Химическая и радиационная безопасность
Пуликовский Константин Борисович
руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Номер журнала:
Рубрика:
Если посмотреть на показатели аварийности и травматизма в динамике, то в целом следует отметить стабилизацию показателей нарушений и происшествий в работе, например, количество групповых несчастных случаев составило 5 в 2006 г. (4 в 2005 г.), количество пострадавших в 2006 г. составило 23 человека, что на 1 человека больше, чем в 2005 г., а вот погибло в 2006 г. 10 человек, на 5 меньше, чем в 2005 г. Состояние аварийности, производственного травматизма, нарушений в работе на предприятиях и объектах, поднадзорных Управлению по надзору за специальными и химически опасными производственными объектами.
На взрывоопасных предприятиях хранения и переработки растительного сырья в 2006 г. так же, как и в 2005 г., произошло 2 аварии. Количество случаев со смертельным исходом в 2005 г. составило 8, а в 2006 г. 6 случаев. Тут следует отметить, что это все происходит на фоне увеличения количества предприятий с 3532 в 2005 г. до 4188 в 2006 г. и объектов 10412 в 2005 г. до 11692 в 2006 г.
Политика Ростехнадзора в области надзора за специальными и химически опасными производственными объектами
К сфере деятельности Управления по надзору за специальными и химически опасными производственными объектами относятся организация и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при создании, эксплуатации и ликвидации взрывопожароопасных и химически опасных производств и объектов, включая объекты химического комплекса, спецхимии, спецтехнологий, химического разоружения, объекты производства, хранения и применения взрывчатых веществ и средств инициирования промышленного назначения, объекты хранения и переработки растительного сырья, а также при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, включая объекты и средства транспортирования опасных веществ.
Ростехнадзор решает задачи повышения эффективности государственного надзора за обеспечением промышленной безопасности, предупреждения техногенных аварий и катастроф, способных привести к значительному ущербу поднадзорным объектам, природной среде, отрицательному воздействию в демографической и социальной сфере; создания условий развития и модернизации промышленности на основе внедрения новейших научных достижений в области технического прогресса и путем активного участия в нормативном регулировании в области промышленной безопасности и в совершенствовании проектной и эксплуатационной документации.
Наша страна относится к ведущим государствам мира по объемам производства взрывных работ. Области применения энергии взрыва расширяются, массы ежегодно расходуемых взрывчатых веществ растут, и эта тенденция сохраняется. Взрывные работы ведут более 1200 предприятий и организаций. Общий годовой объем потребления взрывчатых материалов достигает почти 1 млн тонн.
Значительную опасность и риски содержат предприятия химического комплекса, включая предприятия и объекты по производству минеральных удобрений, аммиачные холодильные установки, хлорные объекты систем водоподготовки, целлюлозно-бумажные производства и другие производства и объекты, связанные с обращением или хранением токсичных и взрыво-, пожароопасных вещества, объекты спецхимии, уничтожения химического оружия и ликвидации последствий деятельности по его производству, другие объекты специального назначения. Количество предприятий, эксплуатирующих указанные производства и объекты, составляет около 5 тысяч. Тенденция ежегодного роста количества поднадзорных объектов составляет более 6% в год. Практически любой инцидент, не говоря об авариях, может привести к опасным последствиям.
К ведению Службы также относится надзор за производственными объектами хранения и переработки растительного сырья при их эксплуатации, применением технических устройств на этих объектах. В 2006 году число поднадзорных организаций составило 4063, которые эксплуатируют более 10400 взрывоопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья, в основном пищевой направленности. Безопасность таких производств — это вклад в продовольственную безопасность России.
Государственный надзор за промышленной безопасностью при транспортировании опасных веществ железнодорожным и автомобильным транспортом на опасных производственных объектах направлен на соблюдение организациями-изготовителями и перевозчиками опасных веществ специальных условий транспортирования, а именно: применения безопасных транспортных средств, защитной тары и упаковки, правильности классификации, маркировки опасных веществ, применения технологического оборудования при погрузочно-разгрузочных операциях, а также требований безопасности при организации движения на опасных производственных объектах.
В целом состояние промышленной безопасности на объектах, поднадзорных Управлению, находится на приемлемом уровне, о чем свидетельствует отсутствие длительное время крупных техногенных аварий и катастроф.
Состояние аварийности, производственного травматизма и нарушений в работе на объектах, поднадзорных Управлению по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой
В целом в 2006 г. наблюдается положительная динамика. В течение 2006 г. зафиксировано 4 нарушения в работе объектов ядерного топливного цикла, что на 9 меньше, чем в 2005 г. Выявлено 850 нарушений требований норм, правил условий действия лицензий.
