Задачи на ОЗП: контроль за объектами и организация безопасного труда
Номер журнала:
Рубрика:
Осенне-зимний период всегда являлся проверкой энергопредприятий на прочность. Готовы ли объекты к работе в условиях максимума нагрузок наступившей зимой? Какие проблемы в сфере электро- и теплоснабжения стали системными? В Уральском управлении Ростехнадзора рассказали о работе по проверке готовности энергообъектов и муниципальных образований к осенне-зимнему периоду 2023-2024 годов.
Уральское управление Ростехнадзора (далее — Управление) осуществляет свою деятельность на территории трех субъектов Российской Федерации: Свердловской, Челябинской и Курганской областей. На территории этих регионов число объектов энергетики, осуществляющих электро- и теплоснабжение населения и объектов социальной сферы, составляет:
-115 электростанций (48 тепловых электростанций, 26 газотурбинных электростанций, 39 малых технологических электростанций и 2 гидроэлектростанции);
- 69 электросетевых организаций;
- 3558 производственных, отопительно-производственных и отопительных котельных;
- 392 теплоснабжающих;
- 40 теплосетевых организаций.
Помощь в подготовке к ОЗП
Ежегодно, перед началом отопительного периода, Управлением проводятся совещания на тему подготовки теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии и муниципальных образований, на которых рассматриваются изменения в нормативных актах, и, соответственно, разрабатывается план подготовки к отопительному периоду.
На площадке ГБУ СО «Институт развития ЖКХ и энергосбережения им. Н.И. Данилова» совместно с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области Управлением принимается участие в качестве преподавателя для проведения обучения по программе повышения квалификации в области подготовки к осенне-зимнему отопительному периоду 2023-2024 годов для руководителей и специалистов органов местного самоуправления в области деятельности по подготовке систем жизнеобеспечения муниципальных образований к осенне-зимнему периоду.
Уральским управлением Ростехнадзора разрабатываются графики проверок теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии и муниципальных образований, которые утверждаются руководителем Управления.
Второй год подряд для проведения оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии к предстоящему отопительному периоду 2023-2024 годов, Управление принимает участие в работе комиссий муниципальных образований.
Управлением принято участие в работе комиссий 58 муниципальных образований, оценено 94 теплоснабжающих организации, 3 теплосетевых организаций, выявлено 3339 нарушений обязательных требований.
В организациях ЖКХ остро ощущаются нехватка квалифицированного управленческого, оперативного и ремонтного персонала и, как следствие, низкий уровень технического обслуживания оборудования котельных и тепловых сетей.
Нормативная база проверок
Проверка готовности предприятий к работе в осенне-зимний период 2023-2024 годов проводилась в соответствии с Федеральным законом № 190 от 27.07.2010 «О теплоснабжении» (далее — ФЗ № 190), Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 103 от 12.03.2013, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации №115 от 24.03.2003 года, а также в соответствии с графиками оценки готовности к отопительному периоду 2023-2024 годов.
Системные нарушения энергопредприятий при подготовке к ОЗП
В результате проведения проверок энергопредприятий выявляются следующие системные нарушения:
- отсутствуют разрешения Уральского управления Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок;
- отсутствует допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок;
- отсутствуют (не предоставлены) технические отчеты по результатам режимно-наладочных испытаний водогрейных котлов;
- отсутствуют (не предоставлены) отчеты о наладке водно-химического режима, наличие актов внутреннего осмотра основного оборудования котельной и отбора проб отложений и шлама;
- отсутствует проверка знаний у сотрудников, осуществляющих работу на тепловых энергоустановках и электроустановках организации.
Руководителям энергообъектов и муниципальных образований в ходе прохождения осенне-зимнего периода необходимо усилить контроль за эксплуатацией объектов, а также за организацией безопасных условий труда.
