Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Вступили в силу поправки в Закон об отходах и Закон об охране окружающей среды

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

1 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 268-ФЗ). В документе впервые дано определение, что относится к вторичным материальным ресурсам.

Законом № 268-ФЗ вводятся новые понятия: «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье», устанавливается специфика обращения с вторичными ресурсами и побочными продуктами.
По словам министра природных ресурсов и экологии России Александра Козлова, закон направлен на развитие экономики замкнутого цикла, использование максимального количества вторичных ресурсов в производстве. «Документом закладывается основа для формирования устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, снижения их образования. Это поможет в перспективе получать вторсырье и делать из него новую продукцию», — подчеркнул он.

Вторичные ресурсы

В Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) добавлено понятие «вторичные ресурсы» – это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
К вторичным ресурсам относится, например, лом цветных или черных металлов.
Особенностью вторичных ресурсов является то, что в отличие от прочих отходов их захоронение запрещается (требование вступит в силу с 01.01.2023). 
Особенности обращения с вторичными ресурсами:
1. Если вторичные ресурсы образовались в результате деятельности юридического лица, то оно обязано обеспечить их утилизацию (самостоятельно или передав их другому лицу).
Вторичные ресурсы, являющиеся ломом и отходами цветных и (или) черных металлов, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 13.1 Закона № 89-ФЗ.
Вторичные ресурсы, относящиеся к отходам I и II классов опасности, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 14.4 Закона № 89-ФЗ.
2. Если вторичные ресурсы образовались в результате потребления физическим лицом каких-либо товаров, то такое физическое лицо должно обеспечить их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Вторичное сырье

Еще один термин, который вводится Законом № 268-ФЗ, – «вторичное сырье». Изменения внесены в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ)
Вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
Компании, которые будут использовать вторичное сырье при производстве продукции и выполнении работ, смогут претендовать на налоговые и иные льготы, а также на помощь из бюджета. Виды продукции и работ, на которые будут распространены соответствующие стимулирующие меры, дополнительно определит федеральный орган исполнительной власти.

Обращение с побочными продуктами

Законом № 268-ФЗ внесена новая статья 51.1 в Закон № 7-ФЗ, которой устанавливаются требования при обращении с побочными продуктами производства. 
К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции. Обращение с побочными продуктами производства будет осуществляться по особым правилам, предполагающим их использование в течение трех лет.
Организации и предприниматели должны самостоятельно определять, к какой категории относятся полученные в ходе производства вещества и (или) предметы: к отходам или к побочным продуктам вне зависимости от факта включения их в федеральный классификационный каталог отходов, за исключением случая, предусмотренного п. 10 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ. Правительство РФ определит те вещества и (или предметы), которые не могут быть отнесены к побочным продуктам.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются побочные продукты производства, осуществляют их отдельный учет обособленно от учета основной продукции производства и отходов. 
Информация о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования и планируемых сроках использования подлежит отражению в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (требование не применяется к побочным продуктам производства, учтенным в качестве таких продуктов до 01.03.2023).
При обращении с побочными продуктами производства (складировании (хранении), транспортировке, обработке (переработке), в том числе обезвреживании, использовании) не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов. Запрещена также передача третьим лицам таких продуктов в случае их несоответствия требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством России.
Побочные продукты производства не признаются отходами, за исключением случаев (требование не применяется к побочным продуктам производства, учтенным в качестве таких продуктов до 01.03.2023):
1) размещения побочных продуктов производства на объектах размещения отходов;
2) неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.
Кроме того, как уже указывалось выше, Правительство РФ устанавливает перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.
Новой статьей вводятся особенности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае признания побочного продукта отходом. В случае признания побочных продуктов отходами организация или индивидуальный предприниматель, в результате деятельности которых образовались такие побочные продукты, обязаны исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с требованиями Закона № 7-ФЗ (данный пункт не применяется к побочным продуктам производства, учтенным в качестве таких продуктов до 01.03.2023).
Как отмечалось, Закон № 268-ФЗ вступил в силу с 1 марта 2023 года, за исключением отдельных положений, для которых устанавливаются иные сроки вступления в силу.

Все статьи рубрики