Траектории подготовки специалистов в области «Техносферной безопасности» в университетском комплексе
Номер журнала:
Рубрика:
- Б.В. Севастьянов, доктор техн. наук, профессор
- Е.Б. Лисина, канд. техн. наук, доцент
- О.М. Перминова, канд. экон. наук, доцент
ГОУВПО «Ижевский государственный технический университет»
Модель непрерывного профессионального образования, сформированная в ГОУВПО «Ижевский государственный технический университет», дает возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Образовательная логистическая траектория модели непрерывного многоуровневого профессионального образования состоит из нескольких ступеней:
- предпрофильная подготовка школьников 7-9-х классов,
- профильное обучение в 10-11-х классах,
- подготовительное отделение,
- начальное профессиональное образование,
- среднее профессиональное образование,
- бакалавриат,
- высшее профессиональное образование,
- магистратура,
- послевузовское, в.т.ч. аспирантура и докторантура,
- дополнительное образование и повышение квалификации.
Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным образовательным траекториям является Закон Российской Федерации «Об образовании», который указывает, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется уставом данного образовательного учреждения.
Реализация принципов дифференциации и индивидуализации обучения в условиях выбора индивидуальной образовательной траектории становится хорошим подспорьем для активизации индивидуальных способностей и создает психологически гибкую безболезненную адаптацию между различными образовательными уровнями.
Наиболее удобным вариантом построения траектории получения образования личностью является логистическая схема выбора уровня образования в рамках университетского комплекса. На рисунке 1 представлены возможные траектории получения образования различных уровней на примере направлений и специальностей подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности в рамках Ижевского университетского комплекса.
Данная схема сформирована применительно к 6 реализуемым сегодня уровням образования: профильное обучение в 10-11-х классах, среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура.
В связи с наблюдающимся снижением качества образования в средней школе, повышением требований к специалистам складывается ситуация, при которой выпускник ВПО не может овладеть всем предлагаемым объемом знаний и не соответствует требованиям производства. Эту проблему успешно помогает решить среднее профессиональное образование.
Анализ структуры образовательного процесса на различных уровнях образования по направлению безопасности жизнедеятельности по специальностям: школа — СПО «Техносферная безопасность», ВПО — «Безопасность технологических процессов и производств», аспирантура «Охрана труда» — показал, что на уровне среднего профессионального образования сложилась рациональная основа для дальнейшего развития.
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности» ИжГТУ с 1996 года занимается подготовкой техников по специальностям, связанным с техносферной безопасностью. Совокупность имеющихся Государственных стандартов по ряду специальностей СПО и ВПО направления БЖД позволила разработать требования, являющиеся частью проекта государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника специальности ВПО 280100 «Безопасность технологических процессов и производств» и СПО 3201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Основной упор при этой разработке был сделан на создание комплекса блоков общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Первый выпуск техников-экологов по специальности 3201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» состоялся в феврале 2003 года. Это была группа заочников из г. Агрыз. Их подготовка велась по рабочему учебному плану первого поколения 1996 года. Одна из выпускниц продолжает учиться заочно по специальности ВПО 280100 «Безопасность технологических процессов и производств».
Работа с заочниками позволила скоординировать работу преподавателей кафедры «БЖД» и других кафедр ИжГТУ с выездом в города Удмуртии. Кроме этого, был составлен учебно-методический комплекс: учебные планы, рабочие программы, методические пособия, разработаны конспекты лекций.
1 сентября 2001 года начали учиться студенты первого приема очной формы обучения по стандарту от 1996 года. Большая и дружная группа успешно закончила обучение в июне 2004 года. Учились ребята успешно, и 6 выпускников получили дипломы с отличием. Все шесть отличников поступили в высшую школу на специальность 280100 «Безопасность технологических процессов и производств». Сейчас они уже учатся на втором курсе ВПО. Преподаватели различных дисциплин, таких как математика, инженерная графика, химия, говорят о том, что с этими студентами заниматься одно удовольствие. Четыре выпускника 2004 года поступили на заочное отделение ВПО по специальности 280100 «Безопасность технологических процессов и производств» и успешно учатся на втором курсе. В 2005 году из выпускников СПО в высшую школу пошли учиться 14 человек (32,5%) на заочную форму обучения и два отличника — на очное обучение. Судя по опросам студентов, нынешних выпускников, можно ожидать такой же результат.
