Выявляя нарушения, обеспечиваем качество
Балакирев Алексей Анатольевич
начальник Инспекции Гостройнадзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики
Номер журнала:
Рубрика:
В условиях растущих темпов жилищного и других видов строительства, выхода на рынок все большего количества новых организаций, предстоящей отмены лицензирования на некоторые виды строительства роль Инспекции государственного строительного надзора становится все более значимой: зачастую только надзорный орган способен предотвратить ввод в эксплуатацию потенциально опасного здания, обрушение которого грозит гибелью многих людей.
Об особенностях строительного рынка Удмуртии и итогах работы Инспекции Госстройнадзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики УР рассказывает ее начальник Алексей Анатольевич Балакирев.
- 7 февраля 2008 года исполнился ровно один год со дня создания Инспекции Госстройнадзора УР. За этот период инспекцией проведен анализ строительной деятельности организаций застройщиков-заказчиков, подрядчиков, который показал, что в настоящее время остается еще много нерешенных вопросов как по качеству самого строительства, так и по правовым вопросам. На сегодняшний день, не без участия инспекции, сдано и введено в эксплуатацию более 200 объектов жилья, общественных торгово-развлекательных центров, объектов нефтегазового хозяйства, котельных. По всем этим направлениям строительства у инспекции есть замечания как к застройщикам, так и к лицам, осуществляющим строительство.
Так, Инспекцией Госстройнадзора УР в 2007 году было проведено 484 инс-пекционные проверки объектов капитального строительства (152 плановые и 332 внеплановые), в результате чего было выявлено 9 680 нарушений.
По итогам проверок Инспекцией Госстройнадзора УР было выдано 160 заключений о соответствии построенных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, также выдано 2 решения об отказе в выдаче заключения.
За период с марта по декабрь 2007 года по результатам проверок было составлено 45 протоколов об административных правонарушениях. Из них за нарушение установленного порядка строительства по ст. 9.5 КоАП РФ – 31 протокол, по ст.9.4 КоАП РФ – нарушение требований проектной документации – 10 протоколов; неисполнение законного предписания – 4 протокола.
Всего в инспекции было рассмотрено 52 административных дела, назначено штрафов на сумму 4 233 000 рублей – на первое января 2008 года оплачено штрафов на сумму 1 068 000 рублей. В службе судебных приставов находится 4 постановления на сумму 1 185 000 рублей.
Так как на инспекцию возложена функция по надзору за долевым строительством, в 2007 году сектором по контролю и надзору за долевым участием в строительстве была организована работа по приему ежеквартальной отчетности от застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. За три квартала 2007 г. от застройщиков принято 33 отчета. Составлено два протокола в отношении юридических лиц за административные правонарушения в области долевого строительства. Двое застройщиков привлечены к административной ответственности по ст. 14.28 КоАП РФ за привлечение денежных средств участников долевого строительства лицом, не имеющим на это право.
В 2007 году была проведена важная работа по разграничению полномочий между Ростехнадзором по УР и Инспекцией Госстройнадзора УР, подписано соглашение о взаимодействии. Также подписано соглашение о взаимодействии с Противопожарной службой по УР.
Также в 2007 году начат и ведется Реестр строящихся объектов на территории Удмуртской Республики. Всего на период окончания 2007 года в стадии строительства, ремонта и реконструкции находились 782 сооружения – без учета объектов «Удмуртнефти», линий связи, линий электропередач, объектов мелиорации и гидротехнических сооружений, мостов, дорог, которые также попадают под государственный строительный надзор.
Однако, как видно из цифр, сегодня на рынке достаточно большое количество нарушений как градостроительного законодательства, так и требований нормативно-технического регулирования.
К основным нарушениям, которые возникают в большинстве случаев при строительстве, относятся нарушения требований статьи 53 ГСК РФ – строительный контроль как со стороны застройщика-заказчика, так и подрядчика ведется на низком уровне.
В прошлом году при сдаче жилых домов уровень готовности объектов не всегда был пригоден для эксплуатации. Много проблем возникает при использовании в строительстве материалов низкого качества или несоблюдении технологии их установки. Так, много сложностей связано с устройством стен с применением утеплителей типа пенополистирол, пенополистиролбетон. Есть случай, когда при устройстве стен при строительстве жилого дома из-за недостаточного контроля при заливке смеси полистиролбетона, несоблюдения технологического процесса произошло образование трещины в наружной версте, и стену пришлось разрушить на всю высоту этажа.
