Вырастить специалиста, чтобы поднять экономику
Номер журнала:
Государственно-частное партнерство в сфере дополнительного профессионального образования, по мнению исполнительного директора НОУ «Учебный центр ОАО «Ижмаш» Петра Александровича Суханова, способно существенно повлиять на качество подготовки работников промышленных предприятий и тем самым решить проблему нехватки квалифицированных кадров.
- Петр Александрович, в чем, по вашему мнению, состоит проблема подготовки и аттестации специалистов промышленных предприятий республики, в том числе занятых на опасных производственных объектах?Суханов Петр Александрович, исполнительный директор НОУ «Учебный центр «Ижмаш»
- Сегодня одной из основных проблем в системе подготовки и аттестации персонала является отсутствие со стороны предприятий системного подхода, направленного на поэтапное обучение специалистов.
На нашем примере можно констатировать, что системный подход в обучении специалистов отмечается на предприятиях энергетического комплекса республики, в единичных компаниях некоторых отраслей промышленности, например, в ОАО «Ижавто», ОАО «Редуктор», ОАО «Ижнефтемаш». Подавляющее же большинство предприятий политику в области комплексной системной подготовки персонала, к сожалению, не проводит. Таким образом, ограничивая профессиональное развитие специалистов, предприятия ограничивают собственное развитие и обеспечение безопасности – известно, что низкоквалифицированный специалист будет малокомпетентен и в вопросах промышленной безопасности.
В условиях отсутствия какой-либо системы в дополнительной профессиональной подготовке со стороны предприятий мы берем на себя роль свое- образного катализатора, то есть побуждаем своих клиентов к проведению обучения специалистов, предупреждая их о завершении сроков аттестации. Конечно, эта образовательная модель далеко не идеальна, поэтому и хотелось бы, чтобы предприятия вырабатывали системный подход к подготовке специалистов, работали по принципу опережения.
- Как бессистемный подход к подготовке персонала отражается на учебном центре? В чем вы видите решение проблемы повышения эффективности дополнительного профессионального образования?
- Если бы вышеназванной проблемы не существовало, мы бы имели полнокомплектные группы и достаточное количество оборотных средств для того, чтобы предлагать более эффективный образовательный продукт – идти в ногу и даже с опережением по новым методикам, техническому оснащению и новым образовательным системам. Конечно, мы приобретаем необходимое для образовательного процесса оборудование и технику, но они развиваются такими темпами, что в одиночку учебные заведения просто не в силах быстро производить смену и модернизацию материальной базы. Осложняет задачу и то, что дополнительное профессиональное образование на рынке услуг в настоящее время оценивается достаточно дешево. Между тем предприятия как потребители услуг заинтересованы в тех учебных учреждениях, чья ценовая политика сегодня для них наиболее выгодна. Однако, как известно, качество и цена – неразрывно связанные понятия.
Два года назад для решения актуальных проблем дополнительного профессионального образования с помощью государственного регулирования мы начали обсуждать эту тему с Министерством образования УР. Руководители и специалисты со стажем помнят и знают, что система дополнительного профессионального образования была более успешной, по сравнению с народным образованием, так как развивалась и функционировала по отраслевым принципам. НОУ «Учебный центр «Ижмаш» совместно с Министерством образования УР работает над тем, чтобы система дополнительного профессионального образования сегодня развивалась в тесном союзе с системой народного образования. И это логически обоснованно, так как задачей учебных центров в дополнительной профессиональной подготовке является ассимиляция и пополнение знаний, полученных в звене начального, среднего профессионального и высшего образования, применительно к конкретному производству. Мы готовим специалиста, способного успешно решать производственные задачи, а значит, вкладывать усилия в развитие предприятия и в конечном итоге – в развитие экономики, что, безусловно, важно для государства. Таким образом, государственное регулирование в нашей области принесло бы пользу с многих точек зрения: с методической; с материальной (сегодня ни учебные центры, ни предприятия не могут приобрести современные тренажеры, которые могли бы моделировать навыки учащегося); с точки зрения качества образования (без государственного регулирования на рынок образовательных услуг могут выйти не вполне добросовестные учебные заведения, которые не в состоянии подготовить грамотного специалиста в области, например, эксплуатации опасных производственных объектов).
В результате наших обсуждений с Министерством образования УР мы уже достигли определенных результатов, которые сегодня начинают обретать конкретные формы взаимодействия. Конечно, финансово-экономический кризис внес свои коррективы во временные рамки установления государственно-частного партнерства в данной сфере.
- Как еще отразился кризис на деятельности учебного центра и в чем вы видите пути его эффективного преодоления?
- В связи с кризисом достаточно большое количество предприятий намерено отказаться от обучения. Однако опыт развитых стран, которые переживали подобные явления неоднократно, показывает, что сильные компании использовали аналогичные простои с максимальной для себя выгодой – пока персонал находился в вынужденных отпусках, его направляли на обучение и т.д. По окончании кризиса предприятие имело подготовленную команду, обученных специалистов, которые были готовы эффективно работать.
Я думаю, что предприятиям республики необходимо мудро подойти к этому вопросу и извлечь максимальную пользу, сохранив рабочий коллектив и квалифицированных специалистов, без которых невозможно интенсивное развитие предприятия даже в самое благоприятное время.
г. Ижевск, ул. Салютовская, 33, тел (3412) 46-04-61, e-mail: uchizhmash@udm.net