В настоящее время на специальности 3201 обучается уже четвертый поток студентов очной формы обучения. А всего за эти годы работы кафедра подготовила 70 выпускников очной формы обучения и 19 заочников.
Большая работа проводится и по составлению новых учебных планов и рабочих программ дисциплин. В 2002 году вступил в действие новый ГОСТ по специальности 3201. На его основе составлен учебный рабочий план нового поколения для очной и очно-заочной форм обучения. Согласно новому стандарту и плану переработаны рабочие программы дисциплин.
Эта работа проводится с учетом перспективы дальнейшего обучения выпускников СПО на ВПО.
В 2004 году была начата работа по составлению рабочего учебного плана специальности 3203 «Пожарная безопасность». Этот план сразу соотносился с новым вариантом плана специальности 3201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». В этих планах есть единые дисциплины блоков ОГСЭ, ЕН, НРК, факультативные и по выбору из других блоков. Оба плана объединены в единое направление «Техносферная безопасность». Направление «Техносферная безопасность» дает больше возможности студентам-выпускникам продолжить обучение на ВПО по специальности 280100 «Безопасность технологических процессов и производств» очной и заочной форм обучения и специализации «Пожарная безопасность» заочной формы обучения.
Однако существует потребность в подготовке специалистов по профилю «Охрана труда», обусловленная критическим положением с охраной труда, создавшимся в различных отраслях экономики России, рекомендациями специалистов по безопасности жизнедеятельности. Специалист по охране труда, согласно Квалификационному справочнику должностей, должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет. Как показало исследование, в настоящее время данную должность занимают в большей своей части люди со средним профессиональным образованием, овладевающие навыками этой профессии в процессе своей практической деятельности.
В связи с этим актуальным становится мероприятие по созданию новой специальности в системе среднего профессионального образования — «Безопасность труда». Для его разработки и обоснования необходимо следовать указаниям, содержащимся в Порядке внесения изменений в Классификатор специальностей среднего профессионального образования. Они включают:
- обоснование практической значимости специальности;
- формулировка отличительных признаков специальности;
- исследование перспективы развития специальности и прогнозируемую потребность на рынке труда;
- разработка требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника.
Техник по охране труда, как правило, должен владеть навыками, позволяющими ему всесторонне исследовать условия труда на рабочих местах. Выдвигаются повышенные требования к знаниям выпускников как в области безопасности труда, аттестации рабочих мест, так и инженерной экологии.
Практическая значимость и потребность предлагаемой специальности, как указывалось выше, очень высока. Кроме того, согласно программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) государство нацелено на проведение политики в области поддержки малого бизнеса на среднесрочную перспективу, составными частями которой являются:
- создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности;
- увеличение общего количества действующих субъектов малого предпринимательства;
- увеличение вклада малых предприятий в ВВП, в налоговые доходы бюджета, в численность привлекаемых наемных работников.
Можно быть уверенным, что техники по безопасности труда, обученные по соответствующей специальности, будут более востребованы на малых предприятиях. В перспективе, если техник пожелает продолжить образование на уровне специалитета, то он будет предпочтителен среди остальных и на крупных предприятиях. В настоящее время инженеры по охране труда имеют специальность, отличную от необходимой. То есть выпускник СПО, получив высшее образование, будет весьма квалифицированным специалистом.
Готовность выпускника оценивается способностью решать задачи следующих типов:
- производственно-технологическая — проведение современными методами наблюдений и контроля за загрязнением производственной среды различными вредными и опасными производственными факторами, надзор и контроль за метрологической поверкой приборов, применяемых для контроля уровней факторов, контроль за эффективным использованием малоотходных и безотходных технологий на предприятиях отрасли;
- организационно-управленческая — организация деятельности службы охраны труда на предприятии, доведение до сведения работников предприятия вводимых в действие новых законодательных и правовых актов по охране труда; обеспечение требований безопасности работ на производственных участках; разработка нормативно-технической документации по вопросам технической безопасности, организация процедуры аттестации рабочих мест на предприятии или в организации, проведение обучения рабочих и служащих в области охраны труда; информационно-аналитическая — сбор, обработка информации о состоянии производственной среды на основе производственного контроля и результатов аттестации рабочих мест; уровней профессиональных заболеваний, потери проф. трудоспособности в различных отраслях экономики; эксплуатационная деятельность — выбор режимов работы средств защиты и проведение контроля их состояния, регламентация эксплуатации защитной и спасательной техники.
