Торговля квотами как механизм экономического сотрудничества в рамках Киотского протокола
Номер журнала:
Рубрика:
ГОУ ВПО "Ижевский государственный технический университет" Янников Р.И.
Глобальные изменения климата не вызывают сомнений. При дискуссионности вопроса о степени антропогенного воздействия на наблюдаемые климатические изменения сам факт такого воздействия неоспорим.
Изменение климата неблагоприятно сказывается на условиях проживания и здоровье населения, еще больше усугубляет проблему бедности и тем самым наносит обществу колоссальный ущерб уже сейчас и грозит еще более серьезными социально-экономическими последствиями в будущем. Вынужденная адаптация к последствиям происходящих и прогнозируемых изменений климата станет непосильной ношей для человечества.
Климатические изменения уже приводят к экономическим и социальным потерям, которые вероятно будут лишь увеличиваться в будущем. В XXI веке прогнозируется потепление климата Земли на 1,4 — 5,8 °С, то есть температура будет расти быстрее, чем когда-либо за последние 10000 лет. Повышение температуры будет сопровождаться изменениями в характере выпадения осадков, включая увеличение вероятности сильных ливней, подъем уровня морей и увеличение частоты природных катаклизмов. Ожидается, что изменение климата Земли приведет к следующим неблагоприятным эффектам: снижение урожайности в тропиках и субтропиках, обострение проблемы недостатка воды в засушливых регионах, увеличение риска прибрежных наводнений и затопление земель в маленьких островных государствах и в дельтах рек, увеличение смертности от жары, инфекционных болезней, таких как малярия, лихорадка Денге, холера и т.п.
Что же касается России, как правило, клещевым энцефалитом в год заболевает от 6 до 10 тысяч человек. Однако в последние годы отмечается расширение ареала инфекции, клещевой энцефалит проявляется в тех регионах, где он ранее не регистрировался.
В этих условиях наиболее эффективным и перспективным направлением действий представляется срочное принятие всех возможных мер для предотвращения изменения климата путем сокращения антропогенного воздействия. Эти меры принципиально важны для решения острых социальных проблем, непосредственно связанных с изменением климата. Они также дают социально-экономические преимущества от сопряженных выгод, связанных с сокращением загрязнения и неблагоприятного антропогенного воздействия в целом. [1, стр.9,14,21]
Следует обеспечить реализацию практических мер по сокращению антропогенного воздействия, включая внедрение современных технологий и осуществление механизмов, предусмотренных Киотским протоколом.
Одно из главных направлений предотвращения изменения климата, вызванных деятельностью человека,— сокращение концентрации парниковых газов. Общество обладает необходимым потенциалом технологий по сокращению выбросов парниковых газов и поглощению углекислого газа экосистемами. Механизмы гибкости, предусмотренные Киотским протоколом, способны активизировать этот потенциал и минимизировать прямые затраты по сокращению выбросов парниковых газов. [1, стр.28]
Выполнение обязательств по сокращению выбросов парниковых газов может происходить как на национальном уровне (внутренние меры), так и с использованием механизмов международного сотрудничества, которые представляют собой:
- Торговлю квотами (ТК);
- Проекты совместного осуществления (ПСО);
- Механизм чистого развития (МЧР).
Торговля квотами. Киотский протокол к РКИК (Рамочная Конвенция ООН по изменению климата, принятая в 1992 г. и вступившая в силу в марте 1994 г.) предусматривает механизм торговли квотами, который представляет собой механизм передачи квот (единиц установленного количества или ЕУК) между странами, имеющими обязательства. Например, страна, выполнившая обязательства («Продавец»), может продать свои неиспользованные квоты (ЕУК), стране, не выполняющей обязательства («Покупатель»). Товаром в данном случае выступает ЕУК (неиспользованная квота).
Проекты совместного осуществления (ПСО) и механизм чистого развития (МЧР). Следующими механизмами гибкости, предлагаемых Киотским протоколом, являются проекты совместного осуществления и механизм чистого развития. В рамках данных механизмов страна, имеющая обязательства по Киотскому протоколу, может финансировать проекты, сокращающие выбросы парниковых газов в других странах. При этом объем финансирования эквивалентен объему сокращений выбросов, достигнутых проектом в период 2008-2012, в стоимостном выражении. Возврат вложенных средств происходит в виде передачи стороне, финансирующей проект, достигнутого объема сокращенных выбросов.
Проекты, реализуемые в странах, взявших на себя обязательства по Киотскому протоколу (включая Россию), выполняются в рамках ПСО. МЧР предполагает реализацию проектов в развивающихся странах.
Товаром в данных механизмах являются проектные сокращения, или разница между уровнем выбросов парниковых газов, которые бы имели место в отсутствие проекта (так называемая базовая линия) и уровнем выбросов, образующихся при проектной деятельности. При этом проектные сокращения по ПСО называются единицами сокращенных выбросов (ЕСВ), по МЧР данные сокращения носят название сертифицированные сокращенные выбросы (ССВ). [2]
Рассмотрим более подробно механизм торговли квотами.
