Лифт вниз не поднимает!
Потапов Александр Валентинович
начальник отдела по строительному надзору и надзору за подъемными сооружениями Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
Лифт — единственное средство вертикального транспорта для жителей высотных домов, не имеющее альтернативы. В то же время лифт — сложное техническое устройство, большая часть которого скрыта от постороннего взгляда. И, как любую технику, лифт необходимо обследовать, диагностировать и ремонтировать. Только при регулярном выполнении всех необходимых условий лифт будет выполнять свою функцию, не угрожая жителям дома внезапной остановкой.Качество жизни любого человека определяется условиями его существования. Самым главным из них было и остается комфортное жилье, которое включает в себя много составляющих. Человечество создало огромное количество вещей, делающих нашу жизнь удобной. В повседневной жизни мы их уже просто не замечаем. Одно из таких изобретений — лифт.
К сожалению, картина, сложившаяся в Ижевске сегодня, выглядит не так безоблачно.
По данным Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по УР, из 2341 лифта, установленного в муниципальном жилом секторе г. Ижевска, 33% уже отработали свой нормативный срок. По сравнению с другим технологическим оборудованием такое положение нельзя назвать катастрофическим, хотя, по нашим оценкам, через несколько лет нормативного износа достигнет половина лифтового парка г. Ижевска, при условии, что процесс старения также будет по-прежнему опережать процесс замены и модернизации.
Причем увеличение количества лифтов, отработавших нормативный срок службы, в ближайшие годы будет стремительно увеличиваться, так как в 80-е годы наиболее активно велась застройка жилого сектора и вводилось в эксплуатацию максимальное количество лифтов. И сейчас именно у этих лифтов заканчивается срок службы — 25 лет. Как видно из графика № 1, если в 2006 году количество лифтов, отработавших нормативный срок службы, составляет 33%, то в 2010 году эта цифра уже будет составлять 49,7% от общего количества лифтов в г. Ижевске, т.е. близко к половине.
Срок службы лифта определен ГОСТ 22011-95 года и равен 25 лет. По истечении нормативного срока согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ 10-558-03 п. 11.9, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 27.05.03, регистрационный № 4597, лифты должны подвергаться обследованию с целью определения возможности продления срока их безопасной эксплуатации. Количество обследований небезгранично и в соответствии с «Методическими указаниями по обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы» РД 10-72-94 может быть не более четырех. Срок повторного обследования определяется экспертной по лифтам организацией и должен составлять от одного года до трех. Это зависит от состояния лифта. Таким образом, легко подсчитать, что максимальный срок службы лифта может быть не более 37 лет. На сегодняшний день в городе Ижевске не эксплуатируются и требуют срочной замены по этой причине пока только 10 лифтов, но количество подобных лифтов из года в год будет неумолимо увеличиваться.
Итак, какой же выход предлагают нормативно-правовые акты в области промышленной безопасности, связанные с эксплуатацией лифтов?
Прежде всего «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов» предусматривают систему восстановления ресурса лифта, состоящую из:
а) капитального ремонта (частичной замены оборудования);
б) модернизации или замены.
В соответствии с РД 03-484-02, п.5 «Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 05.08.02 регистрационный № 3665, эксплуатация технических устройств без проведения работ по продлению срока безопасной эксплуатации не допускается. В связи с этим требованием те лифты, где не будет проведено диагностирование, будут выведены из эксплуатации.
Как видно, процесса замены или модернизации лифтов, если мы хотим сохранить лифтовый парк г. Ижевска работоспособным, нам не избежать, потому что обследование не может решить всех проблем, и эти проблемы с годами только накапливаются. В таблице № 3 можно увидеть, как обстоят дела с заменой лифтов в г. Ижевске. С 2004 года лифты в г. Ижевске не меняются. Теперь о лифтах, не отработавших нормативный срок службы. В каком состоянии они находятся?
