Охота на экологических пиратов началась
Пешков Андрей Сергеевич
советник руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Номер журнала:
Рубрика:
В 2007 году под эгидой Ростехнадзора в России стартует ряд экологических проектов, которые так или иначе коснутся всех. Причем ответственность придется нести не только за вред, наносимый окружающей среде в настоящий момент, но и за прошлый экологический ущерб. Советник руководителя Ростехнадзора Андрей Сергеевич Пешков, занимающийся вопросами обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, рассказал представителям СМИ, чем в настоящее время занято представляемое им ведомство.
«Фактически мы реализуем надзорную деятельность государства для осуществления национальной безопасности нашей страны в соответствии с концепцией, утвержденной Президентом в атомной области, в области обеспечения экологической безопасности, промышленной, горного надзора, энергетической безопасности, строительного надзора. Сейчас экологические вопросы, вопросы качества жизни стали выходить на первое место, как в начале 90-х», — сказал он.
Общие задачи в области охраны окружающей среды
Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим не только надзор и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, но и осуществляет исчисление, а также сбор платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты всех уровней. «От нас зависит поступление в бюджеты всех уровней весьма значительных средств, которые в 2006 году составили15 млрд рублей. С учетом мизерности штрафов, которые природоохранное законодательство установило для нарушителей, необходимо провести колоссальную работу, чтобы собрать эти деньги», — отметил Андрей Сергеевич Пешков.
При этом одним из острейших вопросов, по его словам, является проблема охраны атмосферного воздуха. В Российской Федерации приоритетный список с наибольшим уровнем загрязнения воздуха включает 41 город, общее количество населения 17 млн человек. В него вошли 9 городов с предприятиями алюминиевой промышленности и черной металлургии, 12 городов — химической и нефтехимической промышленности, а также многие города топливно-энергетического комплекса, в котором отмечено расширение мощностей. По данным Ростехнадзора в Удмуртской Республике, 59% населения живет в населенных пунктах с «высоким и очень высоким уровнем загрязнениям воздуха».
Ростехнадзор не только является специальным уполномоченным государственным органом при решении внутрироссийских задач, но и выступает представителем Правительства Российской Федерации по ряду международных обязательств, в том числе по исполнению Киотского и Монреальского протоколов по веществам, разрушающим озоновый слой.
Прошлый экологический ущерб
Андрей Сергеевич Пешков также сообщил, что с 2008 года Ростехнадзор планирует приступить к разработке программы по ликвидации прошлого экологического ущерба, которая рассчитана примерно на 25 лет и будет реализовываться международными организациями совместно с российскими министерствами. «Это актуальнейшая задача в связи с реформой экономики. Масса грязных производств просто брошена. При этом обязательства, а следовательно, и расходы по ликвидации опасных загрязнений, реабилитации территорий и рекультивации земель российским законодательством возложены на субъекты федерации и муниципальные образования. Для многих это непосильная ноша», — подчеркнул Андрей Сергеевич Пешков. — Мы должны разработать механизм, позволяющий идентифицировать загрязнителя и заставить его убрать за собой«.
На первом этапе в проекте будут участвовать до восьми регионов — Арктический, к примеру, регионы с интенсивной горнодобывающей и перерабатывающей промышленностью (нефтепереработка, металлургия). Финансирование предполагается из трех источников — государственный бюджет, средства международных организаций и хозяйствующих субъектов. Практическая работа будет включать два направления — это создание нормативно-правовой базы и проведение комплекса практических мероприятий, направленных на ликвидацию ущерба.
Андрей Сергеевич Пешков привел ряд примеров. В частности, Михайловский ГОК. Комплексная проверка, проведенная в Михайловском ГОКе, выявила нарушения при обеспечении промышленной безопасности, горного и металлургического надзора, а также выполнении требований по охране окружающей среды. „Только недоплата за размещение отходов у этого предприятия за три года составила десятки миллиардов рублей“, — сказал он. По его словам, суд должен определить точную сумму неуплаченных платежей. Проверка показала, что руководство предприятия предоставляет заведомо недостоверную информацию о качестве окружающей среды. „Теоретически при выявлении нарушений мы можем приостановить деятельность предприятия, на котором проводим проверку, однако это не наша задача, мы должны навести на предприятиях-нарушителях порядок“, — сказал он. Говоря о „Норильском никеле“, Андрей Сергеевич Пешков сообщил: „В Северном полушарии он виден всем результатами своей деятельности — а именно загрязнением окружающей среды“. Он сообщил, что Ростехнадзор планирует проверку „Норникеля“, однако не уточнил дату ее начала. При этом проверка этого предприятия может занять около полугода.
Белый и черный список
5 июля Ростехнадзор начинает конкурс на лучший экологический проект. Решено учредить всероссийский постоянно действующий конкурс, где будут оцениваться экологические проекты и будут названы лучшие и худшие в экологическом плане предприятия», — сказал Андрей Сергеевич Пешков. Советник руководителя Ростехнадзора уверен, что конкурс станет стимулом для предприятий, чтобы заняться природоохранными программами. Результаты будут оглашаться ежемесячно и ежеквартально. Планируется, что в конкурсную комиссию войдут представители общественных организаций, средств массовой информации и другие.
