Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

сентябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Водная стратегия бассейна Камы

 

Номер журнала: 

Бассейновый округ - основная единица управления в области использования и охраны водных объектов. В России существует 20 бассейновых округов. Камский бассейновый округ включает в себя территории 11 республик, областей и краев общей площадью 507 тысяч квадратных километров. В этот округ входит и территория Удмуртии.

камский бассейновый округВ составе Камского бассейнового совета работают 24 представителя федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, водопользователей и общественных объединений. Председателем совета является руководитель Камского Бассейнового водного управления Владимир Васильевич Копытов. Институт Бассейновых советов только начинает развиваться в России. Основная цель деятельности каждого совета – обеспечение рационального использования и охраны водных объектов в границах округа, разработка рекомендаций в области эффективного водопользования и обеспечения безопасной эксплуатации водохозяйственных систем.
3 декабря в Ижевске прошло второе заседание Бассейнового совета Камского Бассейнового округа, на которое съехались представители 11 регионов Приволжского федерального округа. В повестке дня второго заседания бассейнового совета Камского Бассейнового округа в Ижевске значилось более трех десятков актуальных вопросов водопользования и охраны водных ресурсов. Все темы обсуждались сквозь призму принятой 27 августа 2009 г. Водной стратегии РФ на период до 2020 г., определяющей основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, предусматривающей реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, созданию условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений.
- Принятая Водная стратегия РФ предусматривает увеличение в 5-6 раз финансирования решения задач по использованию и охране водных объектов, - подчеркнул, открывая заседание, Владимир Васильевич Копытов. – В рамках Стратегии из федерального бюджета предполагается направить на развитие водохозяйственного комплекса страны около 4 млрд. руб. (это помимо финансирования федеральной программы «Чистая вода»). А все субъекты России должны к 2011 г. разработать четкие программы развития водных ресурсов.
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Михаил Георгиевич Кургузкин выступил на заседании бассейнового совета с докладом о проблемах реабилитации водохранилищ, являющихся источником хозяйственно-питьевого водоснабжения (на примере Ижевского пруда). Ижевское водохранилище, созданное в 1760 г., является крупнейшим представителем старых заводских прудов Урала. В 2003 г. Ижевск впервые столкнулся с проблемой резкого снижения качества питьевой воды из-за размножения сине-зеленых водорослей в пруду. В результате комплекса принятых мер (берегоукрепление, очистка донных отложений, реконструкция водосброса и т. д.) удалось стабилизировать ситуацию и не допустить закрытия пруда как источника питьевого водоснабжения около 40 процентов населения столицы Удмуртии. С апреля 2009 г. на Ижевском пруду применяется альголизация – экспериментальный биологический метод борьбы с сине-зелеными водорослями с помощью внесения в пруд штаммов хлореллы (зеленой водоросли). За сезон в пруд спущено 8 тонн хлореллы. Пока эксперимент не дал каких-либо однозначных результатов, но, тем не менее, он будет продолжен. Мнения ученых о пользе и вреде альголизации диаметрально противоположны, а большого практического опыта по этой теме в России пока не наработано. М.Г. Кургузкин предложил создать в регионах Камского Бассейнового округа базовые площадки по исследованию и решению актуальных проблем в области использования и охраны водных объектов. «Удмуртия готова стать базовой площадкой по альголизации. Вопрос борьбы с сине-зелеными водорослями, в том числе и с помощью хлореллы, актуален не только для Ижевского пруда, но и для водохранилищ Воткинска и Камбарки», - заявил министр природных ресурсов.
Реабилитация водных объектов – задача государственного масштаба. Но на практике неоправданная финансовая нагрузка из-за загрязнения рек или прудов падает, прежде всего, на предприятия водоподготовки, вынужденные вкладывать все больше средств в очистку воды. Муниципальные «Водоканалы» не хотят оставаться «крайними на конце трубы», а потому от их имени на заседании Бассейнового совета звучали новаторские законодательные инициативы.
В России должен быть разработан механизм финансовой компенсации «Водоканалам» со стороны государства за получение сырья (воды) несоответствующего качества. С таким предложением выступил директор МУП «Ижводоканал» Анатолий Григорьевич Задоянный.
«Ижевский водоканал» платит государству как владельцу водных ресурсов 24 млн. руб. в год за забор воды из Ижевского пруда. Однако в последние годы из-за размножения сине-зеленых водорослей качество прудовой воды резко упало. «В результате, утверждая тарифы на воду, мы не можем спрогнозировать свои расходы на водоподготовку и реагенты в летний сезон. Технология водоподготовки, существующая с 1932 г., устарела. А для модернизации нужны источники финансирования. Резко поднять тарифы для населения мы тоже не можем, - сказал А.Г. Задоянный. – Поэтому в договор на водопользование должен быть внесен пункт о праве водопользователя («Водоканала») на возмещение убытков при получении некачественного сырья».
Так как Водная стратегия РФ принята совсем недавно, в стране нет единого подхода к решению конкретных задач и проблем, касающихся водохозяйственного комплекса. Об этом говорили многие докладчики. Так, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Михаил Георгиевич Кургузкин предложил разработать региональные стандарты качества воды. А министр природопользования и экологии Республики Башкортостан Идель Аминович Шаяхметов подробно остановился на проблемах ведения государственного мониторинга на межсубъектовых реках. По его мнению, необходима федеральная программа мониторинга рек, так как у регионов нет средств на регулярный мониторинг, да и существующая сеть наблюдения нуждается в расширении и модернизации. Кроме того, в России до сих пор не разработано единой методики изучения вод, донных отложений. Еще одно предложение представителя Башкортостана - организовать постоянный информационный обмен между регионами по результатам мониторинга рек (сегодня такой обмен осуществляется только в период паводка).
Водная стратегия РФ предусматривает поэтапное снижение негативных воздействий на водные объекты. Однако очистные сооружения в стране изношены на 60-70%, из-за чего большинство предприятий производят сброс воды несоответствующего качества. До заседания в Ижевске работа в бассейновом совете Камского Бассейнового округа велась в рамках пяти секций: информационно-научное обеспечение, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, электроэнергетика, малое и среднее предпринимательство. Но так как в Водном законодательстве России пока много недоработок и противоречий, в бассейновом совете решено создать шестую секцию – юридического анализа, которая займется как мониторингом правовых актов, так и разработкой законодательных инициатив в сфере использования и охраны водных объектов.
Еще один итог бассейнового совета: в ближайшие два года 11 регионов, входящие в бассейн р. Камы, должны разработать единую программу по оздоровлению водных объектов. Этот документ поставит перед каждым из регионов четкие задачи по реализации Водной стратегии РФ.


Экспертное мнение

Борисенко Михаил Митрофанович, директор ФГУ "Камводэксплуатация":

Влияние социально-хозяйственной деятельности на состояние Воткинского и Камского водохранилищ выражается главным образом в изменении качества воды. В основном сказываются сельскохозяйственная, промышленная, селитебная и рекреационная нагрузки. Территории несанкционированного размещения лодочных станций, туристических комплексов, частных застроек в большинстве случаев характеризуются санитарно-техническим состоянием не соответствующим требованиям водного законодательства. Следует обратить внимание на то, что многие водопользователи не оформляют в законном порядке отношения с государством, вследствие чего бюджет недополучает средства за водопользование.
Плановая отчетность в природоохранные органы (КамБВУ) соответствует необходимым требованиям, но фактически некоторые крупные водопользователи в кризисный период приостановили совершенствование водоохраной деятельности, реконструкцию очистных сооружений, доведение до норм водоочистки. Сегодня менее разработанным в системе мер охраны является порядок эксплуатации водохранилищ. В связи с чем необходима разработка специальных нормативных документов, которые регламентировали бы систему обязательных природоохранных мероприятий.
Решения экологической прокуратуры в отношении нарушителей экологической безопасности зачастую не исполняются. Поэтому актуальны вопросы более детальной проработки юридических механизмов в данной сфере, в частности ужесточение системы наказаний за внесение загрязнения сверх назначенных норм. Соответствующей доработки требует так же механизм использования средств, вносимых предприятиями за водопользование, на природоохранную деятельность, реконструкцию и строительство очистных сооружений. Более того эксплуатационные мероприятия водоохранного характера должны включать в себя комплекс организационно-хозяйственных, гидротехнических, агролесомелиоративных и других мер, которые отвечали бы цели постоянного поддержания надлежащей благоприятной природной и санитарной обстановки как в зоне водохранилища, так и в его водосборном бассейне.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"