Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июль 2020

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Правительство РФ утвердило дорожную карту по введению раздельного сбора отходов (РСО), разработанную Минприроды России. Цель  плана – повысить экономическую эффективность системы обращения с отходами для бизнеса и добиться снижения стоимости платежей для граждан.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал
Игошин  Виктор Викторович, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов  в сфере экономики  и соблюдением прав  предпринимателей Управления по надзору  за исполнением федерального  законодательства   прокуратуры Удмуртской Республики, советник  юстиции, кандидат  юридических наук

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции руководством Российской Федерации приняты меры к ограничению возможности проведения в 2020 г. контролирующими органами проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В прокуратуре Удмуртской Республики разъяснили особенности осуществления государственного надзора. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал

Для АО «ТАИФ-НК» экологическая безопасность и охрана окружающей среды — обязательные условия успешного функционирования и развития бизнеса. Вопросы бережного отношения к природе руководство предприятия относит к корпоративным приоритетам высшего порядка.
 

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК»

Теги

Замена экспертизы промышленной безопасности обязательным страхованием: плюсы и минусы нововведений

КОЛЕСНИКОВ  Александр Владимирович, начальник отдела организации  технической экспертизы и расследования аварий Национального союза страховщиков  ответственности

КОЛЕСНИКОВ Александр Владимирович
начальник отдела организации технической экспертизы и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности

ГУЗИК  Анна Сергеевна, студентка I курса магистратуры кафедры промышленной  безопасности и охраны  окружающей среды  Российского государственного  университета нефти  и газа имени И.М. Губкина

ГУЗИК Анна Сергеевна
студентка I курса магистратуры кафедры промышленной безопасности и охраны окружающей среды Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина

Номер журнала: 

Рубрика: 

По результатам проработки данного вопроса было предложено на первом этапе внести в законодательство РФ изменения, которые позволили бы не применять положения соответствующих актов законодательства об экспертизе проектной документации, инженерных изысканий, экологической экспертизе и экспертизе промышленной безопасности в случае заключения договора добровольного страхования, соответствующего минимальным требованиям, установленным законом (нормативным правовым актом).
По итогам первого этапа перехода от экспертизы проектной документации, инженерных изысканий, экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности к страхованию будет проведен анализ, и принято решение о необходимости введения обязательного страхования соответствующих рисков.
В частности, на первом этапе предлагается внести в Градостроительный кодекс РФ изменения, предоставляющие право вместо проведения экспертизы проектной документации, инженерных изысканий заключить договор страхования, соответствующий минимальным требованиям, установленным законом (нормативным правовым актом).
Изменения, которые коснутся экологической экспертизы
Что касается экологической экспертизы, то на первом этапе предлагается внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» изменения, предусматривающие, что положения об обязательном наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и положительного заключения государственной экологической экспертизы не применяются в случае представления договора страхования, соответствующего минимальным требованиям, установленным законом (нормативным правовым актом).

Изменения, которые коснутся экспертизы промбезопасности
В части экспертизы промышленной безопасности предлагается внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» изменения, предусматривающие, что в отношении ОПО, проектная документация на которые не проходила экспертизу в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ в связи с заключением договора страхования, соответствующего установленным минимальным требованиям, не требуется проведение экспертизы промышленной безопасности при включении соответствующих рисков в договор страхования.
В частности, по договору страхования могут быть застрахованы имущественные интересы владельца ОПО, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим и окружающей среде в результате технического перевооружения, консервации, ликвидации ОПО, а также применения технических устройств, поименованных в ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Также предлагается проработать вопрос о замене экспертизы в области промышленной безопасности страхованием, отвечающим минимальным требованиям, установленным законом (нормативным правовым актом), в отношении технических устройств с истекшим сроком службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем.

Минимальные требования к договору страхования
Минимальные требования, которым должен соответствовать договор страхования, дающий право на непроведение экспертизы проектной документации, инженерных изысканий, экологической экспертизы, экспертизы в области промбезопасности, необходимо установить в отношении:
- страховых организаций, имеющих право на осуществление рассматриваемого вида страхования;
- страхователей, осуществляющих строительство (реконструкцию) и (или) эксплуатацию объектов, в отношении которых предусмотрена возможность замены экспертизы проектной документации, инженерных изысканий, экологической экспертизы и экспертизы в области промышленной безопасности страхованием;
- объектов страхования (в частности, проработать вопрос о необходимости страхования имущественных интересов владельца объекта капитального строительства, связанных с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим и окружающей среде, а также о страховании имущества страхователя);
- страховой защиты, то есть к объему ответственности страховщика, предоставляемому по договору страхования: лимиты ответственности, перечень покрываемых страховых рисков, максимальное количество исключений;
- периода страхования, включающего период строительства, реконструкции объекта капитального строительства и его эксплуатации;
- последствий неисполнения требований о страховании при непроведении экспертизы проектной документации, инженерных изысканий, экологической экспертизы и экспертизы в области промышленной безопасности;
- документов, представляемых страховщику при страховании соответствующих рисков, в частности, в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий, в отношении которой возможна замена экспертизы на страхование.
Кроме того, необходимо решить вопрос о соотношении нового вида страхования с иными видами страхования (в том числе обязательного), включая страхование гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств, обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и другие виды страхования.

