Андрей Соловьев: «За два года ни одной аварии»
Андрей Борисович Соловьев
руководитель Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
23 декабря 2006 года впервые отмечается день Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Ростехнадзору России исполняется два года.
«В последних посланиях президента страны говорилось о необходимости повышения эффективности государственного управления, о низком уровне доверия граждан страны к отдельным институтам государственной власти. И на последнем заседании Госсовета Российской Федерации впервые за все годы реформ прозвучала мысль — несмотря на то, что мы находимся в системе рыночной экономики, мы должны планировать свою работу, принимать на какие-то периоды планы и работать по ним, обеспечивая их выполнение. Обозначенные президентом проблемы нацеливают федеральные органы исполнительной власти на качественно новые подходы в решении поставленных перед ними задач. Такой же новый подход требуется и от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Нам необходимо комплексное, системное решение вопросов контрольной и надзорной деятельности и вопросов обеспечения промышленной безопасности» — Константин Борисович Пуликовский, руководитель Федеральной cлужбы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Из истории
Указами Президента Российской Федерации № 314 от 9.03.04 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и № 649 от 20.05.04 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» реформированы система и структура федеральных органов исполнительной власти, во исполнение которых Федеральный горный и промышленный надзор России в соответствии с первым указом преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору, а согласно второму уже преобразованный орган — в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Положение о службе утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 401 от 30.07.04 и им определено, что она является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности, органом государственного горного надзора, специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности, органом государственного энергетического надзора, специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Деятельность Ростехнадзора осуществляется с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, планов Правительства Российской Федерации и направлена на обеспечение защищенности работников поднадзорных объектов и населения, окружающей среды от угроз техногенного характера путем применения предусмотренных полномочиями Службы мер, направленных на недопущение нарушений обязательных требований по безопасности в установленной сфере деятельности.
В целях обеспечения комплексного подхода при организации деятельности территориальных органов, исключения внутреннего дублирования функций, приближения контроля и надзора, лицензирования и разрешительной деятельности к поднадзорным объектам в регионах, а также повышения эффективности взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Приказом по Федеральной службе № 179 от 22 ноября 2004 года создано Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике.
Структура Управления включает 8 отделов по видам надзора, 3 межрайонных отдела, финансово-кадровый и технический отделы со штатной численностью 106 человек.
Управление осуществляет государственный надзор и контроль в сферах охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, и охраны недр, промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения.
В феврале текущего года постановлением Правительства Российской Федерации Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору передана функция осуществления государственного надзора и контроля в сфере государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством РФ, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Результаты деятельности
На начальном этапе деятельности Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике сформирована система, обеспечивающая преемственность и развитие методов организации государственного надзора в области промышленной и энергетической безопасности, государственного экологического контроля. В части оптимизации системы государственного контроля и надзора проведена работа по исключению избыточных и дублирующих функций. Были созданы условия, приближающие контроль и надзор, лицензирование и разрешительную деятельность к поднадзорным организациям. Построены конструктивные и эффективные взаимоотношения с органами исполнительной власти Удмуртской Республики, органами местного самоуправления.
Одним из направлений деятельности Управления является участие в создании и совершенствовании правовой и инструктивно-методической базы по соответствующим направлениям надзорной деятельности. Был проведен анализ фактического состояния средств информатизации, подготовлена техническая база по формированию и управлению информационными ресурсами. Проведена работа по перерегистрации опасных производственных объектов на основе апробированных методических подходов и практического опыта идентификации опасных производственных объектов. Актуализированная информация государственного реестра опасных производственных объектов составила основу для создания единой базы поднадзорных Управлению организаций.
Управлением выполнены надзорные и контрольные мероприятия, предусмотренные комплексными планами работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2005-2006 годы и планами работы территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
По итогам двухлетней деятельности инспекторским составом проведено более 6100 обследований производственных объектов, в ходе которых выявлено 51881 нарушение правил и норм, установленных законодательством Российской Федерации. За нарушения требований по безопасности привлечены к административной ответственности 1167 должностных лиц. Выдано 846 предписаний на приостановку работ на опасных производственных объектах, которые велись с угрозой жизни и здоровью людей. Наложено штрафов на сумму превышающую 3,5 млн рублей.
Управлением организовано и проведено 27 комплексных обследований крупных промышленных предприятий и организаций, в их числе ОАО «Ижсталь», РОАО «Удмуртгаз», ОАО «ЧМЗ», ОАО «Удмуртнефть», ОАО «Белкамнефть», ОАО «Ижавто», ОАО «Буммаш», ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол», ОАО»Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», ФГУП «Ижевский механический завод» и другие.
Для повышения эффективности государственной экологической экспертизы реализован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование нормативной правовой и инструктивно-методической основы деятельности Управления, организацию обучения и повышения квалификации соответствующих специалистов, а также на оптимизацию процедуры экспертизы с реализацией принципа «одного окна» для заказчика и расширенным применением информационных технологий. В целях реализации Федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» был утвержден порядок исчисления и администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду и создана основа для восстановления регулятивного и компенсационного характера взимаемой платы. За 9 месяцев 2006 года собрано в бюджеты всех уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду — 81 млн 406 тыс. рублей, что составляет 100% от плана, установленного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 июня 2006 года № 628.
