Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

К вопросу о выполнении Российской Федерацией обязательств по уничтожению запасов химического оружия

 
Шудегов Виктор Евграфович, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии

Шудегов Виктор Евграфович
председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии

Номер журнала: 

Рубрика: 

Кроме того, в соответствии с принятыми на себя в рамках Конвенции обязательствами Россия в эти же сроки должна осуществить конверсию или уничтожение бывших объектов по производству химического оружия (ХО) и ликвидировать последствия их деятельности, а также обеспечить международный и национальный контроль за выполнением Конвенции.

Для создания необходимой базы инструментов (институциональных, нормативно-правовых, организационных и иных) по обеспечению выполнения требований Конвенции в 1999 году было образовано Российское агентство по боеприпасам (Росбоеприпасы), на которое было возложено осуществление функций национального органа для выполнения обязательств по Конвенции и которое в 2000 году было утверждено государственным заказчиком работ по уничтожению ХО, ликвидации или конверсии бывших объектов по производству ХО. На Росбоеприпасы была также возложена ответственность за организацию и выполнение работ по безопасному хранению и уничтожению ХО. Для выполнения соответствующих функций при Российском агентстве по боеприпасам было образовано Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия на базе воинских частей и организаций по уничтожению ХО, входящих в состав воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.Как известно, ратифицировав в 1997 году международную Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, Российская Федерация взяла на себя обязательства уничтожить до 2012 года все запасы химического оружия, хранящиеся на ее территории. Кроме того, в соответствии с принятыми на себя в рамках Конвенции обязательствами Россия в эти же сроки должна осуществить конверсию или уничтожение бывших объектов по производству химического оружия (ХО) и ликвидировать последствия их деятельности, а также обеспечить международный и национальный контроль за выполнением Конвенции.

Для законодательного регулирования деятельности по уничтожению ХО были приняты федеральные законы «Об уничтожении химического оружия», «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения», «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Весь комплекс работ, направленных на выполнение требований Конвенции, был объединен в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение химического оружия в Российской Федерации», принятой в 1996 г. Программой, в частности, было предусмотрено строительство шести объектов уничтожения ХО: в поселке Горный Саратовской области, городе Камбарка Удмуртской Республики, городе Щучье Курганской области, поселке Марадыковский Кировской области, поселке Леонидовка Пензенской области, городе Почеп Брянской области. Программой также было предусмотрено выполнение работ, связанных с конверсией объектов по производству ХО, обеспечением безопасности при хранении и уничтожении химического оружия, медицинским, экологическим и информационным обеспечением и научным сопровождением мероприятий Программы. График ее выполнения соответствовал положениям Конвенции, на тот период Россией еще не ратифицированной. Однако она основывалась на нереалистичном плане уничтожения ХО на семи объектах и закладывала объемы финансирования — около 7 млрд долл. в течение 10 лет, — явно непосильные для страны на тот период.

На момент ратификации Российской Федерацией Конвенции запасы ХО оружия на территории государства составляли около 40 тыс. тонн и были размещены на семи специализированных арсеналах. В число запасов входило свыше 4 млн артиллерийских боеприпасов и более 193 тыс. авиационных боеприпасов в снаряжении отравляющими веществами. Кроме того, в состав запасов входили неснаряженные боеприпасы, устройства, разрывные и пороховые заряды. При этом основная масса запасов ХО относилась к категории 1 и состояла из химических боеприпасов, устройств и запасов отравляющих веществ (ОВ) в различных емкостях (крупнотоннажные цистерны, бочки). Кроме того, Российская Федерация располагала запасами ХО категории 2 (122-миллиметровые снаряды ствольной артиллерии, содержащие 5 тонн фосгена), а также ХО категории 3 (разрывные и пороховые заряды, корпуса химических боеприпасов, не снаряженные отравляющими веществами).

C учетом изменившейся социально-экономической ситуации была разработана новая федеральная целевая программа «Уничтожение химического оружия в Российской Федерации», принятая постановлением Правительства Российской Федерации 5 июня 2001 г.

