Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Вопросы промышленной безопасности в нефтегазовом секторе

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

25 мая 2023 года в г. Уфе в рамках 31-й международной специализированной выставки-форума «Газ. Нефть. Технологии – 2023» прошел круглый стол «Промышленная безопасность в нефтегазовом секторе».

Организаторами круглого стола выступили научно-технический центр «АКТАУ» и кафедра «Промышленная безопасность и охрана труда» ФГБОУ ВО «УГНТУ».
В мероприятии приняли участие более 50 специалистов, среди которых представители Западно-Уральского управления Ростехнадзора, руководители и специалисты нефтегазодобывающих и нефтегазоперерабатывающих предприятий: ПАО АНК «Башнефть», ООО «Газпром нефтехим Салават», Филиал ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Новойл», ООО «Башнефть-Добыча», ООО «Башнефть-Полюс», ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО», ООО «РН-Пурнефтегаз», ООО «Соровскнефть», АО «Ингеохолдинг», АО «Ойлгазтэт», ПАО «ДНПП»; представители проектных организаций: ООО «РН-БашНИПИнефть», ООО «НПП ОЗНА-Инжиниринг», ООО «Уралтехсистемы»; производителей оборудования и сервисных организаций: ООО «РН-Сервис», ХК «ОЗНА», ООО «Сервисная компания «РИФ», ООО НПП «БУРИНТЕХ», АО «Опытный завод Нефтехим», а также экспертных и консалтинговых организаций: ООО «НТЦ «АКТАУ», ООО «Ливинг коре», ООО «ЭкспертСервисПроект», ООО «Энергонефтегаз-сервис», ООО «ИТЦ РПД», ООО «Лаборатория» и др. 
Участники обсудили вопросы обеспечения требований промышленной безопасности, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией мобильных установок для пробной эксплуатации и освоения месторождений углеводородного сырья. В ходе мероприятия рассмотрены следующие темы: 
1. Новые требования промышленной безопасности в 2023 году к объектам нефтегазодобывающей промышленности. 
2. Цифровая система Ростехнадзора, электронный документооборот и It-решения в области промышленных организаций. 
3. Индикаторы риска в области промышленной безопасности. Критерии оценки добросовестности.
4. Требования промышленной безопасности к мобильным установкам для пробной эксплуатации и освоения месторождений.
5. Системы контроля загазованности на наружных площадках объектов нефтегазодобывающей промышленности.
6. Модели взаимодействия нефтегазодобывающих предприятий и нефтесервисных компаний по эксплуатации мобильных установок для пробной эксплуатации и освоения месторождений.
7. Опасные производственные объекты. Идентификация и регистрация. Лицензирование деятельности.
8. Паспортизация, сертификация, техническое диагностирование и экспертиза промышленной безопасности.
9. Аудит промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса.

Индикаторы риска в области промышленной безопасности

Остановимся на одной из тем круглого стола.
Индикатор риска нарушения обязательных требований – это соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров – это основание для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ  «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

Перечень индикаторов риска 

Приказом Ростехнадзора от 23.11.2021 № 397 утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности:
1. Поступление в территориальный орган Ростехнадзора информации о трех и более инцидентах, произошедших на опасном производственном объекте в течение одного календарного года, в соответствии с порядком проведения технического расследования причин аварий. 
2. Наличие в акте технического расследования причин аварии сведений о причинах аварии, связанных с нарушением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, эксплуатируемом юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в случае, если такое юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) эксплуатирует опасные производственные объекты III, IV классов опасности, отнесенные к категории опасных производственных объектов по такому же признаку, как и объект, на котором произошла авария (при условии, что в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение 2 лет до даты аварии).
3. Отсутствие в реестре лицензий сведений о лицензии юридического лица (индивидуального предпринимателя) на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в течение 4 месяцев с даты регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов таким юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) опасного производственного объекта, деятельность по эксплуатации которого подлежит лицензированию.
4. Наличие сведений об опасном производственном объекте III, IV класса опасности в государственном реестре опасных производственных объектов по истечении 2 лет с даты внесения сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности об экспертизе промышленной безопасности, проведенной в отношении документации на консервацию или ликвидацию такого объекта (при условии, что в отношении опасного производственного объекта не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение 2 лет до даты внесения сведений об экспертизе в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности).
5. Исключение сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), эксплуатирующем опасный производственный объект III, IV класса опасности, сведения о котором содержатся в государственном реестре опасных производственных объектов, из единого государственного реестра юридических лиц (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).

