Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июнь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Вопросы интеграции субъектов системы, обеспечивающей предупреждение чрезвычайных ситуаций и их локализацию

 
СИБГАТУЛИНА Дина Шамилевна, начальник отдела природной и техногенной безопасности

СИБГАТУЛИНА Дина Шамилевна
начальник отдела природной и техногенной безопасности

Номер журнала: 

Рубрика: 

За прошедший год на территории Российской Федерации произошло 332 чрезвычайные ситуации. Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (121), Южном (51) и Центральном (44) федеральных округах. Это свидетельствует о том, что при современных тенденциях развития экономики и ускоренного нарастания реальных и потенциальных опасностей в природной и техногенной сферах все более необходимым является создание современных средств защиты, действующих на новых принципах. В настоящее время в России, активно развивается новое направление инженерных работ — создание автоматизированных систем мониторинга безопасности объектов — СМИС.

Показатели по видам чрезвычайных ситуаций распределились следующим образом: в 2013 году произошло 166 ЧС техногенного характера; 114 ЧС природного характера и 45 биолого-социальных ЧС. Структура количественных показателей по видам ЧС приведена на рисунке. Основными причинами возникновения ЧС в 2013 году стали техногенные и природные факторы. На долю техногенных ЧС в 2013 году пришлось 50 % от общего числа ЧС, а на долю природных — 34,3 %.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что при современных тенденциях развития экономики и ускоренного нарастания реальных и потенциальных опасностей в природной и техногенной сферах все более необходимым является создание современных средств защиты, действующих на новых принципах.
В настоящее время в Республике Татарстан, как и в России, активно развивается новое направление инженерных работ — создание автоматизированных систем мониторинга безопасности объектов — СМИС.
Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее — СМИС) — это система, построенная на базе программно-технических средств и предназначенная для осуществления автоматического мониторинга систем инженерно-технического обеспечения, состояния основания, строительных конструкций зданий и сооружений, технологических процессов, сооружений инженерной защиты и передачи в режиме реального времени информации об угрозе и возникновении ЧС.
Целью создания СМИС является предотвращение гибели персонала, обеспечение предупреждения возникновения и развития аварийных, чрезвычайных ситуаций, а также минимизация потерь и размеров ущерба в случае их возникновения.
СМИС предназначена для:
- автоматического мониторинга в режиме реального времени критически важных для безопасности персонала, посетителей и окружающей среды параметров систем безопасности, систем связи, систем противопожарной защиты, инженерных систем жизнеобеспечения, состояния (инженерных) несущих конструкций объекта;
- информирования в режиме реального времени оперативного дежурного персонала ДДС объекта и органа повседневного управления РСЧС о предаварийном, аварийном состоянии инженерных систем, существенном изменении состояния инженерных (несущих) конструкций, пожаре, а также данными для предупреждения и ликвидации ЧС;
- обеспечения оперативного дежурного персонала ДДС объекта информацией, необходимой для своевременного принятия эффективных мер управления системами безопасности, инженерными системами жизнеобеспечения, позволяющих предупредить развитие аварийной (чрезвычайной) ситуации; локализовать аварийную ситуацию, пожар; снизить людские и материальные потери;
- обеспечения через орган повседневного управления РСЧС соответствующих служб и подразделений информацией, необходимой для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий аварий, пожаров, ЧС;
- обеспечения гарантированной устойчивой связи и управления аварийно-спасательными подразделениями в условиях действия дестабилизирующих факторов во время проведения операций по ликвидации ЧС между штабом по ликвидации ЧС и помещениями объекта.
Согласно ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга  и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования» СМИС подлежат обязательной установке на следующих основных категориях объектов:
- ядерно- и/или радиационно опасные объекты;
- объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельно установленные законодательством РФ; осуществляется уничтожение, захоронение химических и других опасных отходов;
- имеются крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;
- линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более;
- аэропорты и объекты их инфраструктуры;
- объекты инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования;
- метрополитены;
- тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше;
- магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы;
- ГТС I,  II и III классов;
- крупные промышленные объекты с численностью занятых людей более 10 000 человек;
- объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: высота более чем 100 м; пролеты более чем 100 м; наличие консоли более чем 20 м; заглубление подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м;
- объекты с максимальным расчетным пребыванием людей 500 чел. и более;
- объекты жизнеобеспечения: установки, склады, хранилища, ГТС и инженерные защитные сооружения, коммуникации, разрушение которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей и, как следствие, к ЧС.
Объектами контроля системы мониторинга являются:
1. Подсистемы жизнеобеспечения и безопасности, такие как теплоснабжение; вентиляция и кондиционирование; водоснабжение и канализация; электроснабжение; газоснабжение; инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта; лифтовое оборудование; система оповещения; система охранной сигнализации и видеонаблюдения и др.
2. Инженерно-технические конструкции.
3. Технологическое оборудование объекта.
СМИС состоит из следующих подразделов:
- система сбора данных и передачи сообщений СМИС (ССП) — подсистема СМИС, осуществляющая в режиме реального времени контроль дестабилизирующих факторов путем мониторинга систем инженерно-технического обеспечения объекта, получения данных от подсистем СМИС, а также информирование дежурно-диспетчерских служб объектов и органов повседневного управления ГСЧС (РСЧС) об угрозе и возникновении ЧС;
- система связи и управления в кризисных ситуациях (СУКС) — подсистема СМИС, обеспечивающая связь и управление формированиями аварийных, аварийно-спасательных и иных служб внутри объекта при ликвидации последствий аварий, ЧС;
- система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений­ — СМИК — подсистема СМИС, осуществляющая в режиме реального времени контроль изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений; сооружений инженерной защиты, схода селей, оползней, лавин в районе строительства и эксплуатации объекта мониторинга с целью предупреждения ЧС.
Информационно-вычислитель-ные комплексы СМИС предназначены для обеспечения мониторинга в составе СМИС объектов и информационной поддержки принятия решений органами повседневного управления РСЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В состав ИВК СМИС должны входить: программно-технический комплекс сбора данных и передачи сообщений (ПТК ССП); программно-технический комплекс связи и управления в кризисных ситуациях (ПТК СУКС); программно-технический комплекс мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений (ПТК СМИК).
ПТК ССП должен обеспечивать выполнение функций:
- непрерывный автоматический мониторинг в режиме реального времени изменения значений критически важных для безопасности персонала, населения и окружающей природной среды параметров состояния контролируемых систем;
- непрерывный прием от ПТК СМИК данных мониторинга инженерных (несущих) конструкций зданий и сооружений, природных процессов и явлений в зоне эксплуатации объектов;
- контроль работоспособности оборудования ИВК СМИС и сопряжения с контролируемыми и внешними системами;
- контроль работоспособности персонала ДДС объекта (оператора СМИС);
- отображение данных мониторинга и контроля:
- о параметрах состояния контролируемых систем объекта:
- об инцидентах, авариях, ЧС, пожарах, террористических проявлениях;
- об изменении состояния инженерных (несущих) конструкций  зданий и сооружений объекта, природных процессов и явлений в зоне эксплуатации объекта;
- о работоспособности и отказах оборудования ИВК СМИС и каналов сопряжения с контролируемыми и внешними системами;
- о тревожных кнопках «Авария», «Тревога», «Пожар»;
- формирование и хранение базы данных мониторинга;
- поиск, редактирование и отображение архивных данных мониторинга;
- формирование и документирование отчетов о результатах мониторинга;
- создание и редактирование, импорт/экспорт классификаторов угроз аварий и ЧС;
- настройку и изменение режимов функционирования ИВК СМИС;
- формирование, хранение, отображение и передачу во внешние системы сообщений:
- в автоматическом режиме о критическом изменении параметров контролируемых систем, инженерных (несущих) конструкций зданий и сооружений объекта, природных процессов и явлений в зоне эксплуатации объекта с характеристикой происшедшего события;
- в автоматизированном режиме о ЧС (по установленным формам);
- передачу в автоматическом режиме коротких сообщений (SMS) о критическом изменении контролируемых параметров по телефонным номерам.

