Временный простой – вынужденная мера при реальной угрозе
ШАМСУТДИНОВ Дамир Радифович
старший государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами Приволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
По результатам проведенных проверок инспекторы Ростехнадзора используют различные меры административного воздействия на нарушителей: предупреждение, административный штраф, дисквалификация и административное приостановление деятельности.
Административное приостановление деятельности
Приостановление деятельности – очень жесткая форма административного наказания, применяется только в крайних случаях, когда угроза аварии или несчастного случая очевидна. Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности опасных производственных объектов (ОПО), технических устройств, объектов, зданий или сооружений, дальнейшая эксплуатация которых представляет угрозу жизни или здоровью людей. Данная мера воздействия устанавливается на срок до девяноста суток, за это время организация обязана устранить все обстоятельства, послужившие причиной наказания.
Происходит все следующим образом. При выявлении фактов грубых нарушений во время проведения проверок на поднадзорных объектах инспекторы уполномочены составить протокол о временном запрете деятельности (кратковременное, до рассмотрения дела судом, прекращение деятельности). В протоколе инспектор указывает основание применения этой меры, дату и место его составления, свои должность, фамилию и инициалы, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшейся временному запрету, время фактического прекращения деятельности, объяснения нарушителя. Далее документ подписывается инспектором и законным представителем предприятия и направляется для принятия соответствующего решения в суд.
Решение об административном приостановлении деятельности принимается судьей. Причем судья при рассмотрении столь серьезного вопроса учитывает все факторы для недопущения мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Отмечу, что в случае выявления грубых нарушений требований промышленной безопасности постановление по данному виду наказания вправе вынести и руководитель надзорного органа, а также его заместитель.
Постановление об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его вынесения. Приставы накладывают пломбы на оборудование, опечатывают помещения.
Административное приостановление деятельности может досрочно прекратиться судьей или должностным лицом, назначившим наказание, по ходатайству представителя предприятия. Но должно быть установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания устранены. При этом в обязательном порядке запрашивается заключение инспектора Ростехнадзора, составившего протокол. После исследования представленных документов выносится постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства.
Примеры приостановления деятельности
К сожалению, к данному виду административного наказания инспекторам Приволжского управления Ростехнадзора приходится прибегать достаточно часто. К примеру, только за 2011 г. специалисты межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химическими опасными производствами были вынуждены временно прекратить эксплуатацию более 30 технических устройств и ОПО. В первую очередь мы приостанавливаем деятельность технических устройств, отработавших нормативный срок службы, за отсутствие экспертизы и необходимой технической документации. Обычно приостановления деятельности касаются отдельных объектов, но бывают случаи, когда временно прекращалась работа целых производств – на то были очень веские причины. В качестве примера – один из цехов ОАО «Химпром» (г. Новочебоксарск), где наш отдел проводил проверку в апреле 2010 г. Состояние оборудования, здания, сооружений на производстве, где применяются взрывоопасные и токсичные вещества, не соответствовало требованиям промышленной безопасности, поэтому столь жесткая мера как административное приостановление деятельности была необходимой в данном случае. Естественно, что это событие вызвало мощный резонанс, как со стороны руководства предприятия, так и со стороны жителей города. Никто не мог поверить, что суд остановит работу целого цеха. Но судья согласился с доводами надзорного органа, что эксплуатация производства в таком ужасном состоянии несет реальную угрозу жизни и здоровью людей, и вынес решение о приостановлении работы цеха на 90 суток. Можно отметить, данная мера наказания оказалась хорошим стимулом для руководства завода – последние наши проверки показывают, что нарушения здесь устраняются по максимуму и в кратчайшие сроки.
Столь жесткий, но эффективный способ мотивации обеспечения промышленной безопасности пришлось применять и по отношению к подконтрольным малотоннажным нефтеперерабатывающим заводам (ОАО «Татнефтепром», ООО «ГК Процессинг», ООО «ТНП Терминал», ОАО «Татнефтепром-Зюзеевнефть» и другие), выездные проверки которых проводились Ростехнадзором в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в мае, сентябре 2010 г. По результатам контрольных мероприятий были выявлены грубые нарушения требований промышленной безопасности. Инспекторы учли реальную опасность от эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов с такими нарушениями и инициировали сразу ряд приостановок следующих объектов: устройство слива нефти ООО «Марийский нефтеперегонный завод» на срок до 90 суток; площадка производства нефтебитума, система газопотребления ООО «ГК Процессинг» – на 60 суток; на целый месяц была временно остановлена деятельность ООО «ТНП Терминал». В ходе повторных проверок выполнения предписания было установлено, что устранение нарушений и дальнейшая безопасная эксплуатация ОПО по силам только крупным НПЗ. Малые же организации контрольные проверки не прошли и предпочли прекратить деятельность, чем доводить свои ОПО до норм и требований правил.