Можно ожидать положительных результатов от внедрения специальности «Безопасность труда»:
1. Подготовка техника по охране труда.
Техник по охране труда может продолжать свое обучение на уровне бакалавриата либо высшего профессионального образования. В противном случае предполагается, что выпускники будут способны заполнить нишу в организации службы по охране труда на малых предприятиях или в организациях численностью менее 100 человек, например, в жилищно-коммунальном хозяйстве, общественных организациях (театры, музеи, цирки), либо на крупных предприятиях.
2. Профессиональный отбор выпускников для продолжения образования на высшем уровне.
Поскольку в системе образования по подготовке специалистов по безопасности труда на уровне СПО существует пробел, то выпускники средних школ идут на специальности по безопасности жизнедеятельности, имея представление о них лишь по рекламным плакатам в момент сдачи документов на поступление в вуз. Вполне возможно, что большая часть выпускников школ будут успешны в области безопасности труда со средним уровнем образования. Более одаренные смогут продолжить обучение на других уровнях.
3. Сокращение сроков обучения выпускников в вузе в результате дальнейшего продолжения обучения по родственной специальности
(Безопасность технологических процессов и производств) на 1 год.
4. Подготовка педагогических кадров в результате профотбора.
Несомненно, учащиеся, успешно прошедшие все этапы обучения по безопасности жизнедеятельности, при определенных условиях пополнят ряды ученых и педагогов в данной области.
Указом Президента Удмуртской Республики А. А. Волкова № 125 от 12.10.05 2006 год объявлен Годом безопасного труда.
В свете мероприятий, проводящихся в УР, кафедра «Безопасность жизнедеятельности» создает базу для формирования пакета документов по открытию новой специальности СПО «Безопасность труда».
Кроме того, в дальнейшем в рамках Ижевского университетского комплекса будет реализована полная образовательная логистическая траектория подготовки специалистов в этой области. В данную схему будут включены все уровни подготовки специалистов, в результате чего возможно целостное представление вариативности траектории, как для личности, так и для руководителей университетского комплекса, что позволит выбрать оптимальную траекторию получения образования и гибко реагировать на индивидуальные потребности личностей. Сбор информации о состоянии рынков труда и образования позволит формировать перечень сопряженных направлений и специальностей, обновлять требования к моделям специалистов по всем уровням и корректировать учебные модули для подготовки специалистов с учетом опережающего обучения.
А в настоящее время кафедра «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) осуществляет подготовку дипломированных специалистов по направлениям:
280100 «Безопасность жизнедеятельности», специальности:
280102.65 «Безопасность технологических процессов и производств» (очная и заочная формы обучения);
специализация «Пожарная безопасность технологических процессов и производств» (заочная форма обучения для персонала противопожарной службы МЧС России на базе среднего и среднего профессионального образования); 280103.65 «Защита в чрезвычайных ситуациях» (очная форма обучения).
280200 «Инженерная защита окружающей среды», специальность:
280200.62 «Защита окружающей среды».
Области профессиональной деятельности выпускника (280102.65, 280103.65):
- защита человека в процессе труда (идентификация рисков и управление безопасностью на основе спецификации OHSAS 18001:1999 (ГОСТ Р 12.0.006) «Система менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний (OH&S)»);
- защита окружающей среды (в соответствии с положениями международного стандарта ISO 14001:2004);
- защита объектов экономики и техносферы от естественных и антропогенных опасностей;
- ликвидация последствий воздействия опасностей, контроль и прогнозирование антропогенного воздействия на человека и среду обитания, разработка новых технологий и методов защиты человека, объектов экономики;
- обеспечение устойчивого и экотехнологического развития, управление воздействием на человека и окружающую среду;
- экспертиза условий труда, безопасности, устойчивости и экологичности технологий оборудования, технических объектов и проектов.
Кроме того, можно получить среднее профессиональное образование (ИНЕЮ) по следующим специальностям:
- 280201.51 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»;
- 280104.51 «Пожарная безопасность».
Кафедра БЖД обладает разветвленной сетью устойчивых связей с организациями, занимающимися практической деятельностью в области техносферной безопасности, что дает возможность студентам пройти практику в различных учреждениях, заниматься научной работой. Под руководством заведующего кафедрой БЖД, заслуженного изобретателя Российской Федерации, доктора технических наук, профессора Севастьянова Бориса Владимировича осуществляется подготовка кадров высшей квалификации (кандидатов наук) по специальностям 05.26.01 «Охрана труда» и 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования».