Загрязненность водных объектов Удмуртии повышается из-за высокого уровня поступления стоков
КУРГУЗКИН Михаил Георгиевич
министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
Номер журнала:
Рубрика:
Водохозяйственное направление деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является самым финансово емким. Это во многом связано с тем, что ряд водных объектов региона находится под жестким экологическим прессом, испытывает негативное антропогенное влияние, дестабилизирующее их природный баланс.
В Перечне природоохранных мероприятий затраты на природоохранные мероприятия в области использования, охраны водных ресурсов и на гидротехнические сооружения в 2012 году составили 27 636,0 тыс. рублей или 23,0 % от средств, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики. Для сравнения — в 2011 году они составляли 29 700,0 тыс. рублей или 46,8 %.
Основные проблемные вопросы, существующие в данной сфере, в особенности с учетом эвтрофикации источника питьевого водоснабжения г. Ижевска, таковы. Качество вод поверхностных водотоков в 2012 году по значению удельного комбинаторного индекса загрязненности вод (УКИЗВ) находится в интервале от 1, 56 до 5,44. Как правило, значение УКИЗВ ухудшается после прохождения водными объектами территорий населенных пунктов, которые вносят значительный вклад в загрязнение вод.
Город Ижевск загрязняет р. Иж нефтепродуктами, фенолами, азотом аммонийным, нитритами. Влияние на состояние вод рек Кама и Сива оказывают города Сарапул и Воткинск. Отмечается увеличение содержания соединений азота и фосфора в реках ниже данных населенных пунктов. В трех водохранилищах (Ижевском, Воткинском и Камбарском) наряду с указанными загрязняющими веществами влияние на качество воды оказывает цветение сине-зеленых водорослей.
Одна из главных задач — улучшение экологического состояния Ижевского водохранилища. Для выявления участков водохранилища, наиболее подверженных загрязнению легко разлагаемой органикой и биогенными элементами, использован метод интегральной оценки с предварительным переводом реальных значений индикаторных химических и биологических показателей загрязнения этих участков в значения универсальной числовой шкалы в диапазоне от 0 до 1 посредством расчета частных аналитических функций желательности. В 2012 году количественные показатели фитопланктона были оценены в верховьях пруда на семи участках его акватории: четырех прибрежных мелководных и трех русловых глубоководных. По сравнению с 2010 и 2011 гг. в 2012 году осенняя вспышка численности в верховьях пруда была гораздо менее выражена (в несколько раз). Осенние значения биомассы сине-зеленых водорослей, усредненные для поверхностных и глубинных слоев водоема, в 2012 году были сопоставимы с аналогичными значениями 2010-2011 гг.
Еще одно различие в сезонной динамике сине-зеленых водорослей в разные годы заключается в следующем. В 2010 и 2011 годах, начиная с середины лета, в составе планктонных цианопрокариот пруда преобладал по численности один вид — осциллатория Агарда, доля которого осенью приближалась к 100 %. В то же время в 2012 году во второй половине лета доля Planktothrix agardhii от общей численности цианопрокариот составляла в среднем «всего» около 60 %, тогда как оставшиеся 40 % приходились на другие виды сине-зеленых водорослей: Microcystis aeruginosa, Microcystis pulverea, Aphanizomenon klebahnii, Aphanizomenon flos-aquae, Pseudanabaena limnetica, Limnothrix redekei и др. В начале сентября 2012 года суммарная доля других видов достигала 70 % от общей биомассы сине-зеленых водорослей.
По результатам трехлетних наблюдений за динамикой содержания растворенных соединений азота и фосфора в поверхностных слоях водоема удается выявить статистически значимую положительную корреляцию между значениями количества жидких осадков, с июля по октябрь 2010-2012 гг., и концентрацией нитратов в верховьях пруда в эти же месяцы. В отношении других биогенных веществ (фосфатов, аммония), а также показателей БПК и ХПК подобной достоверной связи с количеством выпавших осадков не выявлено.
Исследования донных отложений показали, что в верхней части преобладают илистые типы донных отложений, привязанные к правобережным заливам и русловым плесовым выемкам. В левобережной части, вероятно, в силу более интенсивного абразионного размыва чаще встречаются песчаные и глинисто-песчаные донные грунты. На прибрежных мелководных участках, зарастающих высшей водной растительностью, ил и песок перемешиваются с детритом, а в правобережье илисто-детритные донные отложения местами содержат торфяные включения.
Одним из наиболее адекватных биологических показателей загрязнения донного грунта легко разлагаемыми органическими соединениями служит доля олигохет. В верховьях Ижевского пруда наиболее высокой доля олигохет в составе биомассы кормового макрозообентоса была на прибрежных мелководных участках, где она достигала в среднем 30 % к концу вегетационного сезона 2012 года. На русловых глубоководных участках водоема «мягкий» макрозообентос в среднем более чем на 90 % биомассы состоял из пелофильных личинок комаров-звонцов из сем. Chironomidae, тогда как доля олигохет здесь не превышала 10 % от общей биомассы донных беспозвоночных животных без учета крупных двустворчатых моллюсков. При этом общая биомасса мягкотелых организмов зообентоса на единицу площади дна была на русловых участках водохранилища в несколько раз выше, чем на прибрежных: в конце июля эти различия достигали 10-12 раз.
Интегральная оценка уровня органического и биогенного загрязнения четырех мелководных правобережных участков в верховьях водохранилища по комплексу пяти индикаторных показателей показала, что в наибольшей степени подвержены такому загрязнению два участка акватории: пункт 14, расположенный вблизи устья р. Шабердинки, и пункт 16, находящийся в заливе у южного основания Юровского мыса.
Что касается территории Удмуртии в целом, то наблюдается возрастающее загрязнение подземных источников водоснабжения азотистыми веществами, нефтепродуктами, солями тяжелых металлов, хлоридами. Отмечается повышенное природное содержание в воде ряда подземных источников химических веществ в количествах, многократно превышающих предельно-допустимые концентрации. В подземных источниках Завьяловского района отмечается высокое содержание нитратов, бора; Игринского, Якшур-Бодьинского районов — высокое содержание бора; Глазовского района — кремния; Кезского, Каракулинского, Балезинского, Сарапульского, Камбарского районов — высокое содержание фтора. В воде подземных источников г. Можги высоко содержание солей жесткости — солей кальция и магния, сухого остатка, железа, нитратов.
На качество поверхностных водных объектов оказывает влияние увеличение антропогенной нагрузки. Антропогенными источниками загрязнения являются сосредоточенные сбросы загрязняющих веществ со сточными водами промышленных предприятий и рассредоточенные сбросы — стоки с селитебных и промышленных территорий, транспортных магистралей, сельскохозяйственных угодий и т.п. Загрязнение водных объектов, в том числе источников питьевого водоснабжения, обусловлено поступлением в них неочищенных поверхностных, хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод.
Для изменения ситуации необходимо:
1. Строительство новых и модернизация существующих канализационных очистных сооружений, включая локальные очистные сооружения канализации населенных пунктов.
2. Проектирование и строительство систем ливневой канализации с очистными сооружениями в городах и крупных населенных пунктах.