Обучение и аттестация персонала: методика оптимизации образовательных процессов
Номер журнала:
Постситуативная область тех или иных инцидентов, возникающих на опасных производственных объектах, доказывает неоднородность природы происхождения аварийных ситуаций. Источниками последних могут служить как нарушения целого комплекса норм и правил промышленной безопасности, так и отдельно взятого сегмента правовой базы, действующей в данной области. На концепции предупреждения всех возможных компонентов «очага опасности» построена деятельность АНО «УЦ Дома науки и техники».
Абдрахманова Екатерина Александровна,
Несмотря на то, что предметом работы компании является образовательная практика и аттестация специалистов отраслевых предприятий, ее представители нацелены не только на собственно обучение, распространяющееся на сферу нейтрализации рисков технологических аварий, но и на более глубокое решение проблем, находящихся в плоскости промышленной безопасности. В частности, посредством совершенствования учебных процессов компания готовит площадку для необходимого повышения уровня профпригодности специалистов с точки зрения обеспечения безаварийного функционирования опасных объектов.
директор АНО «УЦ Дома науки и техники»
Центральное место в «пакете» инициатив, направленных на улучшение образовательной деятельности, занимает работа по укреплению и расширению материально-технической базы Центра. Политика руководства компании в данном секторе развития результативна изначально, потому как она базируется на инвестициях в современную аппаратуру, реализации плана систематического увеличения библиотечного фонда, а также приобретении новых единиц наглядных пособий, соответствующих направлениям образовательных процессов.
Качеству профессиональной подготовки специалистов параллельно с системой работы по укреплению материально-технической основы, способствуют непосредственно сами учебные программы Центра. Образно говоря, они представляют собой отражение совокупности требований нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Наряду с этим «константу» результативности обучения позволяет поддерживать и решенность кадрового вопроса коллектива. Преподавательский состав компании, каждый представитель которого имеет весомый практический стаж, придерживается «академических» традиций обучения. Преследуя задачу высокой концентрации специализированных знаний, специалисты организации применяют метод индивидуального подхода к обучающимся. По мнению работников Центра, это один из возможных путей улучшения коэффициента воздействия на аудиторию, который, в свою очередь, приводит к отлаженной линии преподавания.
Учитывая, что эффективность предотвращения случаев аварийности может быть увеличена лишь при существенном багаже знаний специалистов, ответственных за надлежащую эксплуатацию объектов, представители Центра оптимизируют работу в области преподавания требований промышленной безопасности, установленных «параграфами» Федерального закона. При таком направленном подходе к образовательной практике в ее общем русле достигается понимание обучающимися самой основы надежного функционирования объектов – детально прописанной нормативной теории.
Вместе с тем в ходе обучения параллельно акцентируется внимание и на специфику требований, действующих на различных рабочих площадках, – объектах котлонадзора, нефтяной и газовой промышленности, при эксплуатации подъемных сооружений, систем газораспределения и газопотребления, дымовых и вентиляционных промышленных труб. Так, согласно тому или иному направлению, рассматриваются особенности норм, предусмотренных для каждого отдельного профессионального «контекста», а также их соблюдения в практической плоскости.
Определяя пути к максимально эффективной преподавательской практике, специалисты Центра уделяют внимание оценке статистических данных, показывающих тенденцию возникновения рисков аварий на производстве. Сегодня источник обеспечения безаварийной работы представители компании видят не только в выходе на новый уровень подготовки специалистов, но и в преодолении влияния человеческого фактора, являющегося причиной немалого числа производственных инцидентов. Особую роль в процессе дискредитации этого «субъективного начала» специалисты Центра отводят специальным психологическим тренингам. Руководство компании небезосновательно считает, что введение в перспективе подобного «курса» в работу образовательных учреждений позволило бы вывести личную ответственность специалистов предприятий при выполнении норм промышленной безопасности на новую ступень.
Несмотря на то, что текущая деятельность Учебного центра характеризуется значительной разветвленностью, перспективы компании также достаточно обширны. На современном этапе реестр образовательной программы основывается на таких курсах, как охрана окружающей среды и экологическая безопасность, обращение с опасными отходами, охрана труда, пожарная безопасность, обучение по теплопотребляющим установкам, электробезопасность. Специалистами компании регулярно проводятся тематические семинары, в частности, по аттестации рабочих мест, исследованию химических и физических факторов окружающей среды, защите металлов от коррозии. При условии же расширения учебных площадей, что составляет одну из прерогатив планов компании, спектр образовательных услуг «перешагнет» имеющиеся масштабы. Это вновь подтвердит статус-кво Учебного Центра как структуры с ориентиром на совершенствование образовательных процессов, имеющего своей целью сделать более четким «контур» промышленной безопасности на потенциально опасных производственных объектах.
г. Ижевск, ул. Ленина, 30-306,
тел./факс:
e-mail: dnt@udmnet.ru