Образцом для механизма торговли квотами послужил многолетний успешный опыт США по использованию механизма торговли разрешениями/квотами на различные виды загрязнений окружающей среды при решении экологических проблем. В соответствии с положениями Киотского протокола, если страна Приложения В (Приложение, в котором перечислены первоначальные обязательства государств по Киотскому протоколу), например, Россия, перевыполнила свои обязательства по ограничению выбросов на период 2008–2012 гг. и обладает неиспользованной квотой, то она может продать ту или иную часть этой квоты другой стране этого Приложения при условии полного выполнения требований по доступу к механизму торговли выб-росами. Торговля квотами может происходить между странами на основании двусторонних соглашений. Страны также могут разрешить своим компаниям прямо или косвенно (при государственном посредничестве) участвовать в торговле квотами и сокращениями выбросов, передавая им часть неиспользованной квоты на определенных условиях, например, при условии вложения вырученных от сделки средств в меры по снижению выбросов. [3, стр.16]
Механизмы реализации программ в обязательном порядке требуют участия частного бизнеса, и этот факт никто не прячет. Торговля квотами будет наиболее эффективно вестись именно частными предпринимателями. Это требует выработки совершенно новых юридических механизмов, которые бы позволили передавать часть государственных обязательств (установленных количеств) частному бизнесу. Альтернативой может служить создание процедур, которые бы позволили организовывать синхронную передачу разрешений на торговлю квотами между частными предпринимателями и между правительствами различных стран.
Межправительственный обмен квотами должен учитываться в единицах УК (Установленные количества. Официальный термин в Протоколе, определяющий общее количество разрешенных для конкретного государства антропогенных выбросов (эмиссии) парниковых газов на период обязательств с 2008 по 2012 год. При торговле квотами, в проектах совместного осуществления (ПСО) и при использовании механизма чистого развития (МЧР) сокращенные эмиссии могут быть добавлены или изъяты из этого количества установленных выбросов.), т.е. он постоянно увязывается с тем комплексом из шести газов, который определен на период действия обязательств. Торговля квотами в частном секторе может вестись применительно к одному из газов, применительно к любому комплексу из обозначенных газов, и охватывать эта торговля должна не обязательно весь период действия обязательств (она может распространяться и на меньший отрезок времени). Возможно, следует прежде всего поощрять торговлю квотами на эмиссии СО2, образующиеся в процессе выработки электроэнергии и в промышленности.
Единицы эмиссии, получаемые от стран, которые не соблюдают предписанных Протоколом норм, должны при обмене учитываться с понижающим коэффициентом, чтобы у этих стран появился достаточный стимул к сотрудничеству (так на международном уровне можно реализовать принцип ответственности покупателя). Для достижения таких целей возможно установление новых видов страхования, чтобы на рынке квот появлялись единицы эмиссии, соответствие которых условиям Киотского протокола было бы подтверждено при страховке.
Жизненно важными являются и другие аспекты реализации торговли квотами — мониторинг, сертификация и т.д. [4, стр.35]
Европейская система торговли разрешениями на выбросы (ETS) – первая в мире международная система торговли квотами на выбросы двуокиси углерода; целью ее является обеспечение странами-членами ЕС соблюдения обязательств с минимальными издержками. Эта система стала основным инструментом ЕС для сокращения выбросов парниковых газов в энергоемких отраслях и энергетике, а также, что еще более заметно, для достижения целевых показателей Киотского протокола для стран ЕС на период 2008-2012 гг. Эта система охватывает около 12 тыс. объектов (электростанций и промышленных предприятий), на которые приходится почти половина выбросов CO2 в Европе. [5, стр.16]
Участие государства в схеме торговли ограничивается следующими функциями:
- установление и распределение квот;
- работа с отчетами по выбросам;
- ведение государственного регистра по квотам;
- обеспечение санкций по выполнению требований к объему выбросов и др. [3, стр.17]
Национальные планы распределения выбросов (National Allocation Plans, NAP) определяют общее количество CO2, которое разрешено выработать странам-членам соглашения. В NAP различают два сектора:
Сектор рыночных выбросов: на этот сектор приходится в среднем 40-50 % общего объема выбросов CO2 в отдельной стране.
Сектор нерыночных выбросов: этот сектор охватывает выбросы CO2 – в количестве 50-60 %, — связанные с деятельностью населения (автомобили, домашнее хозяйство и т. д.).
Каждое государство, подписавшее соглашение, должно распределить выбросы CO2, входящие в рыночный сектор национального плана распределения, между всеми входящими в систему ETS предприятиями на первый торговый период с 2005 по 2007 год. Основная идея заключается в том, чтобы страны ограничили выбросы CO2 в энергетической отрасли и промышленности путем выделения квот и создания дефицита таких квот, за счет чего может быть создан действующий рынок и сокращен суммарный объем выбросов.