Политика Ростехнадзора в области управления и регулирования безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзора за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой
Одним из основных направлений работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) является реализация Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года» и её части «Развитие и реконструкция производственных мощностей ядерного топливного цикла», то есть тех поднадзорных Службе объектов, регулирование безопасности которых осуществляет Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой.
В рамках ФЦП предусматривается освоение месторождений по добыче природного урана в Читинской области, Бурятии и Курганской области. Развитие обогатительных производств урана на действующих производствах, развитие мощностей по изготовлению ядерного топлива на машиностроительном заводе г. Электросталь, Новосибирском заводе химконцентратов и Чепецком механическом заводе в Удмуртии.
Сейчас все указанные в программе предприятия имеют соответствующие лицензии Ростехнадзора на деятельность в области использования атомной энергии, а в рамках Программы эти предприятия должны получить заключение государственной экологической экспертизы, а также лицензию или изменение условий действующей лицензии на сооружение и последующую эксплуатацию новых или реконструируемых производственных мощностей.
О введении в действие Правил физической защиты радиоактивных веществ (РВ) и радиационных источников при транспортировании с 1 июня 2007 г.
Согласно установленным приказом руководителя Ростехнадзора Константина Пуликовского нормам физическая защита при транспортировании РВ должна обеспечивать: предупреждение несанкционированных действий; своевременное обнаружение противозаконных действий; задержку проникновения нарушителя; реагирование на несанкционированные действия для их пресечения.
Кроме того, Правилами установлено количество некоторых ядерных материалов (ЯМ), подлежащих физической защите при транспортировании, — плутония, урана-233, -235, нептуния-237, америция-241, -243, калифорния-252, тория.
Правила разработаны в Научно-техническом центре ядерной и радиационной безопасности с учетом замечаний МВД России, Роспотребнадзора, Росстроя, Федеральной таможенной службы, Роспрома, концерна «Росэнергоатом», в соответствии с требованиями Федерального закона «Об использовании атомной энергии», рекомендациями ООН по перевозке опасных грузов, а также рекомендаций МАГАТЭ.
На федеральном уровне данные правила приняты впервые. Ранее организации, занимавшиеся транспортированием радиоактивных веществ и радиационных источников, пользовались ведомственными документами и правилами МАГАТЭ. Отныне Ростехнадзор вводит в действие единые требования к организациям всех ведомств и предприятиям любой формы собственности.
Правила прошли правовую экспертизу Министерства юстиции России.
Международное сотрудничество в области регулирования ядерной и радиационной безопасности
В вопросе международного сотрудничества следует отметить подписанную 21 марта 2007 г. Совместную декларацию о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Агентством по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (АЯЭ ОЭСР) в области мирного использования атомной энергии.
Декларация будет содействовать дальнейшему развитию российской атомной отрасли и предоставит России статус постоянного наблюдателя во всех комитетах Агентства. Агентство по ядерной энергии включает 28 стран-участниц.
Ожидаемые высокие темпы развития атомной энергетики в ряде стран, расширение географии строительства атомных электростанций, в свою очередь, диктуют необходимость укрепления международного сотрудничества в данной области.
Основными задачами Агентства по ядерной энергии как раз и являются изучение долгосрочных аспектов мирного использования атомной энергии в контексте устойчивого развития, технических аспектов обеспечения ядерной и радиационной безопасности, проведение прикладных исследований, обмен опытом и информацией по вопросам регулирования ядерной и радиационной безопасности. Следует отметить, что в Агентстве аккумулированы опыт и знания экспертов ведущих мировых ядерных держав.
С другой стороны, Россия является страной, вот уже более 50 лет масштабно использующей атомную энергию в мирных целях. Я думаю, что совместная работа российской атомной отрасли и АЯЭ ОЭСР будет содействовать экспериментальным и теоретическим исследованиям, промышленным разработкам, а также обмену информацией и передаче знаний с целью совершенствования существующих и разработки новых инновационных технологий, повышению безопасности атомной энергетики.
Мы рассматриваем сотрудничество с Агентством как возможность участвовать в приоритетных для России проектах и программах, дополняющих и оказывающих поддержку деятельности, осуществляемой в рамках Международного агентства по атомной энергии.
Хочу также отметить, что подписание Совместной декларации не является отправной точкой для начала нашего сотрудничества. Мы достаточно давно совместно работаем с Агентством и в рамках научных исследовательских проектов, и ряда программ. Постоянно участвуем в деятельности некоторых технических комитетов. С подписанием Совместной декларации наше сотрудничество будет только расширяться. Это необходимый положительный этап в общем процессе развития сотрудничества России с ОЭСР.