Монтаж нефтяных резервуаров полистовым методом
Номер журнала:
Рубрика:
Развитие отечественного топливно-энергетического комплекса требует наличия резервуарного парка значительного объема, обеспечивающего перекачку, хранение, отгрузку нефти и нефтепродуктов. Резервуарный парк России расширяется за счет возведения новых терминалов и реконструкции существующих мощностей. Свой вклад вносит и ООО «Айсберг»…
Необходимо всегда помнить, что резервуарные парки являются потенциальным источником крупных техногенных аварий и угрозы от их последствий. Создание крупных резервуарных парков, являющихся объектами повышенной опасности, предъявляет особые требования к качеству изготовления и монтажа конструкций резервуаров.
Для выполнения заказов нефтегазового комплекса специалисты ООО «Айсберг» освоили технологии полистового метода сборки, соответствующие современным международным стандартам. Полистовой метод наиболее практичен и безопасен относительно других технологий. Все резервуары используются на опасных производственных объектах, и потому их ремонт и монтаж требует предельной ответственности за качество производимых работ.
Стоит напомнить, все резервуары изготавливаются в соответствии с «Правилами устройства вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов ПБ 03-605-03», и здесь ООО «Айсберг» не исключение. В соответствии с проектом организации строительства (ПОС) на площадке организуется производственно-бытовой временный городок из инвентарных зданий, после чего начинается производство монтажных работ.
Общая последовательность выполнения монтажных работ предусматривается в проекте производства работ (ППР), которое разрабатывается конструкторским бюро ООО «Айсберг» для конкретного объекта, и в дальнейшем служит руководством для монтажа.
Монтаж днища
Монтаж резервуара начинается с монтажа днища. Днище монтируется после приемки основания, фундамента и составления акта приемки основания под монтаж резервуара.
Сначала листы днища раскладывются, затем выполняется сварка монтажных соединений днища. Монтаж окраек днища выполняется при помощи крана. Перед монтажом выполняется разметка фундамента для укладки окраек.
Окрайки свариваются встык между собой на подкладках полуавтоматической сваркой в среде СО2 или ручной дуговой сваркой.
Листы центральной части днища, окрайки, готовые для монтажа и упакованные в кассеты, подвозятся к объекту на транспорте грузоподъемностью до 20 т и разгружаются краном. Листы центральной части днища раскладываются в соответствии с рекомендациями ППР, затем пооперационно проверяется качество монтажных швов днища.
Монтаж стенки резервуара
После сборки, сварки и проверки качества сварных швов и окраек днища монтируется стенка резервуара. Подготовка листов стенки заключается в обработке кромок листов, осуществляемой механическим способом (фрезерованием) или плазменной резкой и вальцовкой листов, которая производится на трех- и четырехвалковых машинах. Листы стенки, подготовленные для монтажа и упакованные в кассеты, подвозятся к объекту на транспорте грузоподъемностью до 30т и разгружаются краном.
Монтаж стенки резервуара производится краном после сборки и выверки кольца из окраек и монтажа центральной части днища.
Сборка и сварка стенки начинается с нижних поясов. Сборка вышележащих поясов производится только после окончательной выверки и сварки нижележащего пояса. Сварка горизонтальных стыков стенки делается автоматической сваркой под флюсом, вертикальных – полуавтоматической сваркой в среде СО2.
При сборке и сварке стенки применяются инвентарные кольцевые подмости, выполненные из элементов опорного кольца с дополнительным временным ограждением, а также катучие подмости и навесные лестницы.
Технология и последовательность сборки и сварки стенки, применяемые приспособления разрабатываются в проекте производства работ.
Монтаж сферической крыши
Радиальные элементы каркаса крыши устанавливаются в проектное положение. Листы настила укладываются на каркасе крыши, стыкуются между собой и привариваются по периметру к стенке резервуара. Настил крыши к каркасу не приваривается для того, чтобы обеспечить взрывобезопасность.
Испытания
По окончании всех работ по монтажу резервуара производятся гидравлические испытания.
Продолжительность заполнения резервуара водой, выдержки под наливом, а также все технические требования проведения гидроиспытания резервуаров отражаются в «Процедурах гидроиспытаний резервуара» и согласуются с заказчиком.
Сварка
Монтаж резервуаров полистовым методом сборки сопровождается выполнением на монтажной площадке большого объема сварочных работ. Так, при изготовлении резервуара емкостью 20 тыс. куб. м. протяженность сварочных швов составляет:
– на днище – 1300 п. м
– на стенке – 1540 п. м
– на кровле – 1400 п. м
На протяжении многих лет монтажные организации применяли для сварки стыков резервуаров, собираемых полистовым методом, типовые сварочные аппараты ТС-17, ТС-35, полуавтоматы А-736, А-1230 и др., с помощью которых выполняли сварные швы днищ, укрупнительную сборку и сварку элементов стенок и кровли.
Существенное преимущество технологии сварки при монтаже резервуаров получило применение сварочного оборудования с использованием механизированной сварки в защитном газе. Сварочные навесные установки укомплектованы инверторными источниками питания последнего поколения. Управление процессом производится по цифровой технологии. Именно эту технологию применяет ООО «Айсберг» на строительных площадках.
Применение технологии обеспечивает постоянную длину дуги не зависимо от вылета электродной проволоки, а также мелкокапельный перенос металла без короткого замыкания, что позволяет в монтажных условиях обеспечивать высококачественную сварку.
Указанное оборудование может производить в автоматическом режиме сварку горизонтальных стыков на вертикальной стенке резервуаров с размерами: высота – до 3 м, толщина листов – 8…30 мм, диаметр резервуара – от 10 до 50 м и более, высота резервуара – до 20 м.
Наличие позиционирующего устройства для сварочной горелки позволяет сваривать собранные на монтаже стыки с любыми разделками кромок с зазором до 3 мм. Производительность сварки составляет от 24 до 43 м/ч в обоих направлениях.
Механизированная и автоматическая сварка в защитных газах стыков стальных вертикальных резервуаров для хранения нефти обеспечивают достижение европейского качества монтажных работ, а также увеличение ресурса эксплуатации. К преимуществам указанных способов сварки относятся: возможность визуального наблюдения за процессом формирования сварных соединений и выполнения сварки в различных пространственных положениях; отсутствие необходимости удаления шлаковой корки и применения смесей защитных газов на основе аргона вместо углекислого газа.
Это перекрывает недостатки сварки в защитных газах: зависимость от погодных условий (осадков и силы ветра) и наличие открытой дуги, требующей индивидуальной защиты сварщиков от световых и тепловых ожогов.
Применение новейшей технологии сварки резервуаров, собираемых полистовым методом, дает дополнительное преимущество этого метода строительства, в том числе повышает несущую способность работы резервуара.
e-mail: office@izhstroi.ru, www.izhstroi.ru