«Должен быть не только пряник, но и кнут, — пояснил он. — Мы предполагаем систему рейтингования предприятия. Это будет серьезный стимул заниматься экологическими программами. Почему? Многие хозяйствующие субъекты, пользуясь тем, что у надзорных органов нет возможности постоянного контроля, а также отсутствием общественного внимания, манкируют выполнение своих обязанностей в сфере охраны окружающей среды, исполнение природоохранных мероприятий, даже тех, которые продекларированы, определены и финансируются».
Киотский протокол
Андрей Сергеевич Пешков рассказал о задачах, которые решает Ростехнадзор как представитель Правительства РФ по международным обязательствам. Он остановился на Киотском и Монреальском соглашениях: «Для России Киотский протокол, в отличие от большинства развитых стран, это возможность заработать. Международное сообщество готово платить, если мы снизим выбросы в атмосферу парниковых газов. По разным оценкам, размер поступлений, которые будут направлены на модернизацию производства в Российской Федерации, может составить от 3 до 30 млрд долларов США. Тем самым мы получаем дополнительный финансовый и административный ресурс, позволяющий провести обновление основных производственных фондов. Кроме того, мы получаем возможность контролировать, фиксировать и даже сертифицировать снижение выбросов».
Другое дело, что этот процесс очень бюрократизирован и для его реализации необходимо привлечение специализированных организаций. Тем не менее, в России уже есть примеры извлечения выгод из Киотского протокола. В частности, в ряде российских регионов на предприятиях деревообработки внедрены технологии производства из отходов ранее утилизировавшихся (а попросту сжигавшихся или вывозившихся на полигоны) брикетов.
Андрей Сергеевич Пешков отметил, что Ростехнадзор будет контролировать деятельность специально аккредитованных международных организаций, которые будут заниматься верификацией, то есть подтверждением истинности сокращений выбросов хозяйствующими субъектами. Он, в частности, сказал, что на переговорах с Мировым Банком представитель Ростехнадзора заявил о том, что служба берет под контроль, в соответствии со своими полномочиями, вопросы надзора и контроля за выбросами в атмосферу, а также процесс верификации их снижения.
По словам советника руководителя Ростехнадзора, наиболее приемлемый путь по торговле квотами — это проекты совместного осуществления. В этом случае средства на техническую модернизацию оборудования выделяются хозяйствующим субъектом, и уже впоследствии, при подтверждении сокращения выбросов, эти деньги засчитываются как зачет по квотам. Прямая торговля квотами начнется с 2008 года.
Дыра в озоновом слое
В 1987 году состоялось подписание Монреальского протокола. Страны, присоединившиеся к нему, взяли на себя юридические обязательство поэтапно свести на нет использование всех основных типов химических веществ, разрушающих озоновый слов. В настоящее время к протоколу присоединилось 188 стран.
Монреальским протоколом озоноразрушающие вещества поделены на 4 списка: A, B, C и D. Согласно принятым Российской Федерацией международным обязательствам, в нашей стране прекращено потребление и производство из списков А и B. Производство и потребление из списка С разрешено до 2030 года.
Ростехнадзор осуществляет выдачу разрешения на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. В 2006 году Ростехнадзором выдано 87 разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ.
Экологическое пиратство и строительство
По словам Андрея Сергеевича Пешкова, одним из больных вопросов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности является экспорт грязных технологий. Эта тенденция отчетливо прослеживается с начала 90-х годов. «Экспорт в Россию грязных технологий и устаревшего оборудования — выраженная колониальная политика, которую проводят и США, и другие развитые страны. Они считают необязательным соблюдение норм национального природоохранного законодательства. Это такое экологическое пиратство. Примеров много. В Европе практически исчезло целлюлозное производство. Где оно? У нас. То же самое касается химии и даже нефтехимии. К примеру, проект, который сейчас реализуется ОАО «Татнефть» в Республике Татарстан. Ряд технологий, которые там используются, с точки зрения требований экологической безопасности уже являются устаревшими.
«Проблема экспорта устаревших грязных технологий больная, — сказал Андрей Сергеевич Пешков, — и она особенно усугубилась с выходом неудачного, с точки зрения природоохранного законодательства, Градостроительного кодекса, который фактически уничтожил сложившуюся и работавшую в Российской Федерации предупредительную систему экологического контроля, существовавшую в виде государственной экологической экспертизы. Ни в США, ни в Европе не удалось создать такую систему превентивного контроля. Потому что их промышленное лобби рубило соответствующие попытки еще на стадии рассмотрения законопроектов. У нас строительному лобби удалось развалить эту систему в 2004 году. Это не шаг назад, а бегство от тех принципов и обязательных условий, которые мы должны выполнять для обеспечения национальной экологической безопасности. В настоящее время Правительство РФ подготовило законопроект, который вводит обязательность прохождения государственной экологической экспертизы по любым видам хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях».