Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

"Точки роста" hi-tech-образования

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

НОУ «Учебный центр ОАО «Ижмаш» - победитель конкурса «Промышленная и экологическая безопасность - 2009» в номинации «За большой вклад в решение проблемы дефицита кадров в экономике Удмуртской Республики»
 

Проведенный недавно «тотальный аудит» российской системы профобразования определил важность диверсификации системы подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности. Эксперты сошлись в едином мнении о необходимости изменения структуры кадрового обеспечения наукоемких областей, резюмировав факт дефицита инженерно-технических специалистов.

 

 

 

 

 

Суханов Петр Александрович, исполнительный директор
НОУ «Учебный центр
ОАО «Ижмаш»

Такой объективный вывод дал, по сути, установку на создание в рамках федерации новой модели образования, ориентированной на высокотехнологичную, диверсифицированную и конкурентоспособную экономику. Стратегия перехода к модернизированному профобразованию реализуется сегодня в Удмуртии с привлечением потенциала ведущей учебной площадки - НОУ «Учебный центр ОАО «Ижмаш». О новом формате работы, направленной на создание кадровых «технологий будущего», рассказывает исполнительный директор учебного центра Петр Александрович Суханов.

 

- Удмуртская Республика по-особому интегрирована в систему обеспечения национальной безопасности России. Несмотря на разнообразие отраслевой специализации, регион позиционируется территорией с превалирующим развитием оборонной промышленности, возможностями стимулирования наукоемких секторов. Учитывая это, можно ли прогнозировать, что именно Удмуртия станет «инновационной образовательной зоной», где осуществится переход к модернизированной системе подготовки специалистов hi-tech-производств?
- Удмуртия с высокой концентрацией предприятий сектора ОПК действительно претендует на «звание» одного из опорных регионов оборонно-промышленного комплекса России. В республике создана развитая инфраструктура для выполнения оборонных заказов, сформирован один из прочных плацдармов оборонного обеспечения экономики страны. Помимо различных предпосылок, этот факт обусловлен исторически – промышленное освоение началось в Удмуртии еще в XVIII веке, и на первый план был постепенно выведен сегмент оборонной промышленности. Такая историческая специализация, являвшаяся основой эффективного экономического развития Удмуртии, сохранялась на протяжении длительного времени. Ее критическая значимость для позиций республики как опорного региона ОПК национальной безопасности России была подкреплена особой, сложившейся годами системой подготовки кадров. Научно-техническое сообщество, преподавательский кластер создали в рамках Удмуртии сильную профессиональную школу подготовки инженерно-технических работников. Она послужила ключевой точкой роста для предприятий оборонной промышленности, создала интеллект-пространство, ставшее инструментом «эталонного» кадрового сопровождения работы предприятий ОПК. Однако в постсоветский период из-за жестких корректировок экономических реалий авторитет оборонного комплекса как человекоемкого сегмента был утерян. Произошло существенное снижение привлекательности технических специальностей. Источником такой ситуации стал, прежде всего, низкий уровень экономического стимулирования предприятий отрасли. На этом этапе резко возросло число бизнес-субъектов, ставших сферой для притока «высвобожденных» квалифицированных кадров. Параллельно с этим были утрачены позиции смежного сектора, принципиального для ОПК - практической педагогики: отсутствие стимулирующих факторов, закрепляющих на предприятиях молодых специалистов, обусловило аспект «разрыва поколений», при котором передача опыта и знаний стала, в сущности, невозможной. В итоге возникла угрожающая диспропорция между потребностью оборонной промышленности в квалифицированных специалистах и фактическими возможностями системы образования осуществлять подготовку работников технических специальностей. С таким производственно-образовательным коллапсом регионы подошли к новому, текущему этапу развития страны. В социуме заметно упрочнилось представление о перспективности рабочих специальностей, произошла переоценка роли сектора ОПК. И это понимание было подкреплено действительными потребностями предприятий оборонно-промышленного комплекса. Сейчас перед нами стоит задача устранения образовавшегося дисбаланса. Механизмом ее решения должно стать создание новой системы подготовки кадров для ОПК,  основанной на принципах инновационного обучения, установления «стратегического партнерства» между отраслевыми предприятиями и структурами образовательной сферы.

