Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

май 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности в экологической сфере

 
Лукин Иван Сергеевич, помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, юрист 2 класса

Лукин Иван Сергеевич
помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, юрист 2 класса

Номер журнала: 

Рубрика: 

В современных условиях особенную актуальность приобретает защита прав хозяйствующих субъектов при осуществлении прокурорского надзора, в том числе в экологической сфере. В Удмуртской Республике природоохранной прокуратурой принимаются действенные меры по соблюдению прав предпринимателей.

Особенности 
текущего момента

В настоящее время существенно ограничены возможности проведения контрольных (надзорных) мероприятий контролирующими органами различного уровня. Усилия сосредоточены на поддержании благоприятных условий для работы бизнеса, пресечении фактов неправомерного административного давления, предотвращении необоснованных отказов в предоставлении мер государственной поддержки предпринимателям.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» предусмотрены конкретные основания для проведения проверок, а деятельность контролирующих органов в большей мере нацелена на профилактический характер соблюдения обязательных требований хозяйствующими субъектами.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части правил назначения административного наказания, а также оснований возбуждения дел об административных правонарушениях при выявлении нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В целях снижения нагрузки контролирующих органов на бизнес-сообщество постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336» внесены изменения в особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, устанавливающие проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в 2023 году только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой выявлялись случаи несвоевременных расчетов органов государственной власти с предпринимателями по государственным контрактам, ненадлежащего предоставления и оказания муниципальных услуг органами местного самоуправления.


Нарушения при проведении проверок

Вместе с тем органами контроля, в том числе осуществляющими деятельность в природоохранной области, не всегда принимаются действенные меры по соблюдению прав хозяйствующих субъектов в различных сферах контрольно-надзорной деятельности, производстве по делам об административных правонарушениях, оказании государственных и муниципальных услуг.
Например, по результатам мониторинга контрольно-надзорной деятельности региональных органов государственной власти, осуществляющих функции в сфере охраны окружающей среды, Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором в 2022 году предостережено три должностных лица о недопустимости нарушения закона при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях, в том числе о невозможности проведения внеплановых выездных проверок по исполнению ранее направленных предписаний и возбуждения административных производств в отношении хозяйствующих субъектов (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Кроме того, в истекшем периоде 2022 года природоохранной прокуратурой опротестованы два постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
В ходе проверки данных постановлений установлено, что должностными лицами не обращено внимание на положения ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ, регламентирующие вопросы возможности замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Проведенные природоохранной прокуратурой в 2022 году проверки соблюдения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности поднадзорными органами государственной власти республики показали, что требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также требования Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при организации и проведении проверок в отношении хозяйствующих субъектов соблюдаются не во всех случаях, что создает угрозу нарушения прав и законных интересов предпринимателей, в том числе являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Так, в ходе проверок установлены случаи несвоевременного внесения информации должностными лицами о проведенных проверках в ФГИС «Единый реестр проверок», нарушения процедуры проведения документарной проверки, организации профилактической работы в сфере соблюдения обязательных требований.

Отсутствие административных регламентов создавало неопределенность в правовом регулировании и не позволяло в полной мере осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Задолженность по госконтракту погашена

Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой выявлялись случаи несвоевременных расчетов органов государственной власти с предпринимателями по государственным контрактам, ненадлежащего предоставления и оказания муниципальных услуг органами местного самоуправления.
Например, в результате вмешательства природоохранного прокурора перед юридическим лицом погашена задолженность по государственному контракту на сумму более 2 млн рублей. 

Нарушения в сфере обращения с отходами 

Кроме этого, в 2022 году природоохранной прокуратурой в деятельности шести администраций муниципальных образований Удмуртской Республики выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, в том числе при предоставлении муниципальных услуг субъектам предпринимательской деятельности.
Установлено, что администрациями муниципальных образований Удмуртской Республики меры, направленные на разработку и утверждение административных регламентов по предоставлению муниципальной услуги по согласованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не приняты, что не соответствовало требованиям ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Отсутствие административных регламентов создавало неопределенность в правовом регулировании и не позволяло в полной мере осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления.
По указанным фактам природоохранной прокуратурой внесены шесть представлений в администрации муниципальных образований об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления и предоставлении муниципальных услуг.
В связи с невыполнением требований одного из указанных представлений природоохранной прокуратурой 
в суд общей юрисдикции направлено административное исковое заявление о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент по предоставлению названной муниципальной услуги, которое рассмотрено и удовлетворено.

Усилия сосредоточены на поддержании благоприятных условий для работы бизнеса, пресечении фактов неправомерного административного давления, предотвращении необоснованных отказов в предоставлении мер государственной поддержки предпринимателям.

Профилактическая работа прокуратуры

В целях недопущения нарушения законодательства контролирующими органами и минимизации ущемления прав предпринимателей природоохранной прокуратурой также на системной основе проводятся учебы, разъяснение изменений законодательства, круглые столы, межведомственные совещания с участием представителей предпринимательского сообщества и иная профилактическая работа, которая благотворно влияет на защиту прав хозяйствующих субъектов в экологической сфере.

Все статьи рубрики