Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Вся правда об экологии

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

В Центре информационных технологий компании «Гарант» состоялась интернет-конференция с руководителем Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александром Ивановичем Бедрицким. Глава Росгидромета ответил на вопросы осуществления мониторинга состояния окружающей природной среды и ее загрязнения.

- Александр Иванович, что является наиболее приоритетным направлением в деятельности Службы на данном этапе?
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является одной из 188 национальных метеорологических и гидрометеорологических служб, которые осуществляют международное сотрудничество в рамках Конвенции Всемирной метеорологической организации, учрежденной в 1873 году. Ее главная задача - координировать обмен информацией между национальными службами. И это принципиальный момент нашей деятельности, потому что погода не знает границ. Для того чтобы дать прогноз более чем сутки, мы должны иметь информацию практически со всего земного шара.

Первая стратегическая цель нашей Службы заключается в обеспечении необходимого уровня защищенности населения, собственности, экономики от воздействия неблагоприятных явлений погоды и климата.

Вторая цель – обеспечение населения, экономики, отраслей экономики, органов государственной власти  соответствующей информацией в области погоды, климата и, конечно, загрязнения окружающей природной среды. Исходя из этого,  приоритетными задачами являются развитие, укрепление и модернизация инфраструктуры и системы наблюдений за различными параметрами природной среды, совершенствование прогностической деятельности для того, чтобы наши прогнозы и предупреждения имели более высокую оправдываемость и соответственно мы заблаговременно могли предупреждать об опасных явлениях. Это необходимо для принятия соответствующих решений и предотвращения негативных последствий. Таким образом, приоритетным я считаю развитие системы наблюдений и совершенствование прогнозирования.

У нас также есть ряд других важных направлений деятельности, которые обеспечивают решение геополитических задач, наблюдение и исследование в полярных регионах нашей планеты, наблюдение и исследование мирового океана, предотвращение негативного воздействия природной среды на сельхозкультуры путем активного воздействия на гидрометеорологические процессы. Но все-таки в приоритете развитие системы наблюдений.

- Существует ли на данный момент какая-либо система, направленная на развитие энергосберегающих технологий? Есть ли какая-либо нормативная база, регулирующая эту проблему?
- Энергосбережение, энергоэффективные технологии рассматриваются нами с точки зрения, насколько это уменьшает выбросы парниковых газов, которые считаются одним из важных элементов антропогенного воздействия на климатическую систему. При повышении их концентрации в атмосфере создается парниковый эффект, средняя глобальная температура возрастает. Это, конечно, не единственный фактор, влияющий на изменение климата, но, тем не менее, он, по последним научным данным, считается достаточно существенным. Ввиду того, что Россия является стороной рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола, должны предприниматься меры по снижению уровня выбросов парниковых газов. И повышение энергоэффективности является в этом смысле 100-процентным выигрышным и необходимым шагом не только для того, чтобы понизить концентрацию парниковых газов, но и для того, чтобы сделать свою экономику более конкурентоспособной и  экономно расходовать ресурсы. У нас в стране существовала программа повышения энергоэффективности, энергоэкономии. Ее реализация привела к существенному повышению энергоэффективности. Энергоемкость нашего ВВП с 2001 по 2007 год снизилась на 25%. Это означает, что данным объемом ресурсов мы можем производить гораздо больше продукта. Предполагается, что к 2012 году энергоемкость ВВП составит 60% от уровня 2001 года. Это возможно за счет реализации федеральных целевых программ развития промышленности, транспорта, экономии электроэнергии, реализации энергетической стратегии. Сейчас федеральная целевая программа по энергоэффективности обновляется, и после принятия стратегии развития до 2020 года будет продлена на новый срок.

- Доводится ли информация, полученная по результатам проведения мониторинга, до общественности в полном объеме и где можно ознакомиться с реальным состоянием планеты в области экологии?
- Однозначного ответа на данный вопрос нет. Получить информацию о состоянии планеты вы могли бы на сайте ВМО. Кроме того, достаточно много разнообразной информации содержат программы ЮНЕП о состоянии окружающей среды, сведений о работе Межправительственной группы экспертов по изменению климата. На сайте ВМО на русском языке имеются оценочные доклады об изменении климата. Это что касается планеты. Что касается нашей системы, то, согласно Конституции РФ, информация о состоянии окружающей среды является открытой и доступной. В ежегодниках и специализированных изданиях выходит много публикаций. Например, "Тенденции и динамика загрязнения природной среды РФ на рубеже XX-XXI века", "Ежегодник качества поверхностных вод", "Ежегодник состояния экосистем поверхностных вод", "Ежегодник качества морских вод по гидрохимическим показателям", "Ежегодник состояния атмосферы в городах России", "Ежегодник состояния загрязнения пестицидами объектов природной среды", "Годовой обзор экологического состояния морей и отдельных районов мирового океана", "Ежегодник радиационной обстановки на территории России и сопредельных государств" и т.д. На сайтах нашей организации довольно много информации, которая касается загрязнения. Например, Московский центр по гидрометеорологии выпускает прогнозы уровня загрязнения атмосферного воздуха в Московском регионе. Когда метеорологические условия складываются определенным образом и возникает повышенная концентрация в атмосфере из-за слабого рассеивания загрязнителя, делаются специализированные прогнозы не только в Москве, но и в других наших организациях и в центрах по гидрометеорологии. Всю информацию об этом можно найти в интернете. Помимо определения состояния загрязнения, Служба осуществляет мониторинг климата Северного полушария, ежегодный мониторинг климатических характеристик РФ, что также отражается на сайтах наших организаций. Зайдя на наш сайт www.meteorf.ru через список организаций можно выйти на их сайты и получить информацию. Кроме этого, в рамках Федеральной целевой программы "Мировой океан" мы создали единую систему информации о состоянии мирового океана (ЕСИМО), в  которую входит около 20 министерств и ведомств. Отмечу, что существует сайт ВНИГМИ (Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации) – мировой центр данных. ВНИГМИ является оператором единого государственного фонда данных о состоянии загрязнения природной среды. Имеется ряд проблем, в силу которых нельзя получить доступ ко всем данным. Например, там есть данные в виде микрофильмов, на магнитных лентах ЕС ЭВМ, всего более 50 тысяч лент. Кстати, в рамках проекта модернизации мы закупили средства не только для перезаписи этой информации, но и для современной архивации. Все эти данные будут переписаны на магнитные картриджи, и тогда можно будет получить доступ через интернет практически к любым историческим данным. Сейчас он ограничен, но каждый год на 3-4% количество пользователей фондом данных  должно увеличиваться. Мы над этим работаем.

- Вы уверяете, что факты сокрытия не имеют места?
- Я не говорил, чтобы факты сокрытия вообще не имели места, необходимо, чтобы информационная система была независима от тех, кто принимает решения в конкретной области. Мы даем агрометеорологические прогнозы, поэтому гидрометслужба должна быть самостоятельна и не входить в состав какого-либо министерства или ведомства.

Эти прогнозы имеют не только научную, но и практическую ценность. От уровня урожаев зависят цены на рынке, положение многих компаний и т.д. Поэтому мы делаем прогноз ограниченного характера и передаем его Министерству сельского хозяйства, чтобы конкуренты нашей страны не получили к нему доступ. В настоящее время эта система налажена. Информация об урожайности, а также о состоянии озимых культур или зерновых является стратегической. Министерство природных ресурсов и экологии интересует информация об охране окружающей среды. Министерство транспорта - об авиации и т.д. Минрегион - информация о климате, Минэнерго - прогнозы температурного режима долгосрочного характера. Они необходимы для планирования поготовки к зиме.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа РR"

Все статьи рубрики