений.
Управлением активно внедряются новые формы и методы работы, направленные на повышение качества и результативности работы. Активное взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, промышленными ассоциациями, а также реализация мер по предупреждению правонарушений, повышение профессионального уровня и исполнительской дисциплины личного состава Управления – вот неполный перечень мероприятий, позволивший сохранить плотность и качество надзорной деятельности Управления.
Коллегия по вопросам безопасности при Главном Федеральном инспекторе по Удмуртской Республике, Совещания при Президенте УР, заместителе Председателя Правительства УР, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при Правительстве УР, Штаб по обеспечению безопасности электроснабжения на территории УР, Региональная Энергетическая комиссия УР, Межведомственная комиссия по подготовке и проведению отопительно-зимнего периода при Правительстве УР, Межведомственная комиссия Правительства УР по охране труда, Агентство по энергосбережению, Межведомственная комиссия по безопасности гидротехнических сооружений – это те межведомственные органы управления, в работе которых мы принимаем активное участие.
Ростехнадзором подписаны Соглашения о взаимодействии с Росприроднадзором; Главным управлением МЧС России по УР обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики; Инспекцией государственного строительного надзора при Минстрое Удмуртской Республики; Государственной инспекцией труда в Удмуртской Республике.
Борьба с коррупцией
Управлением проводятся системные мероприятия по предупреждению коррупции, а также нарушений федерального законодательства о государственной службе. Создана и работает Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. Утвержден и реализуется план мероприятий по исполнению законодательства о противодействии коррупции. Представляются и анализируются сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих и членов их семей. Прокуратурой Удмуртской Республики была проведена проверка Управления на предмет соблюдения служащими антикоррупционного законодательства.
Сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, введение регламентов, упрощение процедур, оперативное рассмотрение обращений и открытость деятельности позволили существенно снизить уровень административных барьеров.
Государственные услуги по выдаче лицензий, разрешений, регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре организованы по принципу «одного окна». Благодаря инициативе и последовательным действиям Управления за последние пять лет удалось добиться определенных результатов в снижении рисков возможных аварий, а также в решении конкретных общественно-значимых задач.
Реализован третий этап Федеральной целевой программы по уничтожению запасов химического оружия. Завершил свою работу промышленный объект в г. Камбарке. Все необходимые мероприятия по переработке люизита прошли в штатном режиме, что свидетельствует о высоком уровне промышленной и экологической безопасности. В плановом порядке осуществляется государственный надзор за строительством промышленного объекта в п. Кизнер.
Подготовка к ОЗП и модернизация энергетики
Особое значение для республики имеет надежность работы энергосистемы, промышленных предприятий и жилищно-коммунального комплекса в осеннее-зимний период. Высокая требовательность и координация работы, в первую очередь в рамках деятельности Межведомственной комиссии при Правительстве УР по подготовке и проведению отопительно-зимнего периода, а также всех заинтересованных сторон позволили сделать подготовку более системной и эффективной.
В качестве предприятий, которые из года в год качественно и своевременно ведут подготовительные работы, следует отметить Удмуртский филиал ОАО «ТГК-5», ФГУП «Ижевский механический завод», ФГУП ГПО «Воткинский завод», ОАО «Чепецкий механический завод».
Если говорить о состоянии энергетического комплекса республики в целом, то нужно отметить, что отрасль подошла к критической концентрации системных проблем, в первую очередь связанных со значительным износом основного оборудования не только физическим, но и моральным. По ряду объектов этот показатель составляет 70-80%. Отработали нормативный срок службы и морально устарели 80% отопительных котлов, тепловых установок и сетей. На некоторых объектах эксплуатируется теплоэнергетическое оборудование, произведенное в 60-х годах прошлого века. Троекратный запас прочности, который закладывался в советскую энергетику, вытащил экономику в кризисные годы, в годы «шоковой терапии», но за 20 последних лет даже он исчерпал себя.
В этих условиях, как отмечалось на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации, важным направлением инновационной деятельности отраслей и отдельных компаний, предприятий является обеспечение, безопасности и эффективности работы уже действующих производственных объектов. Основное внимание должно быть сосредоточено на прогрессивных методах диагностики и прогнозирования технического состояния.