Объекты Республики Татарстан, на которых выполнены проекты СМИС

 

Нефтеперерабатывающий завод и завод бензинов ОАО «ТАИФ-НК» Новый комплекс по производству олефинов
ОАО «Нижнекамскнефтехим»

 

Отдельное промышленное
производство метилхлорсиланов ОАО «КЗСК-Силикон»
Метрополитен г. Казани

Остановимся на деятельности Министерства в части контроля за созданием СМИС. В рамках приказа главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан от 27 января 2012 года № 41/48 № требование о необходимости разработки СМИС включено в форму выдачи требований для разработки перечня мероприятий по ГО и ЧС. МЧС Республики Татарстан организовано ведение реестра организаций и предприятий, которым по результатам рассмотрения документации выставлены требования по разработке раздела СМИС. Всего в 2011 году требования по разработке раздела СМИС выставлены 71 предприятию, в 2012 году — 55, в 2013 году — 127, в 2014 году — 15 (по состоянию на 27 февраля 2014 года).
Необходимо отметить, что органы госэкспертизы проектной документации весьма серьезно относятся к рассмотрению выданных органами ГОЧС исходных данных. Так, например, зарегистрированы факты выдачи отрицательного заключения госэкспертиз по причине отсутствия в проектной документации мероприятий по внедрению СМИС.
В соответствии с ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68, постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 органом повседневного управления РСЧС на уровне  муниципальных образований являются единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС).
В целях подключения СМИС объектов к автоматизированным системам органов повседневного управления РСЧС организована работа по выдаче  соответствующих технических условий.
Всего в 2012 году МЧС Республики Татарстан технические условия выданы 12 потенциально опасным объектам, в 2013 году — 27, в 2014 году — один (по состоянию на 27 февраля 2014 года).
Конечно, как и всякая новая деятельность, задача по внедрению СМИС вызывает очень много вопросов. Одна из основных проблем — поиск и выбор организации, которая сможет предоставить предприятиям республики полный комплекс услуг под ключ по внедрению СМИС — от получения исходных данных до сдачи системы и последующего сопровождения его функционирования. Понять, насколько это объемная и непростая задача, можно взглянув на основные, так называемые «базовые шаги» по созданию СМИС: разработка и согласование в МЧС РТ специальных технических условий на реализацию системы СМИС; разработка проектно-сметной документации, предусматривающей внедрение СМИС, и получение положительного заключения экспертными органами; поставка, монтаж, пуско-наладка оборудования, компонентов и программного обеспечения СМИС; сопряжение создаваемой СМИС с ЕДДС и ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ для своевременного принятия мер по предупреждению ЧС; принятие внедренной СМИС на периодическое техническое обслуживание (включая гарантийное обслуживание и постгарантийное сопровождение).
К сожалению, необходимо констатировать, что в России очень мало организаций, которые могут взять на себя выполнение полного объема работ по созданию СМИС на объектах. Поэтому руководителям опасных объектов и объектов жизнеобеспечения необходимо тщательно подходить к выбору проектной, научно-исследовательской или другой организации для выполнения работ по разработке проектов строительства в части СМИС, проектированию, монтажу и эксплуатации данной системы.

Все статьи рубрики