Вопросы пректирования и строительства, связанные с законом "О техническом регулировании"
Номер журнала:
Рубрика:
В связи с введением в действие Федерального закона «О техническом регулировании», принятого Государственной Думой в декабре 2002 года, по-прежнему возникают вопросы по поводу того, как это отражается на строительной отрасли.
Колясева Ольга Викторовна, директор ООО "Институт "Удмуртгражданпроект" |
Закон «О техническом регулировании», вступивший в силу с 1 июля 2003 года, был сориентирован, прежде всего, на оказание поддержки предпринимательства, так как в области строительства имелись проблемы организационно-правового и экономического характера.
Обозначен переходный период до 2010 года, когда должны быть разработаны технические регламенты – это фактически создание совершенно новой отрасли российского законодательства, новой системы норм, правил и стандартов.
Обязательные требования должны включаться в технические регламенты, необязательные - в национальные стандарты и прочие документы.
Пять лет ушло на обсуждение необходимости обновления нормативов. Строительная газета сообщила, что по инициативе Ассоциации строителей России состоялось первое обсуждение проекта технического регламента о безопасности зданий и сооружений, разработанного ОАО «ЦНС» совместно со строительными организациями. В итоге была высказана отрицательная оценка.
Проектировщики и строители пользуются огромным массивом нормативных документов, который создавался десятилетиями и считался одним из лучших в мире. Количество действующих СНиПов составляет около 150 документов, большая часть которых принята 15-20 лет назад. Ввиду совершенствования технологии строительства, появления новых материалов и оборудования требуется вносить изменения в СНиП, а также разрабатывать Пособия с рекомендациями и усовершенствованными методиками расчета.
Закон «О техническом регулировании» в целом ряде положений противоречит Градостроительному кодексу РФ и не во всем согласуется с Гражданским кодексом РФ. В настоящий момент обязательность СНиПов признана Гражданским кодексом РФ. В Законе же «О техническом регулировании» говорится, что СНиПы обязательны до 2010 года только в части, касающейся требований безопасности, которые четко не определены и каждый контролирующий орган трактует их как захочет.
Гражданский кодекс РФ в статьях 758, 759 указывает, что проектная документация должна соответствовать общим требованиям, установленным в СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".
Градостроительный кодекс, а в дальнейшем Постановление Правительства РФ №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса РФ определил состав проектной документации при архитектурно-строительном проектировании, кардинально отличающийся по составу и содержанию проектной документации для стадии «проект», указанной в СНиП 11-01-95. В составе постановления №87 не обозначены отдельные разделы, например, раздел «Энергоэффективность» с разработкой энергетического паспорта, который требуется согласно СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», СП 23-101-2004 «Проектирование тепловой защиты зданий», в том числе ТСН УР «Энергоэффективность».
Не ясна ситуация с территориальными строительными нормами, которых было разработано для Российской Федерации более 140, в том числе по энергосбережению 27. Необходимо отметить, что ряд регионов уже переработали ТСН по энергосбережению в соответствии с требованиями СНиП и СП, принятых после ввода в действие Градостроительного кодекса и закона «О техническом регулировании».
Заказчики и инвесторы, пользуясь неоднозначностью ситуации, зачастую заявляют, что СНиПы, ТСН необязательны.
В обновленном законе «О техническом регулировании» от 1 мая 2007 года включены «своды правил», но что это такое, не определено.
Следует отметить, что в апреле прошлого года Росстроем было принято решение о возобновлении работ по пересмотру и актуализации двенадцати СНиПов. Из них шесть документов следовало сделать в декабре 2007 года, а остальные – до 1 мая 2008 года. Работа была поручена «Центру методологии нормирования и стандартизации в строительстве», которые подключил три ведущих института и собственными силами переработал СНиП «Здания жилые многоквартирные».
ЦНИИСК имени Кучеренко выполнили первичную разработку четырех СНиП: «Нагрузки и воздействия. Общие положения», «Строительство в сейсмических районах. Нормы проектирования», «Надежность строительных конструкций и оснований», «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Документы представлены в «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» и доработаны по замечаниям экспертов.
ЦНИИП градостроительства РААСН пересмотрел СНиП «Градостроительство. Планировка городских и сельских поселений».
СантехНИИпроект пересмотрел и получил все необходимые заключения на новую редакцию СНиП «Отопление, вентиляция и кондиционирование». В мае на симпозиуме АВОК в Москве на пленарном заседании обсуждалась новая редакция СНиП и была озвучена дата рассмотрения в Министерстве регионального развития России - 27 мая.
Все разработанные СНиП размещены на сайте Минрегионразвития, но не утверждены. Дополнительно на сайте размещена информация о внесении изменений в следующие СНиП: «Автомобильные дороги», «Внутренний водопровод и канализация», «Мосты и трубы», «Общественные здания и сооружения», «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения». До сих пор существует юридическая неопределенность порядка согласования и утверждения новых редакций СНиП.
Законом «О техническом регулировании» (с учетом внесенных в него поправок №65 от 1мая 2007 года) определены следующие категории документов: технический регламент, национальные стандарты и своды правил.
В рамках статьи остановимся на задачах проектирования жилых и общественных зданий, природоохранной деятельности и генеральных планов муниципальных образований.
При разработке проектной документации жилых и общественных зданий возникают разногласия с экспертными организациями по несоответствию требований СНиП (выпущенных до 2003 г), ППБ, СанПиН, МДС. Например, отличающиеся требования по установке огнезадерживающих клапанов, остеклению «продухов» чердаков и подвалов, по защитным ограждениям отопительных приборов и т.д. В редакции МДС (Методическая документация в строительстве) 41-1.99 «Рекомендации по противодымной защите при пожаре» наличие опечаток в формулах приводит к значительным расхождениям в окончательных результатах расчета.
