Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

май 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Водная стратегия

 

Номер журнала: 

Эффективное водоресурсное обеспечение регионов, предполагающее модернизацию и повышение качества управления современным водохозяйственным комплексом, относится к определяющим целям Концепции долгосрочного развития РФ. Механизмы, создающие условия для рационального использования потенциала водных объектов, разрабатываются в последние годы достаточно активно с учетом растущего антропогенного влияния на экосистемы. Один из них связан с Водной стратегией РФ на период до 2020 года.

Измайлова Аниса Растамовна, начальник
отдела водных ресурсов по УР
Документ принят в текущем году и уже сейчас называется базисным для организации качественного управления сферой водных ресурсов. О приоритетах нового документа, значимых как в федеральных, так и региональных масштабах, рассказывает заместитель руководителя Камского БВУ - начальник отдела водных ресурсов по Удмуртской Республике Аниса Растамовна Измайлова.
- 15 июля 2008 г. на федеральном уровне было принято Решение «О повышении эффективности и обеспечении комплексного использования водных ресурсов в Российской Федерации». В этом документе была намечена разработка «Водной стратегии РФ на период до 2020 года».
Водная стратегия утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. N 1235-р и разработана в целях водоресурсного обеспечения реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р. Она определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, закрепляет базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов.
пруд Ижевск, экологияВ документе дается оценка современного состояния водохозяйственного комплекса с анализом имеющихся проблем и путями их комплексного решения. В разряд основных проблем водохозяйственного комплекса вынесены следующие:
- нерациональное использование водных ресурсов. Водоемкость валового внутреннего продукта РФ составляет около 2,4 м3/тыс. руб., значительно превышая аналогичные показатели стран с развитой экономикой. Водоемкость ВВП по Удмуртской Республике составляет порядка 1,18.
- наличие в отдельных регионах России дефицита водных ресурсов. Объем забора воды в 2008 г. составил 302,8 млн. м3/год, что на 4,0 млн. м3 меньше объема воды, забранной в 2007 г. Общий объем забранной воды не превысил лимит, утвержденный МПР РФ на 2007 г. в объеме 330,595 млн. м3. В Удмуртии основной источник водоснабжения - поверхностные водные объекты, забор воды из которых составил 240,69 млн. м3/год, из подземных источников – 62,11 млн. м3/год, или 4,0% от общего объема годового стока. Это говорит о значительном потенциале водных ресурсов, необходимых для обеспечения республики на длительную перспективу. Важным водосберегающим и водоохранным индикатором является использование воды в системах оборотного и повторного водоснабжения. Экономия свежей воды в 2008 г. составила 77% (уровень 2007 г.). Данный показатель ниже среднероссийского, в 2007 году - 79,2%. Ожидается, что в 2008 г. этот показатель по РФ, по расчетам, составит 80%. Потери воды при транспортировке в 2008 г. - 10,06 млн. м3 (3,4%), в 2007 г. этот показатель равнялся 10,44 млн. м3. Необходимо отметить, что по сравнению с 2007 г. потери воды сократились на 380 тыс. м3. Объем потерь воды при транспортировке в РФ составляет до 8 км3 в год.
К проблемам относится и несоответствие качества питьевой воды гигиеническим нормативам, ограниченность доступа населения к централизованным системам водоснабжения.
В области охраны водных объектов, согласно документу, требуется решить следующие задачи:
- сократить антропогенное воздействие на водные объекты и их водосборные территории;
- предотвратить деградацию малых рек;
- охранять и предотвращать загрязнение подземных водных объектов.
Также для сохранения водных экосистем и сокращения объемов сброса загрязненных сточных вод стационарными источниками необходима модернизация очистных сооружений с использованием новейших технологий очистки и оборудования.
Для восстановления, охраны и обустройства малых рек в качестве первоочередных мероприятий необходимо сократить антропогенное воздействие рассредоточенного (диффузного) стока, восстановить самоочищающую способность рек, реализовать комплекс мероприятий по экореабилитации малых рек в городах и сельских поселениях.
В разделе, посвященном негативному воздействию вод, отмечается, что серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. В зонах опасного разрушения берегов находится значительное количество населенных пунктов. Основные последствия разрушения берегов - выведение из землепользования сельскохозяйственных и лесных угодий, развитие оползневой опасности на застроенных территориях.
Одним из наиболее распространенных проявлений негативного воздействия вод является подтопление селитебных территорий и массивов земель сельхозосвоения. Основными причинами подтопления являются такие техногенные факторы, как повышение уровня грунтовых вод при создании водохранилищ, утечка воды из технических и коммунально-бытовых сетей, отсутствие ливневой канализации в населенных пунктах, а также бесконтрольное нарушение ландшафта.
Риск наводнений и иного негативного воздействия вод будет сохраняться и в будущем из-за участившихся опасных гидрологических явлений в новых климатических условиях и продолжающегося антропогенного освоения территорий. Это требует реализации мероприятий по строительству сооружений инженерной защиты и использованию принципиально новых подходов к защите населения и объектов экономики.
В сфере госуправления использованием и охраной водных объектов приоритетными являются:
- разработка схем комплексного использования и охраны водных объектов;
- разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты, учитывающих региональные особенности и индивидуальные характеристики водных объектов;
- разработка новых и актуализация существующих правил использования водохранилищ;
- ведение государственного мониторинга водных объектов;
- формирование единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом на основе Российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного реестра.
Отмечается принципиальная важность интеграции в систему государственного управления бассейновых советов, их активное участие в реализации политики в области водных отношений. При этом предусматривается поэтапное изменение статуса Бассейновых советов как координирующих органов на органы, принимающие практические управленческие решения в рамках бассейнового округа, оптимизации водохозяйственной и водоохраной деятельности.
Дальнейшее совершенствование управления в сфере водных отношений предполагает:
- расширение перечня полномочий РФ, осуществление которых может быть передано органам госвласти субъектов в части полномочий по предотвращению негативного воздействия вод в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на их территории;
- корректировку критериев распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий РФ в области водных отношений;
- развитие системы планирования и оценки эффективности исполнения отдельных полномочий РФ в сфере водных отношений, переданных для осуществления субъектами РФ.
Развития требуют вопросы повышения результативности и скоординированности деятельности органов госвласти по достижению приоритетных целей в сфере водных отношений. Ключевым аспектом является также активное международное сотрудничество по вопросам использования и охраны водных объектов.
В стратегии нашли отражение вопросы развития госмониторинга водных объектов, научно-технического и кадрового обеспечения, просвещения и информирования населения. Определены этапы и сроки реализации мероприятий, ожидаемые целевые показатели и источники финансирования с указанием направления использования ресурсных и финансовых средств. В документе заложена система управления ее реализацией и укрупненный план мероприятий.
Считаю, что члены Бассейнового совета могут внести значительный вклад в реализацию стратегии на местах. Начинать же работу следует, на мой взгляд, с приведения в соответствие с планом и целевыми показателями стратегии региональных планов социально-экономического развития территорий.
Собственно, из положений стратегии происходит необходимость повышения качества прогнозирования в вопросах водного хозяйства. Это и максимальный прогнозный объем ежегодного изъятия водных ресурсов (учитывающий темпы экономического роста, демографическую ситуацию, объемы сокращения непроизводительных потерь и т.п.), и увеличение доли водохозяйственных участков с хорошим гидрохимическим составом вод, и повышение эффективности очистки сточных вод на фоне сокращения объема сброса загрязненных сточных вод.
Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"