Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Задачи на ОЗП: контроль за объектами и организация безопасного труда

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Осенне-зимний период всегда являлся проверкой энергопредприятий на прочность. Готовы ли объекты к работе в условиях максимума нагрузок наступившей зимой? Какие проблемы в сфере электро- и теплоснабжения стали системными? В Уральском управлении Ростехнадзора рассказали о работе по проверке готовности энергообъектов и муниципальных образований к осенне-зимнему периоду 2023-2024 годов.

Уральское управление Ростехнадзора (далее — Управление) осуществляет свою деятельность на территории трех субъектов Российской Федерации: Свердловской, Челябинской и Курганской областей. На территории этих регионов число объектов энергетики, осуществляющих электро- и теплоснабжение населения и объектов социальной сферы, составляет: 
-115 электростанций (48 тепловых электростанций, 26 газотурбинных электростанций, 39 малых технологических электростанций и 2 гидроэлектростанции); 
- 69 электросетевых организаций; 
- 3558 производственных, отопительно-производственных и отопительных котельных; 
- 392 теплоснабжающих;
- 40 теплосетевых организаций. 

Помощь в подготовке к ОЗП

Ежегодно, перед началом отопительного периода, Управлением проводятся совещания на тему подготовки теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии и муниципальных образований, на которых рассматриваются изменения в нормативных актах, и, соответственно, разрабатывается план подготовки к отопительному периоду. 
 На площадке ГБУ СО «Институт развития ЖКХ и энергосбережения им. Н.И. Данилова» совместно с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области Управлением принимается участие в качестве преподавателя для проведения обучения по программе повышения квалификации в области подготовки к осенне-зимнему отопительному периоду 2023-2024 годов для руководителей и специалистов органов местного самоуправления в области деятельности по подготовке систем жизнеобеспечения муниципальных образований к осенне-зимнему периоду. 
Уральским управлением Ростехнадзора разрабатываются графики проверок теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии и муниципальных образований, которые утверждаются руководителем Управления. 
Второй год подряд для проведения оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии к предстоящему отопительному периоду 2023-2024 годов, Управление принимает участие в работе комиссий муниципальных образований. 
Управлением принято участие в работе комиссий 58 муниципальных образований, оценено 94 теплоснабжающих организации, 3 теплосетевых организаций, выявлено 3339 нарушений обязательных требований.

В организациях ЖКХ остро ощущаются нехватка квалифицированного управленческого, оперативного и ремонтного персонала и, как следствие, низкий уровень технического обслуживания оборудования котельных и тепловых сетей.

Нормативная база проверок

Проверка готовности предприятий к работе в осенне-зимний период 2023-2024 годов проводилась в соответствии с Федеральным законом № 190 от 27.07.2010 «О теплоснабжении» (далее — ФЗ № 190), Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 103 от 12.03.2013, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации №115 от 24.03.2003 года, а также в соответствии с графиками оценки готовности к отопительному периоду 2023-2024 годов.  

Системные нарушения энергопредприятий при подготовке к ОЗП

В результате проведения проверок энергопредприятий выявляются следующие системные нарушения:
- отсутствуют разрешения Уральского управления Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок;
- отсутствует допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок;
- отсутствуют (не предоставлены) технические отчеты по результатам режимно-наладочных испытаний водогрейных котлов;
- отсутствуют (не предоставлены) отчеты о наладке водно-химического режима, наличие актов внутреннего осмотра основного оборудования котельной и отбора проб отложений и шлама;
- отсутствует проверка знаний у сотрудников, осуществляющих работу на тепловых энергоустановках и электроустановках организации.

Руководителям энергообъектов и муниципальных образований в ходе прохождения осенне-зимнего периода необходимо усилить контроль за эксплуатацией объектов, а также за организацией безопасных условий труда.

