Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Водный «дефицит»

 
Кургузкин Михаил Георгиевич, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды УР

Кургузкин Михаил Георгиевич
министр природных ресурсов и охраны окружающей среды УР

Номер журнала: 

Рубрика: 


Проблема обеспечения населения питьевой водой быстрыми темпами приобретает общенациональный характер. При всей сложности «технологической» составляющей этой проблемы, связанной с поддержанием в рабочем состоянии разводящих сетей, модернизацией систем водоподготовки и очистки сточных вод, эта задача принципиально разрешима при наличии соответствующего финансирования. Гораздо более сложной является проблема качества источников питьевого водоснабжения. Реабилитация водоемов и снижение уровней антропогенного и техногенного воздействий требуют не только больших финансовых затрат, но и, прежде всего, поисков адекватных и эффективных методов решения этой проблемы. Кроме того, как показывает российский и зарубежный опыт, положительные результаты реабилитационных мероприятий появляются не так быстро, как нам бы хотелось. Из этого следует вывод о том, что проблема обеспечения населения чистой питьевой водой должна стать приоритетной для всех уровней власти и решаться с привлечением специалистов самого широкого профиля, а также с участием самого населения.


Принятие в России долгосрочной Водной стратегии поставило весьма обширные задачи по развитию водохозяйственного комплекса. Эта инициатива предложила новый механизм ответственности за управление водными ресурсами страны. Однако сегодня проблема качественного водоресурсного обеспечения граждан по-прежнему остается одной из самых резонансных в российских регионах.
Управление водным хозяйством — одно из приоритетных направлений работы Минприроды УР. Вопрос системно контролируется также и федеральными надзорными ведомствами. В регионе есть понимание того, что рассматриваемая тема — одна из «лакмусовых бумажек» социальной ответственности власти. Удмуртия ориентирована на внедрение программных механизмов, цель которых — поэтапное изменение ситуации, связанной с питьевым водоснабжением населения.
В октябре текущего года в Удмуртской Республике планируется принятие Республиканской целевой программы «Чистая вода на 2011-2015 гг.». Этот стратегический документ предлагает системный подход к решению проблемы качественного обеспечения населения питьевыми ресурсами. Концепция Программы разработана Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР совместно с Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики УР.
Рассматривая экологические, социальные и экономические факторы специалисты Минприроды УР делают акцент на следующем моменте. В Удмуртии, как и во многих регионах страны, ухудшается качество питьевого водоснабжения.
Одна из точек роста проблемного вопроса — изношенность основных фондов водохозяйственного комплекса. Необходимо отметить низкий санитарно-технический уровень водопроводных сетей и канализационных сооружений. Из-за ухудшения состояния вод поверхностных и подземных источников очистные сооружения водопровода утратили способность очищать воду в достаточной степени. Более 58% сетей изношены настолько, что не подлежат ремонту и должны быть полностью модернизированы или санированы.
Из 25 сельских районных центров только 3 имеют общепоселковые очистные сооружения, в остальных сточные воды сбрасываются в накопительные устройства и на рельеф местности. Из 46 муниципальных очистных сооружений канализации 12 работают неэффективно - из-за несоответствия современным требованиям технологии очистки сточных вод. Уровень износа основных фондов очистных сооружений составляет 60%.
В неудовлетворительном состоянии находятся системы водоснабжения и водоотведения сельских населенных пунктов. С применением устаревшего технологического оборудования эксплуатируются многие насосные станции. Значительная часть станций очистки канализационных стоков работает с постоянной перегрузкой. 
Продолжается также антропогенное загрязнение водных экосистем. 
По-прежнему низкой остается степень водоподготовки на очистных сооружениях поверхностных источников водоснабжения. Отсутствуют системы водоподготовки на водопроводах из подземных источников. При организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения нарушаются саннормы и правила. В городах и крупных сельских поселениях нет резервных источников и систем водоснабжения на случай аварийных загрязнений. 
Системной называется ситуация с дефицитом в муниципалитетах специализированных организаций, обслуживающих инфраструктуру водохозяйственного комплекса, отсутствием в городах и районных центрах ливневой канализации с очистными сооружениями. 
Специалисты Роспотребнадзора отмечают, что из 2454 источников централизованного питьевого водоснабжения республики санитарным нормам и правилам не отвечает порядка 30-35%. Еще больший процент несоответствия сантребованиям фиксируется в отношении источников нецентрализованного питьевого водоснабжения. Что касается групповых водозаборов из скважин, то только половина соответствует действующим нормативным требованиям.
Еще один проблемный сектор - динамика загрязнения подземных водоисточников. В республике зарегистрировано более 50 очагов загрязнения подземных вод. Из них 18 очагов обнаружены на групповых и одиночных водозаборах. Более 35 участков загрязнения выявлены по наблюдательным скважинам и родникам, расположенным на территории техногенных объектов. 

Программное управление экологией водоисточников
Программа «Чистая вода» важна тем, что она предлагает интегрированные формы работы для решения проблем экологии водоисточников. Такой комплексный подход выражается в том, что документ прописывает организационные, управленческие, технико-технологические мероприятия, которые должны создать положительную динамику в секторе питьевого водоснабжения населения Удмуртии. Прогнозируя эффективность Программы, специалисты говорят о возможности достижения значимых результатов. В частности, планируется обеспечить доведение доли подачи качественной питьевой воды населению до 88%. Ставится задача повышения доли очистки сточных вод, проходящих через очистные сооружения перед сбросом в водные объекты до уровня 90%.
Показатель замены изношенных водопроводных и канализационных сетей должен составить по результатам работы Программы 25%. Ожидается снижение потерь в водопроводных сетях до 10-12%. Программные мероприятия на порядок уменьшат аварийность на системах водоснабжения и водоотведения.
Программа позволит улучшить качество вод в поверхностных источниках водоснабжения, таких как Ижевское и Камбарское водохранилище, а также водохранилище в г. Воткинске на р. Вотка, обеспечивающих 30% хозяйственно-питьевого водоснабжения республики. Это позволит довести показатели данных водных объектов до нормативов, имеющихся у поверхностных источников ЦХПВ 2-го класса (в соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»). 
При том, что Программой лоббируется разноплановая система мероприятий, повышающих качество водообеспечения, она предлагает, если говорить в целом, главный принцип работы. Этот фактор связан с развитием и модернизацией водохозяйственного комплекса республики. Документом поставлена задача строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, канализационных очистных сооружений, коммунальных и индивидуальных систем канализации. Запланировано поэтапное внедрение высокотехнологичных решений в отрасли, приоритетными при этом выступают проблемные сферы водоочистки и водоподготовки. 

Все статьи рубрики