Управление добилось положительной динамики по страховой защите опасных производственных объектов. В настоящее время договоры страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде заключены на 2610 объектах, что составляет 86,0% от их общего количества. С учетом того, что более 10% опасных производственных объектов законсервированы и выведены из эксплуатации, количество застрахованных опасных производственных объектов превышает 90 процентов, что значительно больше среднего показателя по Приволжскому федеральному округу.
В связи с передачей Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2006 году функций по государственному строительному надзору Управлением Ростехнадзора по Удмуртской Республике выполнены следующие мероприятия:
- внесены изменения в штатное расписание и организационную структуру Управления. «Отдел по надзору за подъемными сооружениями» переименован в «Отдел государственного строительного надзора и надзора за подъемными сооружениями» с наделением его полномочиями государственного строительного надзора;
- разработано Положение об отделе государственного строительного надзора и должностные регламенты начальника отдела и государственных инспекторов;
- для формирования списка объектов, подконтрольных государственному строительному надзору Управления, направлены запросы в Министерство строительства архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики и главам администраций городов и районов республики.
Одним из приоритетных направлений деятельности Управления является обеспечение эффективного надзора за противоаварийной устойчивостью теплоэнергетического оборудования, повышением надежности, своевременной подготовкой, бесперебойным прохождением осенне-зимнего периода. В результате принятых мер в прошедшем отопительном сезоне, несмотря на необычайно суровую зиму, не было допущено аварий и значимых технологических нарушений в теплоснабжении населения и объектов социальной сферы. В этом году теплоэнергосистема республики в целом подготовлена к предстоящему отопительному сезону.
С 2005 года Управление принимает активное участие в реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». Выполнены необходимые мероприятия по экологической экспертизе, созданию системы надзора и контроля в период строительства объекта по уничтожению химического оружия и подготовке к началу эксплуатации в г. Камбарка. Созданная система экологического контроля и мониторинга обеспечивает контроль безопасности деятельности объекта со стороны государства и общества. В настоящее время ведется подготовительная работа к началу строительства объекта по уничтожению химического оружия в п. Кизнер.
В целом мероприятия превентивного характера, проводимые Управлением, своевременное выявление и контроль за устранением нарушений позволили в 2006 году на опасных производственных объектах, поднадзорных Ростехнадзору по Удмуртской Республике, не допустить аварий и несчастных случаев. Удалось добиться снижения количества несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок.
Проблемы
Вместе с тем необходимо отметить несколько основных общих проблем и факторов, оказывающих негативное влияние на состояние промышленной, энергетической и экологической безопасности в Удмуртской Республике. Это:
- высокая степень износа основных производственных фондов и низкая инвестиционная активность в промышленности и энергетике. По некоторым отраслям этот показатель достиг критической точки;
- низкий уровень технологической дисциплины, не соответствующий степени опасности современных производств;
- низкий уровень профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности и энергетики;
- реорганизация предприятий при смене собственника и проведении других структурных изменений на уровне управления предприятия без учета необходимости обеспечения безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных производств повышенной опасности;
- отсутствие законодательного регулирования ответственности за соблюдение конкурсными управляющими требований по безопасности и противоаварийной устойчивости объектов организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами.
Вышеуказанные проблемы и факторы риска необходимо учитывать при формировании и реализации системного подхода в осуществлении государственного контроля и надзора на опасных производственных объектах, аварии на которых могут привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера, имеющим долговременные негативные последствия и представляющим серьезную угрозу безопасности социальной сферы и экономической системы Удмуртской Республики. Комплексный подход к оценке безопасности опасных производственных объектов, объектов энергетики при осуществлении государственного контроля и надзора должен стимулировать эксплуатирующие организации и собственников к реконструкции и модернизации производств.
Задачи
В целях обеспечения выполнения законодательных, нормативных и правовых актов в области промышленной безопасности, выполнения решений, указаний Ростехнадзора России и запланированных работ и с учетом вышеуказанных проблем в 2007 году необходимо сконцентрировать усилия на решении следующих задач:
- развитие и совершенствование работы Управления с целью повышения эффективности регулирующей, надзорной и контрольной деятельности, обратив особое внимание на необходимость применения предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности службы;
- совершенствование правовой, технологической и методической основы деятельности службы с целью формирования методологии надзора, обеспечивающей адекватность методов надзора риску причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу или окружающей среде, возникающему при осуществлении деятельности предприятий промышленности и энергетики;
- обеспечение эффективного администрирования поступлений в бюджет Российской Федерации от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- создание системы обучения и повышения квалификации инспекторского состава, учитывающей комплексный характер деятельности Управления;
- развитие информатизации деятельности Управлении с целью создания единого информационного пространства, обеспечения планирования и мониторинга результатов;
- обеспечение контроля за выполнением мероприятий по результатам технического расследования аварий и случаев производственного травматизма.
Вся деятельность Ростехнадзора имеет единственную цель — создание надежной системы промышленной, энергетической и экологической безопасности, снижение до минимума вероятности наступления аварийных ситуаций или несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями. И это возможно только при безусловном исполнении нормативов действующего законодательства в области промышленной, энергетической и экологической безопасности как надзорными органами, так и поднадзорными предприятиями и организациями.