Причины нарушений при подготовке к ОЗП

Основными причинами, мешающими предприятиям выполнить все обязательные требования при подготовке к ОЗП, являются:
- крайне низкая исполнительная дисциплина;
-  слабая организация со стороны руководства контроля за проведением своевременных ремонтов, освидетельствований и технического обслуживания эксплуатируемого оборудования. 
Одной из основных проблем слабой организации является отсутствие квалифицированных кадров в штате организации. 

Системные нарушения в подготовке МО

В ходе проверки готовности муниципальных образований к отопительному сезону на постоянной основе инспекторы выявляют следующие нарушения: 
- комиссиями муниципальных образований выданы акты и паспорта готовности теплоснабжающим и теплосетевым организациям при наличии нарушений требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 12.03.2013 г. №103;
- комиссиями муниципальных образований выданы акты и паспорта готовности потребителям теплой энергии, теплоснабжающим и теплосетевым организациям при наличии замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности, выданных представителями Уральского управления Ростехнадзора, участвовавшими в работе комиссий  муниципальных образований;
- не предоставлены документы о наличии/отсутствии бесхозяйных тепловых сетей, источников тепловой энергии, недостаточны принятые меры органами местного самоуправления поселений или городских округов для определения эксплуатирующей организации;
- не предоставлены подтверждающие документы о соответствии фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам. 

Причины неподготовленности МО к отопительному сезону

В связи с большим количеством оборудования, зданий и сооружений, отслуживших срок службы, установленный нормативно-технической документацией, электросетевыми предприятиями коммунальной энергетики разрабатываются программы и продолжается работа по проведению технического освидетельствования и диагностирования оборудования, зданий и сооружений. 
Вместе с тем техническое освидетельствование проводится формально:
- принимаются решения о продлении срока эксплуатации всех электроустановок на 5 лет, невзирая на год выпуска и техническое состояние (решения о выводе из эксплуатации, замене или реконструкции оборудования не принимаются); 
- в актах технического освидетельствования не предусматриваются мероприятия по обеспечению технологического резервирования на электрических подстанциях;
- сроки устранения нарушений, выявленные в ходе техосвидетельствований, не отвечают требованиям надежной и безопасной эксплуатации.
В сфере теплоснабжения также проблемным остается вопрос, связанный с наличием значительного парка физически и морально устаревшего оборудования, которое не всегда обеспечивает достаточный уровень надежности. 
Основной причиной снижения уровня промышленной безопасности в области надзора за оборудованием, работающим под избыточным давлением, является большое количество находящегося в эксплуатации оборудования, отработавшего нормативный срок эксплуатации. 
Оборудование большинства ведомственных и муниципальных котельных, а также участки трубопроводов тепловых сетей эксплуатируются более 30 лет, срок службы экспертными организациями неоднократно продлевается. 
У владельцев отсутствует достаточно средств для своевременного проведения диагностики, ремонтов, модернизации и замены устаревшего оборудования, поэтому работы по ремонту инженерных сетей и оборудования предприятиями планируются исходя из наличия финансовых средств, а не из расчетной годовой потребности в указанных работах, планово-предупредительный ремонт уступает место аварийно-восстановительным работам.

Оборудование большинства ведомственных и муниципальных котельных, а также участки трубопроводов тепловых сетей эксплуатируются более 30 лет, срок службы экспертными организациями неоднократно продлевается. 

Необходимые меры для прохождения ОЗП

В организациях ЖКХ остро ощущаются нехватка квалифицированного управленческого, оперативного и ремонтного персонала, и, как следствие, фиксируется низкий уровень технического обслуживания оборудования котельных и тепловых сетей. Особенно это касается объектов, находящихся в сельской местности, и организаций бюджетной сферы. 
Руководителям энергообъектов и муниципальных образований в ходе прохождения осенне-зимнего периода необходимо усилить контроль за эксплуатацией объектов, а также за организацией безопасных условий труда. В обязательном порядке необходимо соблюдать требования безопасности, установленные нормативно-технической документацией.

Все статьи рубрики