Паводок-2012: ГТС водохозяйственного комплекса Татарстана перешагнули порог безопасности

НАСЫБУЛЛИН Алмаз Шайхуллович
заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Между тем, больше пятидесяти ГТС Республики Татарстан находятся в предаварийном состоянии, а значит, в паводок существующие риски могут перешагнуть порог потенциальных.
ГТС водохозяйственного комплекса
Специалисты Приволжского управления Ростехнадзора ежегодно готовятся к пропуску паводка и половодья заблаговременно: с марта по май запланированы проверки 184 подконтрольных ГТС по Татарстану, во время которых инспекторы совместно с представителями МЧС обследуют техническое состояние сооружений, защищенность объектов в зоне возможного затопления, наличие аварийных запасов материалов, аварийно-восстановительных бригад.
Под контролем Приволжского управления Ростехнадзора на территории Республики Татарстан находятся 8 ГТС предприятий промышленности и 11 – энергетики. Все они, в принципе, к половодью готовы, однако у 6 ГТС зафиксированы нарушения в эксплуатации, которые предприятия обязаны устранить в кратчайшие сроки. Но опасения инспекторов вызывают не столько промышленные, сколько гидротехнические сооружения водохозяйственного комплекса (сельскохозяйственные плотины, комплексы инженерной защиты населенных пунктов), коих в республике насчитывается больше тысячи. Ветхое состояние некоторых из них наводит на мысль, что «большая вода» может застать их врасплох. К примеру, в селе Бурбаш Балтасинского района размыт верхний откос плотины пруда, а у ГТС вблизи поселка Малая Бугульма Бугульминского района отсутствует дренаж, разрушен колодец водовыпуска, в нерабочем состоянии задвижка. Конечно, масштабы этих гидротехнических сооружений не сравнить с великой и могучей Леной, но последствия даже от подтопления огородов и полей никого не порадуют, а возможные при этом разрушения плотин повлекут большие экономические и социальные потери.
В особом списке проверяемых инспекторами Приволжского управления Ростехнадзора объектов – пруды, в нижнем бьефе которых расположены населенные пункты. Таких в республике – 51, и в случае аварии или их разрушения в зону возможного затопления попадут более 30 тыс. человек. Кроме того, повышенное внимание инспекторы Ростехнадзора уделяют плотинам, расположенным каскадами (эта особенность наблюдается в 12 сельских районах республики), потому что при неудовлетворительном техническом состоянии запорно-регулирующей арматуры переполнение данных водоемов может привести к самым непредсказуемым последствиям.
Социально значимые ГТС
Под усиленным контролем надзорного органа и социально значимые гидротехнические сооружения. На территории республики эксплуатируются Нижнекамское и основная часть Куйбышевского водохранилища, воздействие негативной волновой нагрузки от которых испытывают на себе крупные города: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Зеленодольск. В этой связи важно обеспечить устойчивость берегозащитных сооружений (Ключинское БС на реке Каме у города Нижнекамска) и сооружений инженерной защиты города Казани и поселка городского типа Васильево Зеленодольского района. Между тем, состояние именно этих ГТС вызывает у инспекторов определенные опасения.
Комплекс гидротехнических сооружений инженерной защиты поселка городского типа Васильево Зеленодольского района эксплуатируется свыше 50 лет и защищает от подтопления около 20 тыс. человек, а также многочисленные дачные и садовые дома. Собственник объекта – Исполнительный комитет поселка городского типа Васильево – о своих проблемах (защитные дамбы и плотины деформированы, насосные станции и оборудование физически устарели и находятся в аварийном состоянии, не произведена чистка дрен, замена шибера на водовыпуске Северного дренажного канала) знает, однако решить их не торопится. Отсутствие у гидротехнического сооружения эксплуатирующей организации только усугубляет ситуацию.
Комплекс инженерной защиты Казани также отметил полувековой юбилей. Возраст дает о себе знать: семь дренажно-насосных станций отработали уже два нормативных срока эксплуатации и требуют незамедлительного проведения реконструкции или капитального ремонта. Также выявлено, что гребень Южной дамбы поврежден на отметке 54 м (при нормальном подпорном уровне Куйбышевского водохранилища 53 м). Получается, подъем уровня воды в паводковый или ливневый периоды выше установленной отметки создаст серьезную техногенную угрозу для жизни города: в зоне возможного затопления окажутся 350 га территории Казани и около 400 тыс. человек! Не добавляет оптимизма и тот факт, что Ново-Савиновский и Приволжский районы Казани вообще слабо защищены от подтопления, так как освоение этих земель началось уже после строительства комплекса гидротехнических сооружений инженерной защиты.
Красно-Ключинская берегозащитная дамба вдоль реки Камы, возведенная в 1980-х гг. у Нижнекамска для защиты от затопления зоны отдыха с дачными участками, а также прилегающих поселков, за время эксплуатации неоднократно размывалась. В ближайшие два года, в связи с разрушением основания склонов дамбы и оползания их в воду, велика вероятность прорыва дамбы. По словам начальника отдела охраны окружающей среды Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Ольги Чернышевой, проект капитального ремонта на данный объект разработан еще в 2007 г., однако источник его финансирования до сих пор не определен. Каждый год представители МЧС совместно с местными предприятиями проводят частичные берегоукрепительные работы своими силами. Но при поднятии уровня Камы до отметки в 59 м этого окажется недостаточно, и в зоне затопления может оказаться обширная площадь, где расположены дачные участки, городской майдан.