Причины нарушений при подготовке к ОЗП
Основными причинами, мешающими предприятиям выполнить все обязательные требования при подготовке к ОЗП, являются:
- крайне низкая исполнительная дисциплина;
- слабая организация со стороны руководства контроля за проведением своевременных ремонтов, освидетельствований и технического обслуживания эксплуатируемого оборудования.
Одной из основных проблем слабой организации является отсутствие квалифицированных кадров в штате организации.
Системные нарушения в подготовке МО
В ходе проверки готовности муниципальных образований к отопительному сезону на постоянной основе инспекторы выявляют следующие нарушения:
- комиссиями муниципальных образований выданы акты и паспорта готовности теплоснабжающим и теплосетевым организациям при наличии нарушений требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 12.03.2013 г. №103;
- комиссиями муниципальных образований выданы акты и паспорта готовности потребителям теплой энергии, теплоснабжающим и теплосетевым организациям при наличии замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности, выданных представителями Уральского управления Ростехнадзора, участвовавшими в работе комиссий муниципальных образований;
- не предоставлены документы о наличии/отсутствии бесхозяйных тепловых сетей, источников тепловой энергии, недостаточны принятые меры органами местного самоуправления поселений или городских округов для определения эксплуатирующей организации;
- не предоставлены подтверждающие документы о соответствии фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам.
Причины неподготовленности МО к отопительному сезону
В связи с большим количеством оборудования, зданий и сооружений, отслуживших срок службы, установленный нормативно-технической документацией, электросетевыми предприятиями коммунальной энергетики разрабатываются программы и продолжается работа по проведению технического освидетельствования и диагностирования оборудования, зданий и сооружений.
Вместе с тем техническое освидетельствование проводится формально:
- принимаются решения о продлении срока эксплуатации всех электроустановок на 5 лет, невзирая на год выпуска и техническое состояние (решения о выводе из эксплуатации, замене или реконструкции оборудования не принимаются);
- в актах технического освидетельствования не предусматриваются мероприятия по обеспечению технологического резервирования на электрических подстанциях;
- сроки устранения нарушений, выявленные в ходе техосвидетельствований, не отвечают требованиям надежной и безопасной эксплуатации.
В сфере теплоснабжения также проблемным остается вопрос, связанный с наличием значительного парка физически и морально устаревшего оборудования, которое не всегда обеспечивает достаточный уровень надежности.
Основной причиной снижения уровня промышленной безопасности в области надзора за оборудованием, работающим под избыточным давлением, является большое количество находящегося в эксплуатации оборудования, отработавшего нормативный срок эксплуатации.
Оборудование большинства ведомственных и муниципальных котельных, а также участки трубопроводов тепловых сетей эксплуатируются более 30 лет, срок службы экспертными организациями неоднократно продлевается.
У владельцев отсутствует достаточно средств для своевременного проведения диагностики, ремонтов, модернизации и замены устаревшего оборудования, поэтому работы по ремонту инженерных сетей и оборудования предприятиями планируются исходя из наличия финансовых средств, а не из расчетной годовой потребности в указанных работах, планово-предупредительный ремонт уступает место аварийно-восстановительным работам.
Оборудование большинства ведомственных и муниципальных котельных, а также участки трубопроводов тепловых сетей эксплуатируются более 30 лет, срок службы экспертными организациями неоднократно продлевается.
Необходимые меры для прохождения ОЗП
В организациях ЖКХ остро ощущаются нехватка квалифицированного управленческого, оперативного и ремонтного персонала, и, как следствие, фиксируется низкий уровень технического обслуживания оборудования котельных и тепловых сетей. Особенно это касается объектов, находящихся в сельской местности, и организаций бюджетной сферы.
Руководителям энергообъектов и муниципальных образований в ходе прохождения осенне-зимнего периода необходимо усилить контроль за эксплуатацией объектов, а также за организацией безопасных условий труда. В обязательном порядке необходимо соблюдать требования безопасности, установленные нормативно-технической документацией.