Плюсы замены экспертизы страхованием
К достоинствам предлагаемого перехода от экспертизы проектной документации, инженерных изысканий и экспертизы промышленной безопасности к страхованию соответствующих рисков, несомненно, можно отнести значительное сокращение сроков экспертизы и согласования проектов.
Так, по оценкам Комитета по промышленной безопасности РСПП, срок от разработки проекта до ввода эксплуатацию модельного ОПО может быть сокращен с 840 дней до 585 дней, что автоматически влечет за собой увеличение соответствующих налоговых поступлений от собственника эксплуатируемого объекта. Кроме того, у владельца ОПО сохраняется возможность действовать в соответствии с традиционным способом прохождения экспертиз и согласований.
Также к положительным эффектам предлагаемого перехода от экспертизы проектной документации к страхованию рисков можно отнести:
- принцип единого окна (для владельца ОПО проверка страховщика заменит множество экспертиз);
- повышение качества оказываемых услуг из-за наличия конкуренции на рынке экспертиз;
- нивелирование проблематики получения заключений о соответствии построенных и реконструированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации;
- зарубежный опыт привлечения частного бизнеса в сфере контроля и надзора за строительством;
- наличие финансовых гарантий страховых выплат пострадавшим.

Минусы замены экспертизы страхованием
Однако следует отметить наличие достаточно серьезных возражений к предлагаемому переходу от экспертизы проектной документации, инженерных изысканий и экспертизы промышленной безопасности к установлению ответственности организаций-застройщиков объектов капитального строительства и обязательному страхованию соответствующих рисков.
Во-первых, экспертизы (государственная, государственная экологическая, промышленной безопасности) проектной документации и страхование соответствующих рисков имеют различную правовую природу, разный предмет и цели.
Экспертизы являются инструментом государственного контроля над соблюдением требований градостроительного и экологического законодательства, а также законодательства в области промышленной безопасности. Их целью является обеспечение безопасности и минимизация воздействия на окружающую среду в ходе проектирования, а затем строительства и эксплуатации этих объектов.
Страхование рисков — экономический механизм, направленный на финансовое обеспечение возмещения ущерба в случае нанесения вреда имуществу, здоровью, окружающей среде в результате происшествий, возникших в процессе строительства или эксплуатации объектов.
Обязательное страхование не может обеспечить качество проектной документации, соблюдение всех требований законодательства, минимизировать сами риски.
Во-вторых, логичнее было бы осуществить переход от экспертизы проектной документации, инженерных изысканий и экспертизы промышленной безопасности не к страхованию ответственности, а к расширению солидарной ответственности СРО.
Статьей 60 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена ответственность застройщика в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта, а также ответственность собственника объекта капитального строительства в случае причинения вреда вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания.
При этом указанные лица имеют право обратного требования в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда к лицу, выполнившему соответствующие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которого причинен вред, а также к СРО, которой было выдано свидетельство о допуске к таким работам. Таким образом, в настоящее время ответственность застройщика (собственника) объекта законодательно установлена.
В рамках регресса такая ответственность обеспечена компенсационным фондом СРО в соответствующей сфере строительной деятельности. В связи с этим представляется целесообразным увязать переход от экспертизы проектной документации, инженерных изысканий и экспертизы промышленной безопасности не со страхованием ответственности, а с расширением солидарной ответственности СРО по обязательствам своих членов (проектировщиков, изыскателей, строителей), в результате действий которых произошло причинение вреда. 

Данная статья подготовлена с использованием писем и материалов федеральных органов исполнительной власти, экспертного сообщества и страховых организаций.

Все статьи рубрики

Похожие статьи

Надзор за маломерными судами

МЧС России подготовило проект постановления Правительства РФ «Об утверждении положений о государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, государственном контроле (надзоре) за пользованием маломерными судами, классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал