Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Водный «дефицит»

 
Кургузкин Михаил Георгиевич, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды УР

Кургузкин Михаил Георгиевич
министр природных ресурсов и охраны окружающей среды УР

Номер журнала: 

Рубрика: 


Проблема обеспечения населения питьевой водой быстрыми темпами приобретает общенациональный характер. При всей сложности «технологической» составляющей этой проблемы, связанной с поддержанием в рабочем состоянии разводящих сетей, модернизацией систем водоподготовки и очистки сточных вод, эта задача принципиально разрешима при наличии соответствующего финансирования. Гораздо более сложной является проблема качества источников питьевого водоснабжения. Реабилитация водоемов и снижение уровней антропогенного и техногенного воздействий требуют не только больших финансовых затрат, но и, прежде всего, поисков адекватных и эффективных методов решения этой проблемы. Кроме того, как показывает российский и зарубежный опыт, положительные результаты реабилитационных мероприятий появляются не так быстро, как нам бы хотелось. Из этого следует вывод о том, что проблема обеспечения населения чистой питьевой водой должна стать приоритетной для всех уровней власти и решаться с привлечением специалистов самого широкого профиля, а также с участием самого населения.


Принятие в России долгосрочной Водной стратегии поставило весьма обширные задачи по развитию водохозяйственного комплекса. Эта инициатива предложила новый механизм ответственности за управление водными ресурсами страны. Однако сегодня проблема качественного водоресурсного обеспечения граждан по-прежнему остается одной из самых резонансных в российских регионах.
Управление водным хозяйством — одно из приоритетных направлений работы Минприроды УР. Вопрос системно контролируется также и федеральными надзорными ведомствами. В регионе есть понимание того, что рассматриваемая тема — одна из «лакмусовых бумажек» социальной ответственности власти. Удмуртия ориентирована на внедрение программных механизмов, цель которых — поэтапное изменение ситуации, связанной с питьевым водоснабжением населения.
В октябре текущего года в Удмуртской Республике планируется принятие Республиканской целевой программы «Чистая вода на 2011-2015 гг.». Этот стратегический документ предлагает системный подход к решению проблемы качественного обеспечения населения питьевыми ресурсами. Концепция Программы разработана Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР совместно с Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики УР.
Рассматривая экологические, социальные и экономические факторы специалисты Минприроды УР делают акцент на следующем моменте. В Удмуртии, как и во многих регионах страны, ухудшается качество питьевого водоснабжения.
Одна из точек роста проблемного вопроса — изношенность основных фондов водохозяйственного комплекса. Необходимо отметить низкий санитарно-технический уровень водопроводных сетей и канализационных сооружений. Из-за ухудшения состояния вод поверхностных и подземных источников очистные сооружения водопровода утратили способность очищать воду в достаточной степени. Более 58% сетей изношены настолько, что не подлежат ремонту и должны быть полностью модернизированы или санированы.
Из 25 сельских районных центров только 3 имеют общепоселковые очистные сооружения, в остальных сточные воды сбрасываются в накопительные устройства и на рельеф местности. Из 46 муниципальных очистных сооружений канализации 12 работают неэффективно - из-за несоответствия современным требованиям технологии очистки сточных вод. Уровень износа основных фондов очистных сооружений составляет 60%.
В неудовлетворительном состоянии находятся системы водоснабжения и водоотведения сельских населенных пунктов. С применением устаревшего технологического оборудования эксплуатируются многие насосные станции. Значительная часть станций очистки канализационных стоков работает с постоянной перегрузкой. 
Продолжается также антропогенное загрязнение водных экосистем. 
По-прежнему низкой остается степень водоподготовки на очистных сооружениях поверхностных источников водоснабжения. Отсутствуют системы водоподготовки на водопроводах из подземных источников. При организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения нарушаются саннормы и правила. В городах и крупных сельских поселениях нет резервных источников и систем водоснабжения на случай аварийных загрязнений. 
Системной называется ситуация с дефицитом в муниципалитетах специализированных организаций, обслуживающих инфраструктуру водохозяйственного комплекса, отсутствием в городах и районных центрах ливневой канализации с очистными сооружениями. 
Специалисты Роспотребнадзора отмечают, что из 2454 источников централизованного питьевого водоснабжения республики санитарным нормам и правилам не отвечает порядка 30-35%. Еще больший процент несоответствия сантребованиям фиксируется в отношении источников нецентрализованного питьевого водоснабжения. Что касается групповых водозаборов из скважин, то только половина соответствует действующим нормативным требованиям.
Еще один проблемный сектор - динамика загрязнения подземных водоисточников. В республике зарегистрировано более 50 очагов загрязнения подземных вод. Из них 18 очагов обнаружены на групповых и одиночных водозаборах. Более 35 участков загрязнения выявлены по наблюдательным скважинам и родникам, расположенным на территории техногенных объектов. 

Программное управление экологией водоисточников
Программа «Чистая вода» важна тем, что она предлагает интегрированные формы работы для решения проблем экологии водоисточников. Такой комплексный подход выражается в том, что документ прописывает организационные, управленческие, технико-технологические мероприятия, которые должны создать положительную динамику в секторе питьевого водоснабжения населения Удмуртии. Прогнозируя эффективность Программы, специалисты говорят о возможности достижения значимых результатов. В частности, планируется обеспечить доведение доли подачи качественной питьевой воды населению до 88%. Ставится задача повышения доли очистки сточных вод, проходящих через очистные сооружения перед сбросом в водные объекты до уровня 90%.
Показатель замены изношенных водопроводных и канализационных сетей должен составить по результатам работы Программы 25%. Ожидается снижение потерь в водопроводных сетях до 10-12%. Программные мероприятия на порядок уменьшат аварийность на системах водоснабжения и водоотведения.
Программа позволит улучшить качество вод в поверхностных источниках водоснабжения, таких как Ижевское и Камбарское водохранилище, а также водохранилище в г. Воткинске на р. Вотка, обеспечивающих 30% хозяйственно-питьевого водоснабжения республики. Это позволит довести показатели данных водных объектов до нормативов, имеющихся у поверхностных источников ЦХПВ 2-го класса (в соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»). 
При том, что Программой лоббируется разноплановая система мероприятий, повышающих качество водообеспечения, она предлагает, если говорить в целом, главный принцип работы. Этот фактор связан с развитием и модернизацией водохозяйственного комплекса республики. Документом поставлена задача строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, канализационных очистных сооружений, коммунальных и индивидуальных систем канализации. Запланировано поэтапное внедрение высокотехнологичных решений в отрасли, приоритетными при этом выступают проблемные сферы водоочистки и водоподготовки. 

Все статьи рубрики