Много нареканий вызывает качество применяемых оконных блоков, особенно пластиковых. Механизм закрывания их часто не работает или быстро выходит из строя. Из-за неправильной заделки монтажных швов возникают сквозняки, происходят потери тепла и образование конденсата. Это связано с тем, что часто застройщик, пытаясь сэкономить, ищет самые дешевые конструкции, в том числе и не имеющие сертификата качества. По нашим данным, в Удмуртии изготовлением пластиковых окон занимаются более 190 организаций, а сертификат качества имеют не более 15 из них.
Еще один аспект, в том числе неблагоприятно влияющий и на здоровье людей в жилых и общественных зданиях – выполнение работ по звукоизоляции и шумозащите с низким качеством, а порою и с полным их отсутствием. Зачастую выполненные работы по шумоизоляции и теплозащите не соответствуют требованиям ГОСТ 27296 «Защита от шума помещений в строительстве» и ГОСТ 26629 «Теплозащита ограждающих конструкций». Особенно остро стоит данная проблема в монолитном домостроении – в проектах этот вопрос на требуемом уровне не решен, а экспертиза проектов проходит без замечаний на необходимость проведения данных мероприятий. Для решения этой проблемы инспекцией будут запрашиваться от застройщиков-заказчиков протоколы оценки качества выполненной звукоизоляции и теплозащиты в соответствии с ГОСТами.
В 2007 году инспекции впервые пришлось принимать в эксплуатацию котельные после их реконструкции и модернизации. Выявлена масса замечаний как по монтажу технологического оборудования, выполненному в заводских условиях, так и непосредственно на строительной площадке. Все эти замечания инспекцией были обобщены и обсуждены на совместном совещании заказчиков, подрядчиков, представителей инспекции и завода-изготовителя. Большинство замечаний было принято к исполнению непосредственно при изготовлении блочных котельных, выпускаемых ОАО «КЗГО» (Камбарский завод газового оборудования).
В 2007 году столкнулись еще с одной проблемой – ввод в эксплуатацию крупных торгово-развлекательных центров, таких как «Карусель», «Петровский», комплекс на Холмогорова, 15, «Строй-Депо». Сложность заключается в том, что параметры строительства данных объектов неоднократно изменяются в ходе возведения без соответствующих документов: не вносятся изменения в проект, не проводится его экспертиза. Такие объекты сдаются без отделки, заказчик мотивирует это тем, что инвестор сделает отделку помещения по своему усмотрению. В такой ситуации последнее слово остается за дизайнерами, решения которых зачастую противоречат требованиям безопасности, СНиПов, ГОСТов, нормативно-техническим документам в области строительства. Противопожарные системы, устанавливаемые на данных объектах, зачастую не проходят комплексных испытаний, из-за чего система пожарной автоматики, пожаротушения, оповещения не работает в целом. Также в связи с изменившимися параметрами строительства увеличивается нагрузка на инженерные сети по водо-, тепло-, энергоснабжению зачастую без корректировки технических условий.
Сегодня надзорная работа, проводимая специалистами инспекции в отношении нарушителей, зачастую затрудняется тем, что иногородние застройщики-заказчики не имеют своего представительства в УР – на территории республики нет уполномоченных лиц, представляющих интересы данной организации. Выходом из ситуации должно стать требование администрациями муниципальных образований при выдаче разрешений на строительство иногородним застройщикам-заказчикам создания ими на территории Удмуртии своих представительств, с которыми можно решать все вопросы, возникающие в процессе строительства.
Несмотря на то, что на строительном рынке Удмуртии есть организации, которые грубейшим образом нарушают градостроительное законодательство, ведут строительство с нарушениями строительных норм и правил, обязательных требований стандартов, других нормативных документов в области строительства, в целом работа инспекции в 2007 году позволила улучшить производственную и исполнительную дисциплину как среди застройщиков-заказчиков, так и лиц, осуществляющих строительство, способствовала повышению качества самого строительства.