Лифты, находящиеся в эксплуатации, также находятся в состоянии, далеком от идеального. Только не нужно все списывать на вандализм и воровство. Состояние лифтов такое, потому что не проводятся капитальные ремонты лифтов, которые должны проводиться в соответствии с «Положением о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов», кстати, утвержденным Министерством РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству еще в 1998 году. Капитальный ремонт предусматривает замену устаревших и изношенных узлов лифта, а на самом деле производится только устранение замечаний, выявленных специалистами ЗАО ИКЦ «Альтон» во время обследования. Кстати список узлов, которые должны меняться при капитальном ремонте, строго определен: электродвигатели, редукторы, канатоведущие шкивы, станции управления, кабины, купе-кабины и т.д. Такой существующий поверхностный подход к поддержанию лифтов в рабочем состоянии, когда замену деталей проводят только после поломки, уже привел к тому, что большинство эксплуатирующихся лифтов в г. Ижевске находятся в состоянии, близком к аварийному.
Проведение капитальных ремонтов должно осуществляться на лифтах в сроки, кратные ремонтному циклу, который зависит от года выпуска лифта и номинальной скорости лифта. Для большинства наших лифтов, где скорость равна 0,71м/сек, это 6-8 лет.
Необходимость замены этих узлов должна определяться комиссионно: обслуживающей организацией с представителем заказчика, причем не тогда, когда лифт встал на обследование, а за месяц до проведения обследования. Замена изношенных узлов позволит существенно сократить время простоя лифтов после обследования экспертной организацией и свести ее к близкой к нулю. У нас же лифты простаивают до трех месяцев после обследования.
По данным статистики, каждый лифт в среднем ежегодно проходит 10000 километров, перевозит 9 тысяч тонн груза и пассажиров, поэтому лифтовое хозяйство города по своей значимости вполне сравнимо с общественным транспортом и оставлять его без надлежащего финансирования, надлежащего обслуживания это все равно, что в перспективе ближайших лет отказаться от него.
Но и с такими задачами ЖКХ г. Ижевска самостоятельно не справится — нужны средства из местного бюджета. Поэтому территориальные органы Ростехнадзора России предлагали и предлагают руководству ГЖУ, администрации города Ижевска разработать целевые программы модернизации и замены лифтов. Аналогичные программы уже разработаны и успешно осуществляются во многих городах страны.
Во многих регионах действуют муниципальные программы по капитальному ремонту лифтов. Например, в городе Тюмени планируется заменить в текущем году 120 лифтов, в Екатеринбурге — 140, Казани — 40, Новосибирске — 90, в Перми за период с 2007 по 2009 годы мэрия намерена модернизировать в среднем до 200 лифтов в год.
На фоне массовой замены лифтов в других регионах единственным обнадеживающим фактом является решение Администрации г. Ижевска от 31.10.06 № 169 «Об утверждении графика модернизации диспетчерской связи лифтов сроком на 3 года (2007-2009 г.) и о включении в проект бюджета города финансирование данных работ», согласно которому все пассажирские лифты муниципального жилищного фонда будут иметь диспетчерскую связь, отвечающую всем требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов». По информации, представленной Администрацией г. Ижевска в Управление Ростехнадзора по УР:
В настоящее время МУ «Управляющая компания ЖКХ ГЖУ г. Ижевска» на основании конкурса заключен муниципальный контракт с ЗАО «Удмуртлифт» на замену 2 лифтов по адресам: В. Шоссе, 4; ул. Молодежная 69. До конца 2006 года планируется провести конкурсы на право заключения муниципальных контрактов на замену 8 лифтов в жилых домах по адресам: ул. Ворошилова 30, 32, ул. Удмуртская 263, ул. Молодежная 77, 85, ул. Союзная, 101, на сумму 6,4 млн. рублей.
Хочется надеяться, что положительная тенденция по замене лифтов, наметившаяся за последнее время со стороны Администрации г. Ижевска, перерастет в долгосрочную республиканскую программу, целью которой явится обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования лифтового хозяйства, а также улучшение качества предоставляемых услуг населению при эксплуатации лифтов.
График № 1.
Количество лифтов, отработавших нормативный срок службы
График № 2.
Количество лифтов в г.Ижевске, отработавших более 37 лет