Финансовые барьеры
Для сельских поселений гидротехнические сооружения водохозяйственного пользования стали настоящей головной болью, именно с тех пор как они были переданы им на баланс без необходимого финансового обеспечения – это при том, что большинство из этих плотин нуждается в капитальном ремонте и регулярном обслуживании. Пока органы местного самоуправления ждут введения «прудной» строки расхода в бюджете, их водоемы фактически находятся в бесхозном состоянии. Повсеместно отсутствуют аварийные запасы материалов, проектная и эксплуатационная документация, декларации безопасности. Кроме того, в сельских поселениях, как правило, подготовленный и обученный для эксплуатации ГТС персонал и днем не сыщешь с огнем, а что уж говорить о наличии аварийно-спасательных бригад, маневренных групп или свидетельства об обязательном страховании гражданской ответственности… Конечно, все эти мероприятия требуют финансовых вливаний, но ведь на текущее обслуживание ГТС не надо тратить больших усилий. Пруды, в первую очередь, несут пользу самим муниципальным образованиям – что мешает сельчанам, к примеру, хотя бы вырубить кустарники и деревья на теле плотины, уложить на место вывернутые отдельные камни в зоне действия волны, заполнить места подмыва гравием или щебнем, вместо того, чтобы встречать половодье со словами: «авось пронесет!»?
Но все-таки ситуация не выглядит так удручающе. При подготовке к паводку 2012 г. в городских округах и сельских районах республики выполнен ремонт ГТС на сумму более чем 63 млн рублей; очистка, углубление русел рек и берегоукрепительные работы – на 36 млн рублей; установка, ремонт, очистка водопропускных труб – на 13 млн рублей. Важно, чтобы эти миллионы не были потрачены впустую, и сельскохозяйственные водоемы, являющиеся на сегодняшний день абсолютно необходимым элементом ландшафта, продолжали выполнять свои мелиоративные, экологические и социальные функции.
О безхозяйных ГТС в Республике Марий Эл
Приволжское управление Ростехнадзора осуществляет надзор за 189 ГТС, расположенными в Республике Марий Эл. При подготовке мер по обеспечению безаварийного пропуска весеннего половодья 2012 г. особое внимание инспекторы Марийского территориального отдела обращают на ГТС, находящиеся на балансе ликвидируемых организаций. К сожалению, назначенные конкурсные управляющие не следят за содержанием сооружений в исправном состоянии и не принимают меры по их безопасной эксплуатации, а это может привести к неприятным последствиям. В республике Марий Эл имеются два таких объекта: на реке Тюмша у деревни Филиппсола Звениговского района и на реке Упша у деревни Васильевка Оршанского района. Если собственник не определится, по окончании процедуры ликвидации юридических лиц данные ГТС перейдут в разряд бесхозяйных. Пока же на территории Марий Эл не имеет собственника (а, соответственно, и отвечать за нее некому) одна плотина – на реке Пуют у деревни Пуял Оршанского района. Но стоит отметить, что в этом году администрация сельского поселения, на чьей территории находится данный пруд, уже расчистила подъездные пути к бесхозяйному ГТС, подготовила аварийные запасы инертных и финансовых средств, разработала план мероприятий по безаварийному пропуску паводковых вод. Проводимые управлением контрольные мероприятия показывают, что в целом собственниками и эксплуатирующими ГТС организациями меры по обеспечению их безопасной эксплуатации и готовности к паводковому периоду принимаются на должном уровне. Однако при проведении рейдовых проверок были выявлены нарушения в части технического состояния, характерные практически для всех ГТС с неудовлетворительным уровнем безопасности: не исправен подъемный механизм затворов водосбросных сооружений; не исправны (или заилены, затоплены) задвижки водовыпускных устройств; отсутствуют (или повреждены) устройства льдозащиты. Следует отметить и положительные тенденции: в течение 2011 г. за счет средств федерального бюджета выполнен капитальный ремонт 10 аварийных ГТС, на 2012 г. запланирован капитальный ремонт еще 10 плотин.
О безхозяйных ГТС в Чувашской Республике
Под контролем Приволжского управления Ростехнадзора на территории Чувашской Республики находятся 1067 ГТС. В целях организации и проведения безаварийного пропуска весеннего половодья и паводков, предотвращения аварий на ГТС управление заблаговременно направляет письма главам районов и городов для принятия мер по подготовке к паводковому периоду. Под особым контролем – бесхозяйные ГТС, которые зачастую находятся в аварийном состоянии. Официально признаны аварийными 3 ГТС (Порецкий, Алатырский, Канашский районы). На сегодняшний день все они уже обследованы. Можно отметить положительные подвижки: по бесхозяйным ГТС определен собственник, разработаны проекты капремонта, получено положительное заключение госэкспертизы, направлены заявки в МПР и экологии республики на получение субсидии. Капремонт 1 аварийного ГТС (Порецкий район) предварительно запланирован на 2012 г., 2 остальных – на 2013 г. Процедура по постановке на учет ГТС в качестве бесхозяйных с последующим оформлением права собственности проводится не на должном уровне, поэтому мы направили письмо председателю Кабинета министров ЧР для содействия в решении вопроса по определению собственника сооружений инженерной защиты города Ядрин. Содержание данного ГТС не финансируется республикой с 1997 г., предыдущее обращение республики о передаче объекта в федеральную собственность осталось нерешенным. В данный момент столь важное ГТС не находится ни в чьей собственности. Также направлены письма прокурорам Шумершинского, Вурнарского и Аликовского районов для их реагирования о передаче в собственность 5 бесхозяйных ГТС (на учете более года) и для постановки на учет в качестве бесхозяйных 2 ГТС.