О применении Постановления Правительства «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»
Номер журнала:
Рубрика:
В связи с поступающими в адрес Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике обращениями о разъяснении положений Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.06 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» сообщаем для руководителей и специалистов организаций заказчиков — застройщиков и строительно-монтажных организаций следующее:
В соответствии с частью 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2006 года № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» установлено, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являются:
1. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Министерство обороны Российской Федерации — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
Критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным определены в приложении к положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.02.06 № 54. К особо опасным, технически сложным и уникальным относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
а) высота более 75 метров или с пролетами более 100 метров, а также вылетами консолей более 20 метров;
б) более 1 подземного этажа;
в) использование конструкций и конструктивных систем, требующих применения нестандартных методов расчета с учетом физической или геометрической нелинейности либо разработки специальных методов расчета, а также применяемых на территориях, сейсмичность которых превышает 9 баллов.
Остальные объекты капитального строительства, которые подпадают под осуществление государственного строительного надзора, относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к ведению которых отнесен государственный строительный надзор. Это все остальные объекты, которые не были перечислены выше: объекты жилищного назначения, нежилого строительства, например, административные здания, спортивные строения и сооружения и иные.
Таким образом, государственным строительным надзором охвачены фактически все объекты капитального строительства при их строительстве, реконструкции или капитальном ремонте. В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Из этого перечисления следует, что критерием, исключающим отнесение того или иного объекта к объектам капитального строительства, является временный характер использования объекта.
Неотъемлемым признаком здания, сооружения, в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, как объекта недвижимого имущества является то, что перемещение таких объектов, включая здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Очевидно, что применительно к содержащимся в указанных актах законодательства определениям такие объекты, как железобетонные заборы, рекламные конструкции и пр. не могут классифицироваться как объекты капитального строительства, поскольку являются временными постройками и сооружениями, могут быть перемещены и демонтированы без какого-либо ущерба их назначению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик должен направить извещение (Приложение 1) о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства с приложением соответствующих документов не позднее чем за семь рабочих дней до начала работ в орган государственного строительного надзора (Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике: 426050 г. Ижевск, ул. Дзержинского, 55, тел. 44-22-62, факс 44-22-64).
К вышеуказанным документам относятся:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ.
На основании статьи 11 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации органами государственного строительного надзора проводятся проверки как в случае получения извещений, указанных в частях 5, 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так и в случае обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), то есть фактическое выполнение работ независимо от наличия или отсутствия разрешения на строительство, проектной документации. Из этого следует, что при получении сведений из вышеназванных источников о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства орган, осуществляющий государственный строительный надзор, обязан провести проверку этих сведений и в случае обнаружения осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта приступить к осуществлению такого надзора.
Также орган государственного строительного надзора обязан приступить к осуществлению государственного строительного надзора в случае получения в соответствии с частью 15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации копии разрешения на строительство.
В то же время непредставление в орган государственного строительного надзора извещения образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При обнаружении указанного правонарушения должностное лицо органа государственного строительного надзора обязано составить протокол об административном правонарушении и передать материалы в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несоблюдение обязанности застройщиком или заказчиком направить в орган государственного строительного надзора извещения по смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет признания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства самовольной постройкой.
В случае строительства объекта капитального строительства без разрешения, если его получение предусмотрено статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган государственного строительного надзора обязан составить протокол и рассмотреть дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.5 Кодекса Российской Федерации. При этом за строительство объекта капитального строительства без разрешения указанной статьей не предусмотрено наложения административного наказания в виде административного приостановления строительства.
Пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.
Кроме того, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. К таким сооружениям можно отнести мобильные сборно-разборные и контейнерные здания и склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Таким образом, предписание, выданное органом государственного строительного надзора, не является документом о приостановлении (запрете) строительства.
Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении физических лиц такое административное наказание не применяется. Вместе с тем не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков является в соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанностью лица, осуществляющего строительство, которое в соответствии с частью 2 указанной статьи 52 может быть как физическим, так и юридическим лицом. Указанное лицо должно соблюдать такой запрет в силу вышеназванной правовой нормы, а не предписания об устранении выявленных нарушений. Нарушение такого запрета является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выданное органом государственного строительного надзора в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 17 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации означает, что все указанные требования выполнены полностью. В частности, все работы, предусмотренные проектной документацией, включая благоустройство, отделку фасадов и пр., должны быть выполнены до выдачи органом государственного строительного надзора указанного заключения.
В случаях, когда государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства не осуществлялся, и невозможно подтвердить соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, оснований для выдачи органом государственного строительного надзора заключения о соответствии не имеется.
В случаях, когда согласно части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для осуществления строительства выдача разрешения на строительство не требуется, в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не выдается также и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывает на необходимость предоставления для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию только заключения органа государственного строительного надзора и заключения органа государственного пожарного надзора. Таким образом, для целей получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется получения каких-либо заключений или документов иных надзорных органов.
Вместе с тем действующее законодательство Российской Федерации в настоящее время допускает исполнение другими органами исполнительной власти надзорных полномочий при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, помимо органов государственного строительного надзора. Однако необходимо отметить, что с 1 января 2007 г. осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства согласно части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается.