Вопрос-ответ: законодательные инициативы в области промышленной и энергетической безопасности
Номер журнала:
Рубрика:
Вопрос: Какую законодательную основу имеет под собой информация о том, что Ростехнадзор может получить право накладывать «оборотные» штрафы, при том что у инспекторов сохранятся полномочия без суда останавливать работу предприятий на 90 дней?
Ответ: Минэкономразвития РФ подготовило поправки в ст. 9.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), устанавливающую наказания за нарушение правил промышленной безопасности. Согласно этому, инспектора Ростехнадзора смогут накладывать оборотные штрафы на предприятия за грубые нарушения правил промышленной безопасности. Грубыми считаются нарушения, приведшие к «возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей».
Штраф будет составлять от 0,01 до 0,03 % годовой выручки правонарушителя «от реализации товара (работы, услуги) по итогам финансового года, предшествующего совершению правонарушения».
Из законопроекта также следует, что у инспекторов останется право приостанавливать работу предприятий на 90 дней без решения суда, если нарушение было негрубым. Сейчас правом налагать оборотные штрафы за серьезные нарушения законодательства о защите конкуренции наделена Федеральная антимонопольная служба. Но ее санкции существеннее: 1-15 % выручки компании на рынке, где совершено нарушение.
Вместе с тем бизнес сможет оспаривать решение о наложении штрафа в суде.
Данные поправки подготовлены по поручению Правительства. Действующая с 2011 г. редакция ст. 9.1 позволяет Ростехнадзору без решения суда на 90 дней приостанавливать деятельность предприятий, не соблюдающих правила промышленной безопасности.
Специалисты Минэкономразвития предварительно обсуждали законопроект с Ростехнадзором и Следственным комитетом. Причем, стоит отметить, что Ростехнадзор предлагал ввести уголовную ответственность для менеджмента и распространить штрафы на акционеров, однако Минэкономразвития выступило против данной инициативы. На текущий момент документ находится в стадии разработки.
Вопрос: Согласно новым законодательным требованиям, работодатель обязан ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков. Каков перечень данных мероприятий?
Ответ: Типовой перечень мероприятий по охране труда закреплен приказом Минздравсоцразвития РФ № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» от 01.03.2012 г.
Согласно документу, в Перечень включены, в частности, следующие мероприятия:
- устройство новых или модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
- внедрение или модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электротоком;
- механизация работ при складировании и транспортировке сырья, оптовой продукции и отходов производства;
- приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах в соответствие с действующими нормами;
- приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции.
Вопрос: Одно из последних нововведений в сфере государственной политики, направленной на повышение энергоэффективности экономики – утверждение регламента о госнадзоре за соблюдением принятия программ в области энергосбережения. Расскажите, пожалуйста, какие конкретные инициативы декларирует документ?
Ответ: Действительно, руководитель Ростехнадзора Николай Кутьин подписал приказ об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением юридическими лицами требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В частности, речь идет о юридических лицах, в уставных капиталах которых доля (вклад) РФ, субъекта РФ, муниципального образования составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 % акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям.
Документ подписан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» от 16.05.2011 г.
В марте текущего года состоялось заседание Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. В ходе заседания были рассмотрены предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно приказу, центральный аппарат Ростехнадзора должен осуществлять общую координацию, методическое обеспечение и организацию технического контроля и надзора за соблюдением организациями с участием государства или муниципального образования требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Кроме того, организует сбор, анализ и обмен информацией об основных результатах деятельности по контролю и надзору за соблюдением организациями с участием государства или муниципального образования требования о принятии программ и о выявленных нарушениях требований законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Исполнение государственной функции осуществляется в отношении организаций, обязанных соблюдать требования об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Субъектами проверки являются:
1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц.
2. Организации с участием государства или муниципального образования.
3. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.
Результатами исполнения государственной функции являются: составление акта проверки, выдача предписания об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения, выдача протокола об административном правонарушении, выдача постановления о назначении административного наказания, сообщает пресс-служба Ростехнадзора.
Вопрос: На сегодняшний день активизированы инициативы по совершенствованию Закона «О промышленной безопасности». Какие нововведения ожидаются в этой сфере?