В документе содержалось два важных принципиальных новшества по сравнению с Программой 1996 г. Во-первых, было сокращено количество предполагаемых ОУХО с семи до трех — в Горном, Щучьем и Камбарке. Предполагалось, что ОВ подвергнутся первичной детоксикации вблизи от остальных четырех объектов хранения и полученные массы будут транспортироваться на предприятия по уничтожению. Во-вторых, в сторону увеличения пересмотрены сроки выполнения КХО. Первый этап — уничтожение 1 процента запасов — предполагалось выполнить в 2003 г. (опоздание по сравнению с графиком Конвенции на три года), второй этап — ликвидацию 20 процентов — в 2007 г. (отставание от графика КХО — пять лет), третий этап — 45 процентов — в 2008 г. (отставание в четыре года) и 100 процентов — в 2012 г. (на пять лет позднее первоначального срока, установленного Конвенцией).

К вопросу о выполнении Российской Федерацией обязательств по уничтожению запасов химического оружия.

Формально новый график шел вразрез с положениями КХО, ратифицированной Россией. Однако в 2003 г. Конференция государств-участников Конвенции согласилась, в принципе, с новым графиком уничтожения, предложенным Российской Федерацией.

Созданная к настоящему времени в Российской Федерации система уничтожения ХО позволила выполнить первый и второй этапы предусмотренных Конвенцией международных обязательств по уничтожению ОВ (соответственно 400 тонн до 2003 года и 8 000 тонн до 2007 года).

Кроме того, в рамках второго этапа ликвидированы 8 из 24 производственных баз по производству ХО. На остальных, как это и предусмотрено, производится конверсия в целях перепрофилирования на выпуск продукции народно-хозяйственного назначения.

С целью обеспечения безопасности среды обитания человека для всех объектов уничтожения ХО осуществляется производственный экологический мониторинг, целью которого является постоянное получение оперативной информации о содержании ОВ, продуктов их деструкции и общепромышленных загрязнителей в контролируемых зонах, о возможном их поступлении в окружающую среду, а также о динамике изменения их концентраций. Эта информация необходима для оперативного принятия решений по предотвращению поступления ОВ, продуктов их деструкции и общепромышленных загрязнителей в окружающую среду при нарушениях технологического процесса, а также для оповещения рабочего персонала объекта и населения в случае выбросов отравляющих веществ при возникновении чрезвычайных ситуаций. При этом контролируемыми зонами систем производственного экологического мониторинга являются: рабочая зона объекта, территория промзоны, санитарно-защитная зона и зона защитных мероприятий.

В ходе выполнения федеральной целевой программы «Уничтожение химического оружия в Российской Федерации» большое внимание уделяется социальным вопросам. Программой предусмотрено, что до 10% от стоимости объекта по уничтожению ХО выделяется на развитие социальной инфраструктуры. При этом вопросы, где и какие объекты строить, согласовываются руководством регионов и органов местного самоуправления. В этой связи надо сказать, что без поддержки руководителей субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественности эффективное выполнение мероприятий по уничтожению химического оружия было бы невозможно.

В целом, оценивая ход выполнения принятых на себя Российской Федерацией обязательств в области уничтожения запасов химического оружия, можно признать состояние дел в данной области достаточно удовлетворительным. Вместе с тем хотелось бы отметить те проблемы, которые мешают еще более эффективному проведению работ по уничтожению запасов ХО, и которые (проблемы) так или иначе необходимо решать.

В первую очередь, это необходимость своевременного финансового обеспечения всех без исключения мероприятий федеральной целевой программы «Уничтожение химического оружия в Российской Федерации» в предусмотренных объемах, а также реализация дополнительных возможностей привлечения для этого внебюджетных инвестиций всех форм собственности и иностранных инвестиций. Кроме того, необходимо в полной мере решить задачи по обеспечению государственного мониторинга загрязнения окружающей среды и медико-санитарного обслуживания населения в районах размещения объектов по уничтожению химического оружия.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "АльфаPR"

Все статьи рубрики