Критерии оценки добросовестности

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» оценка добросовестности проводится по заявлению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты. 
Критериями оценки добросовестности являются:
- отсутствие в течение 5 лет до даты проведения оценки на ОПО аварий и инцидентов, несчастных случаев (в том числе групповых);
- наличие системы управления промышленной безопасностью (вне зависимости от класса опасности ОПО);
- соблюдение обязательных требований к страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО.
В случае соответствия эксплуатирующих организаций критериям оценки добросовестности устанавливается следующая периодичность проведения плановых выездных проверок:
а) в отношении ОПО I или II класса опасности — не чаще чем один раз в течение 2 лет;
б) в отношении ОПО III класса опасности — не чаще чем один раз 
в течение 4 лет.
 Результаты оценки добросовестности учитываются при организации проведения плановых выездных проверок в годах, следующих за годом проведения оценки добросовестности.

Что проверяет инспектор

Как подготовить опасный производственный объект к проверке Ростехнадзора? На круглом столе рассмотрен данный вопрос.

Как подготовить опасный производственный объект к проверке Ростехнадзора

  1. Проверить правильность проведения идентификации опасного производственного объекта. Проверить соответствие состава и характеристик фактически эксплуатируемого объекта сведениям, характеризующим ОПО.
  2. Проверить соблюдение показателей эксплуатации технических устройств, а также соблюдение требований ТР ТС.
  3. Определить перечень лиц, которые должны пройти аттестацию в области промышленной безопасности, и соответствующие области аттестации
  4. Провести анализ вашего Плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО, а в случае его отсутствия – разработать и согласовать с аварийно-спасательным формированием.
  5. Провести анализ вашего Положения о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО или разработать Положение в случае отсутствия
  6. Убедиться, что вы сдали в Ростехнадзор отчет об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности
  7. Проверить соблюдение требований законодательства в области обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта.
  8. Проверить наличие для всего оборудования. ОПО полного комплекта нормативной и технической документации, паспортов с отметками о техническом освидетельствовании, руководства по эксплуатации, обоснования безопасности машин и оборудования и т.д.
  9. Провести анализ документов, подтверждающих право владения зданиями, сооружениями и техническими устройствами, эксплуатируемыми в составе ОПО.
  10. Проверить фактические условия эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями проектной документации
  11. Проверить обеспечение мер по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, входящего в состав ОПО.
  12. Провести проверку наличия и ведения журналов по направлению промышленной безопасности.
  13. Проверить соблюдение законодательства в области обеспечения единства измерений технологических параметров.
  14. Убедиться в наличии должностных и производственных инструкций для персонала, инструкций по безопасной эксплуатации и режиму работы оборудования, которое используется на ОПО.
  15. Непосредственно перед проверкой провести визуальный осмотр его составных частей, зданий и сооружений. Убедиться в исправности оборудования, его приемлемом внешнем виде, удовлетворительном состоянии зданий и сооружений как внутри, так и снаружи.

Часто встречающиеся нарушения 

Участники мероприятия также ознакомились с перечнем часто встречающихся нарушений на объектах нефтегазодобывающей промышленности. 

Описание нарушения обязательных требований

  • Отсутствие документов, подтверждающих право собственности на недвижимость, входящую в состав ОПО предприятий
  • Отсутствие актов приемки участков буровых работ и буровых установок в эксплуатацию
  • Не обеспечена полнота и достоверность сведений при регистрации (перерегистрации) ОПО в государственном реестре ОПО
  • Отсутствие аттестации в области промышленной безопасности руководителей и специалистов, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности
  • Проведение реконструкции ОПО с нарушениями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности

Нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования

П. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116 ФЗ

  • Отсутствие учета инцидентов, несвоевременная передача оперативных сообщений об авариях
  • Разработка технологических регламентов ОПО без учета проектной документации, а также перечня параметров, определяющих опасность процессов и подлежащих дистанционному контролю
  • Отсутствие разрешения на строительство и реконструкцию ОПО «Фонд скважин»
  • Нарушения в части организации и осуществления производственного контроля
  • Нарушения требований к разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО
  • Отсутствие разработанных изготовителем руководств (инструкций) по эксплуатации и технических паспортов
  • Нарушение требований при организации и проведении газоопасных работ
  • Несвоевременное проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, а также их эксплуатация при отклонении регламентированных параметров при ведении технологических процессов

Презентационные материалы и фотоотчет по результатам круглого стола размещены на информационном ресурсе «Безопасность опасных производственных объектов»: http://www.safetyaudit.ru.

Все статьи рубрики