Темпы модернизации крайне недостаточны, особенно в период экономического кризиса. Риск возникновения аварийных ситуаций остается достаточно высоким. В условиях осенне-зимнего максимума нагрузок это чревато тяжелыми социальными последствиями. В связи с этим считаем необходимым создание четкой системы контроля и мониторинга инвестиционных программ предприятий энергетики в рамках работы Экспертного совета Региональной энергетической комиссии.
Коммунальная сфера
Сдвинулась с мертвой точки проблема замены пассажирских лифтов, отработавших нормативный срок. В 2009 г. в жилом фонде Удмуртской Республики было заменено 50 лифтов, 8 – модернизировано. Это больше чем за последние вместе взятые 5 лет, но и этого недостаточно. Оптимизм здесь вносит возрастающая активность ассоциаций собственников жилья.
Решен вопрос по определению собственников бесхозяйных газовых сетей. Они взяты на баланс администрациями муниципальных образований. Заключены договоры на их техническое обслуживание специализированными организациями. Проведена их регистрация в государственном реестре опасных производственных объектов. Наблюдается положительная динамика страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам в случае аварии.
После серии взрывов бытового газа по поручению Председателя Правительства Российской Федерации совместно с Республиканской прокуратурой проведены проверки деятельности газоснабжающих организаций и региональных органов власти по осуществлению своих обязанностей в части обеспечения безопасной эксплуатации газа в жилых домах. Управлением проведены расширенные координационные совещания с участием представителей Правительства Удмуртской Республики, Прокуратуры, МВД, МЧС, администраций городов, руководителей организаций жилищно-коммунального хозяйства, жилищной инспекции, газоснабжающих и газоэксплуатирующих организаций. Результатом этих мероприятий стало то, что количество заключенных договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования жилого фонда Удмуртской Республики выросло с 59 до 91% от общего количества эксплуатируемого. Оставшаяся часть – это индивидуальные, частные застройки. В результате перевода отопительных котельных с сырой нефти на проектные виды топлива существенно повысилась надежность эксплуатации отопительных котельных в районах республики. Данная работа, взаимодействие с руководством нефтедобывающих предприятий, а также оказание помощи в части совместных проверок с правоохранительными органами позволили сократить случаи незаконных врезок в нефтепроводы и соответственно снизить угрозы разливов нефти.
Выводы
Оценивая результаты работы, необходимо отметить, что в Управлении сложился коллектив профессиональных специалистов. Подтверждением этому служит то, что в 2009 г. 50 работников награждены государственными и ведомственными наградами.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что в целом состояние промышленной и энергетической безопасности в Удмуртской Республике удовлетворительное. Уровень производственной культуры, кадровый потенциал позволяют снизить возможность возникновения аварий.
Однако это не повод для самоуспокоения. Требуется постоянный контроль и внимание руководителей всех уровней к вопросам обеспечения промышленной безопасности, и в первую очередь – к проблеме замены и модернизации морально и физически устаревшего оборудования. А с нашей стороны необходимо повышать качество и эффективность контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, искать новые формы и методы работы, совершенствовать профессиональный уровень и квалификацию, подчинять всю работу достижению конечного результата – обеспечению безопасности людей.
Необходимо тщательным образом контролировать, как осваиваются средства, выделенные на модернизацию и реконструкцию технологического оборудования
Идрисов Рустам Фидайович, Главный федеральный инспектор по Удмуртской Республике |
Системный кризис в нашей стране коснулся и технологических процессов. Пример тому – техногенные аварии, произошедшие в течение последних лет. Действительно актуальной стала проблема морального и физического износа основных производственных фондов. В настоящее время происходит перераспределение экономической среды, и, по большей части, собственники не задумываются о безопасности производства. Поэтому необходимо тщательным образом контролировать, как осваиваются средства, выделенные на модернизацию и реконструкцию технологического оборудования. Серьезную работу в данном направлении ведут сотрудники Удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управления Ростехнадзора. Работа Управления оценивается очень высоко, несмотря даже на 25-процентное сокращение сотрудников. Качество и результативность работы находятся на высоком уровне, что стало возможным благодаря непрерывному совершенствованию методик и способов ее организации. В свою очередь, хотел бы высказать готовность по оказанию содействия в решении возникающих вопросов и организации необходимых мероприятий, связанных с промышленной, энергетической и экологической безопасностью.
Деятельность Ростехнадзора крайне важна для прохождения отопительного осенне-зимнего периода без происшествий
Бикбулатов Ильдар Ильшатович, заместитель Председателя Правительства УР |