Готовность номер "01"
Номер журнала:
Рубрика:
Опыт работы экстренных служб, таких как «911» в США и Канаде и «112» в Западной Европе, показывает, что для эффективного оказания помощи при возникновении чрезвычайного происшествия в десяти процентах случаев требуется привлечение более чем одной экстренной службы.
Для оперативного оказания помощи при любой чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации и всех ее регионов развернута работа по разработке и внедрению системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г., N 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 года определен номер «112». В постановлении содержится перечень экстренных оперативных служб, в который включены 4 действующие (служба пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети) и 2 новые службы («Антитеррор» и служба реагирования в чрезвычайных ситуациях), осуществляющие прием звонков через единый номер «112».
В настоящий момент в УР ввиду переходного периода вызов экстренных служб осуществляется через единый номер «01» – со стационарных телефонов, «112» – с сотовых.
О ходе деятельности по внедрению единой дежурно-диспетчерской службы в муниципальных образованиях Удмуртской Республики рассказывает начальник Главного управления МЧС РФ по УР Петр Фомин.
Задачи единой дежурно-диспетчерской службы
С 1 января 2009 года городские и сельские поселения обязаны в полном объеме выполнять весь перечень полномочий, возложенных на них Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Муниципальные образования несут ответственность за весь комплекс мероприятий, конечной целью которых является минимизация рисков, повышение безопасности населения и сохранение материальных средств.
В рамках реализации данного закона в муниципальных образованиях УР ведется работа по организации и последующему внедрению единых дежурно-диспетчерских служб, которые являются органом повседневного управления городского (районного) звена территориальной подсистемы РСЧС.
ЕДДС создаются с целью повышения готовности администрации и служб муниципальных образований к реагированию на угрозу или возникновение ЧС, повышения эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС и должны решать следующие задачи:
- прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях (включая пожары), несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;
- сбор информации от взаимодействующих ДДС, систем мониторинга окружающей среды и доведение до них информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;
- оперативное управление силами и средствами, постановка и доведение задач по локализации и ликвидации последствий ЧС, принятие необходимых экстренных мер и решений.
Таким образом, единая служба является вышестоящим органом для всех остальных дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований по вопросам сбора, обработки и обмена информации о чрезвычайной ситуации, а также координирующим органом по вопросам совместных действий дежурно-диспетчерских служб.
ЕДДС в Удмуртии
В 2008 году в РФ начал действовать Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), в котором обрабатывается информация обо всех ЧС и происшествиях для доклада руководящему составу страны. Теперь при угрозе ЧС или возникновении чрезвычайной ситуации, происшествия, инцидента оперативные дежурные НЦУКС уточняют информацию не только в ЦУКС региона, в частности УР, но и в ЕДДС муниципальных образований, а также у руководителей подразделений, работающих на месте ЧС, и у руководителей организаций.
В связи с этим вопросы создания ЕДДС в муниципальных образованиях республики неоднократно рассматривались на учебно-методических сборах, заседаниях КЧС и ОПБ Правительства УР. В муниципальные образования республики направлены методические рекомендации по созданию ЕДДС. Для того чтобы органы управления приблизить к силам реагирования, ГУ "Главное управление МЧС РФ по УР" предложена структура ЕДДС, в которой на площадях пожарной части размещаются два человека - радиотелефонист ПЧ и дежурный ЕДДС за счет средств муниципального образования.
Внедрение единой дежурно-диспетчерской службы требует проведения комплекса системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения в адрес экстренных оперативных служб. В УР для обеспечения приема экстренных вызовов на единый номер «112» ОАО «ВолгаТелеком» в 2008 году была проведена работа по подготовке всех узлов связи к приему вызовов со стационарного телефона. На данный момент звонки на единый номер «112» могут поступать с сотовых телефонов, услуга по приему звонков со стационарного телефона будет предоставляться после проведения технической работы по взаимодействию со службами «02», «03» в 2009 году.
Из существующих на сегодняшний день проблем в области технической оснащенности единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований УР остаются:
- вопрос оснащения ЕДДС современной оргтехникой и средствами связи;
- отсутствие на местах современных средств автоматизации, которые позволяют обрабатывать большие базы данных, графические материалы, в том числе фото- и видеоинформацию с места ЧС, карты, схемы, а также трехмерные модели объектов (как это требует национальный ЦУКС).
Одним из возможных методов решения данных проблем является поэтапное оснащение ЕДДС. Со своей стороны ГУ "Управление МЧС РФ по УР" намерено, как и ранее, предоставлять каналы связи и помещения для размещения единой дежурно-диспетчерской службы.