Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Вопросы нефтегазового образования в России

 
Балаба Владимир Иванович, главный ученый секретарь Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по нефтегазовому образованию,   доцент, к.т.н.

Балаба Владимир Иванович
главный ученый секретарь Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по нефтегазовому образованию, доцент, к.т.н.

Номер журнала: 

Рубрика: 

При безусловной объективности и материальности опасностей они все же представляют собой потенциальную угрозу. Реальной причиной их проявления в большинстве случаев является сам человек вследствие слабых навыков действия в сложной ситуации, неумения оценивать информацию о состоянии процесса, технологической недисциплинированности, слабого знания сущности выполняемых процессов и отсутствия самообладания в условиях стресса [1].
Теоретически доказано и подтверждено практикой, что в достижении приемлемого уровня безопасности промышленного производства наибольший эффект дает не воздействие на отдельные факторы, не отдельные нововведения, а системный подход к решению этой проблемы – система управления безопасностью производственной деятельности. В масштабах отрасли одной из ее подсистем является профессиональная подготовка работников опасных производственных объектов и оценка их соответствия требованиям безопасности производственной деятельности.
Компетентность работника в вопросах обеспечения безопасности производственной деятельности формируется в процессе его профессионального обучения путем освоения всех элементов образовательной программы. Завершающим этапом формирования такой компетентности является изучение специальных дисциплин. Однако современная система обучения решает эту задачу не в полном объеме. Так, направление высшего профессионального образования «Нефтегазовое дело» включает три специальности: «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефте-хранилищ», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» и «Бурение нефтяных и газовых скважин». Вопросы обеспечения безопасности производственной деятельности изучаются в двух общих для всех специальностей курсах: «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности».
Компетентность работника в области обеспечения безопасности производственной деятельности определяется его знаниями, умениями и навыками как в общих, так и в специальных, соответствующих конкретным профессиональным обязанностям, вопросах безопасности. Однако при обучении в высших учебных заведениях это практически не учитывается, так как преподавание специальной дисциплины, посвященной безопасности конкретного вида производственной деятельности, не предусмотрено. Специфика производственной деятельности учитывается лишь в двух темах: в экологии - «Обеспечение экологической безопасности на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации промышленных объектов нефтяной и газовой промышленности»; в безопасности жизнедеятельности - «Методы и средства обеспечения устойчивого и безопасного функционирования технологических процессов и объектов в нефтяной и газовой промышленности».
Одним из элементов оценки соответствия работников опасных производственных объектов нефтегазовой отрасли требованиям безопасности производственной деятельности является проверка знаний требований охраны труда в соответствии с Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29, а также в соответствии с приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37:
- общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах;
- требований экологической безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03) рабочие и специалисты, выполняющие работы на скважинах с возможными газонефтеводопроявлениями, не реже одного раза в 3 года проходят подготовку и проверку знаний по курсу «Контроль скважины. Управление скважиной при газонефтеводопроявлениях».
Исходя из вышеизложенного представляется очевидным, что программа профессиональной подготовки в образовательных учреждениях также должна предусматривать изучение не только общих вопросов обеспечения безопасности производственной деятельности, но и специальных, учитывающих специфику предстоящей профессиональной деятельности обучаемых. Чтобы восполнить этот пробел, в высшем нефтегазовом образовании впервые созданы учебные пособия «Безопасность технологических процессов бурения скважин» [2] и «Безопасность технологических процессов добычи нефти и газа» [3].
Безопасность опасных производственных объектов нефтегазодобычи зависит от всех категорий персонала, поэтому и его профессиональное обучение на всех уровнях образования должно быть системным, основанным на разработке «сквозных» (преемственных) основных образовательных программ, позволяющих перейти от принципа «Обучение на всю жизнь» к принципу «Обучение через всю жизнь». Начальное, среднее и высшее профессиональное образование по нефтегазовому делу должно быть организовано в виде интегрированной системы, основанной на единой методологии, включающей, в частности, последовательно создаваемые:
• национальную рамку нефтегазовых квалификаций - описание квалификационных уровней, характеризуемых компетенцией (совокупностью полномочий) работника и соответствующими ей компетентностями (знания, умения, навыки), которыми он должен обладать для результативной и эффективной реализации этой компетенции;
• систему профессиональных стандартов в нефтегазовом деле, а на их основе - федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального, среднего и высшего профессионального образования;
• систему независимой оценки соответствия выпускников как основы перехода к следующему уровню образования и внешней независимой их сертификации для присвоения профессиональной квалификации в рамках Системы профессиональных стандартов в нефтегазовом деле.
Изложенная последовательность (сначала профессиональные стандарты, затем ФГОС) была предусмотрена Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года (Утвержден приказом Минобрнауки России от 15 июня 2005 г. № 178). Профессиональные стандарты к установленному в этом документе сроку (I квартал 2008 г.) не созданы, а ФГОС, для которых они должны были быть основой, с 2010 г. уже введены в действие. Современная система образования по нефтегазовому делу включает 3 уровня образования и 5 уровней квалификации (рис. 2). Основные характеристики уровней профессионального образования на примере бурения скважин представлены в табл. 1 в соответствии со следующими ФГОС:
- начального профессионального образования по профессии 131003.03 Бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин (утвержден приказом Минобрнауки России от 14.04.2010 № 363);
- среднего профессионального образования по специальности 131003 Бурение нефтяных и газовых скважин (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.03.2010 № 188);
- высшего профессионального образования по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело (квалификация (степень) «бакалавр»)» (утвержден приказом Минобрнауки России от 28.10.2009 № 503);
- высшего профессионального образования по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело (квалификация (степень) «магистр»)» (утвержден приказом Минобрнауки России от 28.10.2009 № 502).
Понятно, что ФГОС отражают позицию прежде всего образовательного сообщества, а профессиональные стандарты - работодателей. Поэтому когда профессиональные стандарты все же будут созданы, то в образовательные стандарты придется вносить изменения, в некоторых случаях существенные.
Так, согласно ФГОС бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин за время обучения должен приобрести 7 общих компетенций (например, способность работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами) и 22 профессиональных (например, способность производить испытания и ремонт контрольно-измерительных приборов). При этом ни одна из 29 компетенций напрямую не связана с безопасностью профессиональной деятельности бурильщика. Соответственно, предусмотренные ФГОС дисциплины «Охрана труда» и «Безопасность жизнедеятельности» (70% объема дисциплины отведено на освоение основ военной службы) имеют общеобразовательную, а не прикладную направленность. Представляется очевидным, что бурильщик как руководитель первичного трудового коллектива – буровой вахты должен обладать знаниями, умениями и навыками по обеспечению безопасного выполнения работ этим коллективом. Поэтому остается надеяться, что такая программа обучения не будет согласована органами Рос-технадзора.
Во ФГОС среднего и высшего профессионального образования соответствующие компетенции выпускников предусмотрены. Так, техник-технолог по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин» должен обладать способностью решать технические задачи по предотвращению и ликвидации осложнений и аварийных ситуаций и обеспечивать профилактику травматизма и безопасные условия труда. Бакалавр по профилю «Бурение нефтяных и газовых скважин» должен обладать способностью оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве, применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды. Эти компетенции предусмотрено сформировать у студентов в общепрофессиональном, то есть одинаковом для нескольких специальностей, цикле дисциплин («Охрана труда» и «Безопасность жизнедеятельности» в среднем и «Безопасность жизнедеятельности» в высшем профессиональном образовании). 

Литература
1.Безопасное взаимодействие человека с техническими системами: Учебное пособие/В.Л. Лапин и др. - Курск, 1995. - 238 с.
2.Балаба В.И. Безопасность технологических процессов бурения скважин: Учебное пособие: В 2 частях. - М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2007. - Ч. 1. - 296 с.
3.Балаба В.И., Дунюшкин И.И., Павленко В.П. Безопасность технологических процессов добычи нефти и газа: Учебное пособие. - М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2008. - 477 с.

Все статьи рубрики