Вопрос-ответ
Номер журнала:
Рубрика:
Вопрос: Мы проводили аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2010 г. Как выяснилось, на момент аттестации организация, которая ее проводила, еще не прошла аккредитацию в установленном порядке. Имела ли право эта организация оказывать услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда?
Ответ: Вам следует обратить внимание на следующее. Организация, не прошедшая аккредитацию в установленном порядке (то есть в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда», далее – Приказ № 205н), оказывать услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда:
- до 01.12.2010 г. – вправе;
- с 01.12.2010 г. – не вправе.
Приказом № 205н утвержден Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация (далее – Перечень), согласно приложению № 1, а также Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, согласно приложению № 2. Согласно приложению № 1 в Перечень включено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Пунктом 3 Приказа № 205н установлено, что организации, оказывающие услуги, включенные в Перечень, вправе оказывать данные услуги после вступления в силу настоящего приказа до 1 декабря 2010 г. С 1 декабря 2010 г. оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается. Верховный Суд РФ в определении от 09.12.2010 г. № КАС10-634 оставил без изменения решение Верховного Суда РФ от 06.10.2010 г. № ГКПИ 10-1071, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказ № 205н в части, не предусматривающей возможность оказания услуг, включенных в Перечень, организациями, не прошедшими аккредитацию, с 1 декабря 2010 г. Как отметил Верховный Суд РФ, обязательная аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, установлена непосредственно ТК РФ. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах своей компетенции определены лишь перечень вышеуказанных услуг и правила аккредитации организаций, их оказывающих, а также срок, до истечения которого такие организации обязаны выполнить требование федерального закона об обязательной аккредитации (1 декабря 2010 г.). Введение законом обязанности получить разрешение на занятие деятельностью, связанной с аттестацией рабочих мест, соответствует требованиям п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, прав и законных интересов заявителя (юридического лица) не нарушает.
До введения федеральным законодательством обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, аккредитация таких организаций носила добровольный характер. В настоящее время издание оспоренного Приказа № 205н обусловлено в том числе необходимостью приведения ранее полученных в добровольном порядке аттестатов в соответствии с установленными федеральным законодательством требованиями (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).
В настоящее время норма о том, что с 1 декабря 2010 г. оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается, является действующей.
Вопрос: Может ли комиссия по охране труда одной организации участвовать в проверке знаний работников другой организации? Если да, то какой нормативный документ это регламентирует и каковы условия?
Ответ: В соответствии со ст. 218 ТК РФ Комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа, и в их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
В соответствии с пп. 9.2 и 9.3 Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 г. № 413 (далее – Типовое положение), комиссия по охране труда вправе заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда, а также других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, ни ТК РФ, ни указанное Типовое положение не содержат запрета комиссии по охране труда одной организации участвовать в проверке знаний работников другой организации.
Теоретически, исходя из общего принципа гражданского законодательства, разрешено все, что не запрещено. Комиссия по охране труда одной организации с согласия работодателя и работников вправе принимать участие в проверке знаний работников другой организации, но лишь на правах наблюдателя с правом совещательного, а не решающего голоса, если работодатель и трудовой коллектив этой другой организации, где будет происходить проверка знаний, не решат иное. Специального нормативного документа, регламентирующего данный вопрос, не существует.