В последнее время на строительном рынке появилось достаточно много новых конструктивных технологий, материалов, оборудования, выпускаемым по техническим условиям, разработанным самими изготовителями. При этом следует отметить, что для них нет утвержденных и усовершенствованных методик расчетов.
При наличии разночтений в требованиях СНиП, ГОСТ и СанПиН новые технологии не внедряются в строительство современных зданий и сооружений. Например, в медицинских учреждениях не используется целый ряд специализированного оборудования и компонентов: современные системы обеспечения стерильности и кондиционирования воздуха, световое и функциональное оборудование и др.
В течение нескольких последних лет доля стоимости земли в общем объеме инвестиций в строительство постоянно увеличивается. Как следствие, поднимается интерес к высотному домостроению в г. Ижевске, что требует изучения опыта строительства г. Москвы, С-Петербурга и разработки соответствующих территориальных строительных норм.
Вопросы экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения всегда являлись наиболее острыми и актуальными для проектных и строительных организаций. Создание благоприятных условий проживания и работы в больших городах, где человек ежедневно подвергается влиянию многих вредных экологических факторов, является сложной задачей, решение которой требует четко отрегулированной нормативной базы, развитого комплекса расчетной базы, отражающей возможности новых технологий проектирования и учитывающей использование новейших строительных материалов и оборудования.
В настоящее время очень много неясного в перспективах развития природо-охранного и санитарного законодательств в области проектирования строительства. За последние 20 лет экологическое законодательство в РФ возникло (ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об экологической экспертизе»), бурно развивается и базируется на Градостроительном, Водном, Лесном и Земельном кодексах. Основная проблема действующего законодательства в области охраны окружающей среды это ее ссылочная система. Кодифицированные законы по многим пунктам ссылаются на региональное законодательство, которое в настоящее время развито только в федеральных городах – С. Петербурге, Москве, на остальных территориях нормативная база имеет разноуровневое развитие в зависимости от финансирования.
Не менее проблематичным является вопрос отсутствия четких законодательных рамок, определяющих объемы экологического сопровождения проектной документации, что повлекло за собой расхождения в требованиях экспертных служб. Выпущенное в феврале 2008 года Постановление Правительства РФ № 87 о составе разделов проектной документации было первой попыткой на базе действующего законодательства (ранее данный вопрос отражали Пособия к СНиП 11-01-95 и СП 11-101-95) отразить объемы экологического сопровождения проектов строительства.
С переходом на рыночную экономику была приостановлена разработка генеральных планов поселений. В современный период активно возобновляется работа по данной теме и необходим системный подход.
При разработке проектов территориального планирования, в том числе генеральных планов муниципальных образований, на сегодняшний день ощущается слабая методическая обеспеченность по ряду вопросов:
• прогнозирование численности и состава населения городов и поселков,
• выполнение расчетов по резко возрастающей автомобилизации населения;
• развитие инженерной инфраструктуры и т.д.
Сохранение историко-культурного потенциала необходимо учитывать при развитии и реконструкции городской территории. Реставрации и сохранению должны подлежать не только отдельные объекты культурного наследия, но и вся историческая среда. Но современная законодательная нормативная база не полностью освещает правовое поле выполнения данной градостроительной документации. Для работы используются «Методические рекомендации» выпуска 1990 г. Обновленных методических рекомендаций и сопутствующих подзаконных актов, соответствующих действующему Федеральному закону №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)», разработанных и утвержденных нет. Нет и расшифровки терминологии, используемой в действующих нормативных документах. Все эти недостатки правовой базы сдерживают выполнение и согласование проектов.
В сложившихся условиях проектным организациям для сокращения сроков разработки проектно-сметной документации необходимо опираться на современные программные комплексы. Результаты программных расчетов, содержащие протокольные отчеты со ссылками на нормы, пункты, формулы строительных норм и правил, позволяют не только оценить конструктивные решения, но и вести переговоры с заказчиком, инвестором, экспертными организациями.
В современных программных средствах используется комплексный подход в реализации требований и методик новых (принятых после первого июля 2003 г.) и предыдущих редакций СНиП и СП.
Требования СНиП, обеспечивающих право на благоприятную среду жизнедеятельности, охрану здоровья людей, сокращения расхода топливно-энергетических ресурсов, надежность зданий и сооружений и их инженерных систем, до сих пор обязательны к исполнению.
Важная роль в обеспечении безопасности и качества строительной продукции принадлежит заказчикам в строительстве. В большинстве случаев заказчик сегодня не сам потребляет строительную продукцию, а активно участвует в ее создании и продает потребителям. Поэтому полномочия этой категории участников строительной деятельности такие же, как у производителей продукции в части выполняемых ими работ, качество и безопасность которых также должны быть подвергнуты процедурам подтверждения соответствия.
Не снимаются с заказчика и функции по техническому надзору за соответствием строительной продукции требованиям, установленным обязательными нормами, нормативами добровольного применения, договорами (контрактами). Сохранено право заказчика – привлекать для осуществления надзора за реализацией требований проектов и норм авторский надзор проектных организаций.
Только комплексная реализация всех предусмотренных действующим законодательством мер позволит гарантировать потребителям безопасность и надлежащее качество строительной продукции.
Институт неоднократно выступал с предложением создать на региональном уровне совет по рассмотрению и принятию единых правил по решению технических проблем в рамках единых требований выполнений норм для всех участников строительства: инвесторов, проектировщиков, монтажников, эксплуатации, экспертизы.
г.Ижевск, ул.Cвободы, 173, тел (3412) 72-76-43, e-mail: gip@ugp.udm.ru