Ответ: Вопрос, касающийся модернизации федерального законодательства в области промышленной безопасности, который поднимался уже неоднократно на самых различных уровнях, в настоящее время получает свое постепенное разрешение. В марте текущего года состоялось заседание Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. В ходе заседания были рассмотрены предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Участники заседания одобрили совместную с рядом научных и экспертных организаций инициативу по выработке предложений, направленных на совершенствование федерального законодательства в области промышленной безопасности. Обобщенные предложения, высказанные на заседаниях Совета и комиссий направлены Председателю Общественного совета при Ростехнадзоре для доклада руководству Службы. К этому же сроку Президиум Общественного совета при Ростехнадзоре решил вопрос о создании рабочей группы по участию в разработке законопроектов в области промышленной безопасности. Ее работа будет скоординирована с учетом взаимодействия с отраслевыми управлениями центрального аппарата Ростехнадзора. Помимо прочего, члены Общественного совета решили рекомендовать Ростехнадзору при выработке новых механизмов регулирования в области промышленной безопасности учитывать особенности функционирования критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, а также вопросы обеспечения защищенности этих объектов от угроз техногенного и природного характера. Основная цель законодательной «реконструкции» – совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизация представления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором.
Вопрос: Приказом № 44 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.01.2012 г. утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Положение о применении нарядов-допусков при выполнении работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности». Какие виды работ повышенной опасности регулирует документ?
Ответ: Настоящие Федеральные нормы и правила разработаны в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г., распространяются на работы повышенной опасности, выполняемые на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности.
К работам повышенной опасности, в частности, относятся:
- ремонтные, монтажные, наладочные и строительные работы, выполняемые персоналом цехов, работы по подъему, спуску и перемещению тяжеловесных и крупногабаритных предметов при отсутствии подъемных кранов соответствующей грузоподъемности, а также при транспортировке негабаритных и неустойчивых грузов; работы по ремонту крупногабаритного оборудования высотой 2 м и более; ремонтно-строительные, малярные и монтажные работы на высоте 2 м и более от пола без инвентарных лесов и подмостей;
- обслуживание светильников с галереи мостовых кранов и кран-балок;
- работы по разборке (обрушению) зданий и сооружений, а также по укреплению и восстановлению аварийных частей и элементов зданий и сооружений; электросварочные работы снаружи и внутри емкостей, работы в закрытых резервуарах, цистернах, тоннелях, ямах и дымоходах, где возможно отравление и удушье работающих внутри горячей печи; работы по вскрытию сосудов и трубопроводов, работающих под давлением;
- работы по испытанию сосудов, работающих под давлением;
- работы по сливу легковоспламеняющихся жидкостей, кислот и щелочей из цистерн и других емкостей при отсутствии специального оборудования сливных эстакад с механизированными средствами слива;
- ремонтные работы на аммиачных станциях, кислородных и аммиачных трубопроводах;
- работы по очистке и ремонту воздуховодов, фильтров и вентиляторов вытяжных систем гальванических цехов, химических лабораторий, складов и других помещений, в которых применяются и хранятся сильнодействующие химические и другие вещества;
- работы по ремонту стационарных и переносных ацетиленовых генераторов;
- работы по ремонту, окраске производственного оборудования, зданий, сооружений, грузоподъемных кранов и очистке крыш от снега при отсутствии ограждений;
- земляные работы, а также работы в зоне расположения энергетических сетей, трубопроводов сжатого воздуха, газа и жидкого топлива;
- рытье котлованов и траншей глубиной более 1,5 м и производство работ в них.
Лица, ответственные за безопасное производство работ:
- лицами, ответственными за правильную организацию и безопасное производство работ повышенной опасности, являются: выдающий наряд-допуск, допускающий к работе по нарядам-допускам, производитель работ, исполнители работ (члены бригады).
Наряд-допуск выдается до начала производства работ повышенной опасности. Перечень должностей, имеющих право выдачи нарядов-допусков, утверждается техническим руководителем организации.
Лицо, выдавшее наряд-допуск, назначает допускающего(-их) к работе и несет ответственность за инструктаж и безопасность производства работ, правильность и полноту указанных в наряде-допуске мер безопасности и соответствие квалификации исполнителей порученной работе.