Безусловно, страна может увеличить объем квот в рыночном секторе посредством:
- сокращения выбросов парниковых газов в нерыночном секторе (например, на транспорте, который отвечает за 21 % суммарных выбросов, в домашних хозяйствах и малых предприятиях (17 %) и сельском хозяйстве (10 %));
- приобретения кредитов на выбросы с помощью гибких инструментов Киотского протокола — механизма чистого развития (в развивающихся странах) и проектов совместной реализации (в прочих промышленно развитых странах).
Цена одной тонны выбросов CO2 будет зависеть от спроса и предложения, как и на любом другом свободном рынке. Рыночные брокеры уже называют цены на небольшие объемы квот или выставляют заявки на уровне 20 евро за тонну CO2 (данные за май 2005 г.) (рис. 1). [5, стр.16]
Связь европейской схемы торговли с другими схемами возможна путем установления соглашений о взаимном признании разрешений на выбросы и внесения соответствующих поправок в законодательные документы. [3, стр.17]
Реализация Киотского протокола открывает новые возможности экономического развития, но предприятия ЕС будут вынуждены понести неизбежные дополнительные издержки. Если руководители стран не воспользуются схемами торговли квотами для обеспечения выполнения условий договора, придется принимать более дорогостоящие меры в нерыночном секторе. Затраты необходимо рассматривать во взаимосвязи с новыми возможностями, открывающимися для европейских и сторонних поставщиков чистых технологий, обеспечивающих малые выбросы углерода, а также среднесрочными преимуществами для европейской промышленности при переходе к малоуглеродной глобальной экономике.
Европейская система ETS — это первая в мире международная система торговли квотами на выбросы двуокиси углерода, разработанная с целью выполнения обязательств по Киотскому протоколу с наименьшими затратами.
Несмотря на то, что европейские предприятия, включенные в систему торговли, выразили ряд опасений, схему следует признать хорошей первой попыткой направить развитие энергоемких отраслей промышленности в сторону перехода на технологии с пониженными выбросами двуокиси углерода. [5, стр.17,19]
Россия одна из немногих стран, которая находится в выгодном для себя положении, так как уровень выбросов базового 1990 года будет пройден по прогнозам экспертов, в 2017-2020 гг. С точки зрения механизма торговли выбросами Россия занимает позицию Продавца, поскольку она располагает значительным потенциальным запасом квот порядка 500-600 млн. тонн СО2 в год. [2]
Уже более двух лет активно занимаются реализацией механизмов Киотского протокола в Челябинской области. В 2005 году количество выбросов в регионе достигло 5,2 млн. тонн. Южноуральские экологи в основном уделяют внимание концентрации в воздухе парниковых газов. Их 5-процентное снижение по сравнению с 1990 годом, предусмотренное Киотским протоколом, позволит предприятиям создать запас выбросов, который можно будет продать за рубеж, а вырученные средства направить на повышение своей конкурентоспособности.
Киотский протокол поможет южноуральским предприятиям получить инвестиции на развитие своего бизнеса и стать донором квот для европейских стран, страдающим от глобального потепления. Об этом шла речь на совещании в правительстве Челябинской области с участием председателя комитета по экологии Госдумы РФ Владимира Грачева 20 июня 2006 года. В нем принимали участие представители территориальных органов Ростехнадзора и Госстата, министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Геннадий Подтесов, а также руководители крупнейших промышленных предприятий города и области. [6]
К сожалению, вопросами реализации механизмов Киотского протокола в России в целом и в Удмуртской республике в частности, пока еще занимаются недостаточно, хотя внедрение данных механизмов — вопрос времени.
Рис. 1. График цен квот на СО2 на Европейской энергетической бирже (ЕЕХ) в период с октября 2004 г. по май 2005 г.
Сведения: http://www.eex.de
Список использованных источников и литературы
1. Круглый стол неправительственных и общественных организаций «Социальный форум по изменению климата» Всемирной конференции по изменению климата (29 сентября — 3 октября 2003 г., Москва). Предложения международной рабочей группы независимых экспертов. Под редакцией проф. А.А. Голуба, член-корр. РАН В.М. Захарова. — М.: Защита природы, Центр экологической политики России, 2003.
2. Латыпов М. Ф. Экономические механизмы Киотского протокола//Источник: Кузбасский Центр Энергосбережения, www.cesako.ru
3. Лопатин В.Н., Муравых А.И., Грицевич И.Г. Глобальное изменение климата, проблемы и перспективы реализации Киотского протокола в Российской Федерации: Комплект учебных материалов по программе курса «Государственное управление природопользованием». – М.: РАГС, ЮНЕП, WWF–Россия, 2005. – 40 с.
4. М. Граб и К. Вролик, Д. Брэк. Киотский протокол: анализ и интерпретация / Пер. с англ. Издание 2-е. — М.: «Харвест-Принт», 2002. -268 с., ил.
5. Нильс Лефлер. Торговля квотами. АББ Ревю 3/2005.
6. Сайт информационного агентства REGNUM: http://www.regnum.ru/news/659964.html