Явка с повинной: лучше начать регистрацию ОПО самим, чем ждать, когда заставят страховщики
Номер журнала:
Рубрика:
Эта обязанность закреплена и в ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», который был принят 27 июля 2010 г. При этом для заключения договора обязательного страхования страхователь обязан представить страховой организации копию свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре или копию выписки из Российского регистра гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.
В связи с этим хозяйствующим субъектам, имеющим в собственности или на другом законном основании опасные производственные объекты, необходимо зарегистрировать их в Государственном реестре опасных производственных объектов.
Основные положения Закона, непосредственно затрагивающие деятельность предприятий в части страхования, вступили в силу 01.01.2012 г.
В сферу действия Закона подпадают опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения, безопасность которых регулируется Федеральным законом № 116-ФЗ и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» соответственно. По предварительным оценкам экспертов, данным видом страхования будет охвачено более 360 тыс. объектов по всей Российской Федерации.
Предполагается, что с введением Закона страхование ответственности владельца опасного объекта позволит не только защитить жизненные и имущественные интересы граждан и юридических лиц за счет гарантий возмещения причиненного ущерба, но и экономически стимулировать меры по повышению безопасности опасных объектов. К факторам такого стимулирования следует отнести оценку безопасности эксплуатации опасных объектов и определение условий страхования (страховых тарифов и сумм) в зависимости от степени опасности объекта и уровня риска аварии на нем. При этом максимальные лимиты застрахованной ответственности владельца опасного объекта (ОПО) значительно увеличены и составляют от 10 млн до 6,5 млрд рублей против установленных Федеральным законом № 116-ФЗ от 100 тыс. до 7 млн рублей.
Эффективность Закона и его правоприменительной практики будет существенно зависеть от проработанности подзаконных актов и учета опыта страховой и экспертной деятельности на опасных объектах.
Согласно Закону страховые суммы и коэффициенты к страховым тарифам зависят от максимально возможного количества потерпевших в результате аварии с учетом специфики и уровня безопасности опасных объектов. Статья 7 Закона предусматривает, что порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на ОПО, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков.
В целях сокращения издержек по исполнению Закона целесообразно для декларируемых опасных объектов величину максимально возможного количества потерпевших принимать по данным уже имеющихся на опасных объектах деклараций безопасности гидротехнических сооружений и деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Для тех объектов, для которых декларация необязательна (а это более 95 % опасных объектов), количество потерпевших должно определяться на основе стандартных алгоритмов, аналогичных по использованию документов по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев. При необходимости для проведения более точных расчетов к проверке состояния безопасности могут привлекаться независимые экспертные организации по решению владельца объекта или страховщика, например, в форме предстрахового аудита.
Федеральный закон № 225-ФЗ включает все ГТС в число опасных объектов, подлежащих обязательному страхованию ответственности. Таким образом, бесхозные ГТС подлежат страхованию на общих основаниях, однако на практике застраховать их затруднительно, так как отсутствует (неизвестен) их владелец.
Исключение составят лишь владельцы опасных объектов, являющихся государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, лифтов и эскалаторов в многоквартирных домах. Для них положения законов будут применяться с 1 января 2013 г.
Законом установлено, что страховым случаем признается наступление гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим в период действия договора обязательного страхования, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату потерпевшим.
Страховым случаем является:
1. Причинение вреда потерпевшим – следствие аварии на опасном объекте, происшедшей в период действия договора обязательного страхования.
2. Авария на ОПО, повлекшая причинение вреда, имела место в границах ОПО.
3. Авария на ГТС, повлекшая причинение вреда, имела место на технических устройствах и сооружениях, относящихся к ГТС.
4. Требования потерпевших о возмещении причиненного вреда заявлены страхователю или страховщику в течение сроков исковой давности, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Аварией на опасном объекте считается повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, выброс опасных веществ, отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим.
Важно отметить, что понятие «авария» в Федеральном законе № 225-ФЗ – термин, объединяющий определения происшествий (аварий и инцидентов) на ОПО (ГТС), в результате которых может быть причинен вред, установленный в федеральных законах № 116-ФЗ и № 117-ФЗ.
В результате инцидента вред также может быть причинен, поэтому его определение включено в понятие «авария» для целей страхования со следующими ограничениями: понятие не включает нарушения положений Федерального закона № 116-ФЗ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на ОПО, относящиеся в терминологии Федерального закона № 116-ФЗ к инциденту, так как связь таких нарушений с причинением вреда не очевидна.
Согласно Федеральному закону № 225-ФЗ страхователь обязан в течение 24 часов с момента происшествия на опасном объекте сообщить об этом страховщику.Вместе с тем информация по событию может быть предоставлена Ростехнадзором или МЧС России. Более подробную информацию по аварии страховщик узнает в процессе ее расследования, в обязательном порядке принимая участие в работе соответствующей экспертной комиссии.
В рамках реализации требований данного Федерального закона Западно-Уральским управлением Ростехнадзора проведено рабочее совещание совместно с представителями Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике.
В ходе совещания было организовано информационное взаимодействие между Главным Управлением МЧС России по Удмуртской Республике и Западно-Уральским управлением Ростехнадзора, согласованы действия по принятию мер административной ответственности в отношении владельца, нарушающего требования данного закона.
Западно-Уральское Управление Ростехнадзора обращает внимание, что Закон № 225-ФЗ вступил в законную силу с 1 января 2012 г. Согласно ст. 27 Федерального Закона № 225-ФЗ, контроль исполнения осуществляется со стороны органов исполнительной власти: Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).