- Очевидна концептуальность роли учебного центра в создании инновационной модели подготовки кадров для наукоемких производств. Формат его работы — это наиболее эффективная форма интеграции научного сообщества, «единиц» образовательной системы и субъектов промышленного комплекса. Важно, кроме того, учитывать, что прообразом учебного центра являлась высокопрофессиональная «заводская школа» подготовки кадров. Каким станет вклад ваших специалистов в намечаемый образовательный «прорыв», формирование новейшей истории кадрового обеспечения hi-tech-производств?
- Действительно, учебный центр является носителем уникального опыта подготовки отраслевых специалистов. В первую очередь, за счет того, что он стал преемником заводской школы профессионального образования, известной особой системой практической педагогики, не имеющей аналогов. Но эта уникальность - не только продукт многолетнего опыта образовательной деятельности. Стратегия работы учебного центра диверсифицирована с ориентиром на обучение специалистов для наукоемких и высокотехнологичных секторов промышленности. Целевой подготовке способствует особый интеллект-ресурс преподавателей организации, их действительно обширный опыт работы на профильных производствах. Кроме того, качество обучения достигается за счет возможности апробирования знаний на различных производственных площадках. Сегодня учебный центр можно считать отраслевым «институтом» подготовки кадров, занятых в высокотехнологичных отраслях экономики, поскольку профиль его работы полностью согласуется с конъюнктурой развития предприятий hi-tech-сферы, их реальными кадровыми потребностями. Дальнейшая топ-задача учебного центра - содействие формированию модернизированной системы обучения специалистов, которые будут обладать всеми необходимыми ресурсами для стимулирования развития наукоемкой промышленности. Удмуртия, как и другие регионы страны, нуждается в консолидации накопленного опыта, трансформации его в гиперэффективную модель кадровой подготовки. И речь здесь идет о тандеме всех участников процесса - оборонно-промышленных предприятий, образовательного сообщества, госструктур.

-  Какие конкретные шаги сделаны в данном направлении?
- Весной 2009 г. Министерство промышленности и торговли РФ вышло с инициативой разработки Программы повышения эффективности отраслевых систем подготовки кадров для высокотехнологичных секторов промышленности. В рамках Программы среди вузов, учебных центров и предприятий был объявлен конкурс на право заключения госконтрактов по выполнению прикладных научно-исследовательских работ в области развития кадрового потенциала высокотехнологичных секторов. В одном из лотов конкурса лучшим был признан проект, представленный ИжГТУ совместно с Учебным центром ОАО «Ижмаш». Его ключевая цель – создание учебных центров дополнительной профподготовки специалистов hi-tech-сферы. Обучение кадров в таких ресурсных центрах должно осуществляться по «опережающему» принципу - не на уровне сегодняшних реалий, а с ориентиром на технологии завтрашнего дня. Поскольку инновационное развитие экономики возможно только благодаря мерам, предпринимаемым на базе межведомственного взаимодействия, инициатива направлена на оптимизацию сотрудничества органов госвласти, образовательного сегмента, научно-исследовательских учреждений, предприятий промышленности. Такой интегративный подход будет стимулировать развитие наукоемких производств, разработку и внедрение в сегменте ОПК современных технологий. В ноябре 2009 г. в профильном министерстве успешно состоялась защита данного проекта. Сегодня инициатива постепенно переходит из теоретической в практическую плоскость, и ее результат будет зависеть от эффективности предложенной в проекте интеграции. 

- В мае 2010 г. исполняется 80 лет со дня основания системы подготовки кадров ОАО «Ижмаш». Кроме того, будет отмечаться 12-летие профессиональной деятельности учебного центра. Каковы основные итоги, с которыми вы подошли к этим важным датам? 
-  Понятно, что эти вехи для развития ОАО «Ижмаш», учебного центра весьма знаковы. Через их призму можно говорить о наиболее весомых достигнутых результатах. Для учебного центра одним из таких итогов является обеспечение цельности кадровой политики. Несмотря на экономические факторы, влияющие на работу извне, нам удалось сохранить ядро коллектива специалистов. В условиях дефицита «практических» преподавателей это стратегическое достижение управленческой политики. Основа коллектива учебного центра сформирована из лучших представителей практической педагогики, опыт которых выкристаллизован развернутой преподавательской биографией, многолетней работой на отраслевых производствах. Помимо этого, достигнута цель интеграции в состав преподавателей новых перспективных специалистов. Время показало, что предлагаемая ими модель преподавания - иллюстрация внедрения новых, наиболее востребованных сегодня методов учебной практики. Еще один рычаг выстраивания качественной образовательной политики – многопрофильность специалистов. Оперируя современной терминологией, для их характеристики можно использовать понятия эффективных менеджеров, управленцев нового поколения, которые не только выполняют образовательные функции, но и мобильно регулируют процессы сотрудничества с предприятиями в сфере подготовки персонала.
В преддверии значимых событий хотелось бы выразить слова благодарности всем сотрудникам учебного центра за исключительный профессионализм, дать высокую оценку реализуемой деятельности. Сегодня учебный центр ориентирован на самое продуктивное участие в запланированной реновации системы профобразования. И, думается, в конечном итоге реконструкция образовательной модели повысит уровень конкурентоспособности регионов страны в контексте современных внешнеэкономических отношений. Реализация проекта решит и более глобальную задачу, поставленную в федеральных масштабах – обеспечит научно-технический прорыв, основанный на «человеческом капитале», системе опережающей подготовки кадров, которые способны стимулировать продвижение в ключевых отраслях экономики перспективных наукоемких технологий.
 
г. Ижевск, ул. Салютовская, 33, тел. (3412) 460-461, e-mail:
uchcentr@udm.net

Все статьи рубрики