Внимание, природопользователи! Новое в законодательстве
Дудников Юрий Владимирович
руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан
Номер журнала:
Рубрика:
Какие нововведения природоохранного законодательства вступили в силу с 01.01.2018 г. года и вступят в 2018 году?
В части платы за негативное воздействие на окружающую среду
Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 гг. не исчисляется и не взимается.
Минприроды РФ письмом № 09-47/34954 от 14.12.2017 г. изложило позицию по плате за ТКО объектами, не оказывающими негативное воздействие на окружающую среду. «Если хозяйствующий субъект получил отказ в постановке на учет, он может являться плательщиком платы за НВОС в отношении платы за размещение отходов, не относящихся к ТКО. Если у такого лица не образуются отходы, не относящиеся к ТКО, оно не является лицом, обязанным вносить плату».
В тоже время в части образующихся отходов, не относящихся к ТКО, платит лицо, у которого образовались отходы вне зависимости от категории опасности.
Даны разъяснения Минприроды России и Росприроднадзора (письмо АА-10-04-36/26733) об отнесении отходов к твердым коммунальным.
Согласно данным разъяснениям к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.
Приказом Росприроднадзора от 28.11.2017 г. № 566 внесены изменения в ФККО в части отнесения отходов «остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе» (код 7 41 119 00 00 0) к ТКО.
В области обращения с отходами
Изменения внесены Федеральным законом от 28.12.2017 г. № 422-ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и ст. 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Из ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» исключено требование о передаче на государственную экологическую экспертизу (далее ГЭЭ) федерального и регионального уровня проектной документации объектов, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.
Перенесено с 01.01.2018 г. на 01.01.2019 г. вступление в силу п. 6 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
С 01.01.2019 г. вступят в силу требования:
1. Об отнесении к объектам государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории;
2. Об обязательном оснащении стационарных источников объектов I категории автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ.
Природопользователям дана отсрочка до 01.01.2019 г. в отнесении проектной документации объектов капитального строительства I категории к объектам ГЭЭ и обязательной установке автоматических средств измерения выбросов и сбросов.
Внесены изменения в Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
1. Уточнены полномочия органов государственной власти в области обращения с отходами производства и потребления.
2. Уточняются понятия сбора отходов, накопления отходов, отходов от использования товаров.
В новой редакции под термином сбор отходов понимается деятельность по приему отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Исходя из вышеизложенного, сложилась позиция о необходимости переоформления ранее выданных лицензий, в составе деятельности которых указаны исключительно работы по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности, в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Требование об обязательном оснащении стационарных источников объектов I категории автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ переносится на 01.01.2019 г.
То есть, прием отходов для целей их дальнейшего транспортирования и передачи хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по их обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, работами по сбору не являются.
1. Федеральные органы исполнительной власти будут наделены рядом новых полномочий в сфере обращения с отходами (установление порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и утверждение правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра).
2. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
3. Уточняются требования к содержанию территориальной схемы обращения с отходами.
4. Устанавливаются требования к местам (площадкам) накопления отходов.
5. Уточняется порядок расчета и уплаты экологического сбора, а также расходования средств федерального бюджета от экологического сбора.
6. Уточняются полномочия региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
7. Уточняются правила установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходам и установления льгот при их уплате.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 г. № 2971-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 гг.».
Обновлены нормативы утилизации отходов готовых товаров, включая упаковку. Новым распоряжением на 2018-2020 гг. определены нормативы утилизации отходов по каждой группе товаров согласно перечню.
Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» вводится норма о запрещении захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.
Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р утвержден перечень из 182 видов отходов производства и потребления, по которым предусмотрен запрет захоронения.
Первые 67 видов отходов будет запрещено захоранивать уже с 01.01 2018 г. Среди них — лом и отходы черных и цветных металлов, в том числе отходы, содержащие ртуть.
С 01.01.2019 г. — (68-109), а с 01. 01.2021 г. — (110-182).
Приказом Росстата от 10.08.2017 г. № 529 изменена форма предоставления отчетности по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства».
Данная форма предусматривает возможность отражения операций по обработке отходов — от самостоятельной обработки до передачи сторонним организациям для обработки.
Введена возможность сдачи 2-ТП отчета для обособленных подразделений. При этом не увязывается обособленность подразделений с включением данных об их обособленности в ЕГРЮЛ.
В других направлениях природоохранной деятельности
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 г. № 2970-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».
Утвержден новый перечень товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
Новый перечень состоит из двух разделов. Первый раздел «Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств», включает 46 групп товаров. В данном разделе для каждого товара приводится наименование товара, код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), код по ТН ВЭД ЕАЭС, наименование позиции по ТН ВЭД ЕАЭС, категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.
Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р утвержден Перечень из 182 видов отходов производства и потребления, по которым предусмотрен запрет захоронения.
Второй раздел «Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств» включает восемь групп товаров. Для товаров в данном разделе указывается наименование упаковки товаров, материал упаковки, буквенное обозначение упаковки по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011) и категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.
Утратившим силу признан ранее действовавший аналогичный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 г. № 1886-р.
Приказ Минприроды России от 15.09.2017 г. № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа» вступит в силу с 10.07.2018 г.
Правила эксплуатации установок очистки газа предусматривают требования:
- по охране атмосферного воздуха при непосредственной эксплуатации ГОУ;
- по охране атмосферного воздуха при организации и учете работ по техническому обслуживанию, проверке показателей работы ГОУ, планово-предупредительному и внеплановому ремонту ГОУ;
- к порядку составления и содержанию паспорта ГОУ.
Утвержденные правила подлежат применению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими установки очистки газа.
Не подлежащими применению признаны Правила эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ-84), утвержденные Минхиммашем СССР 28.11.1983 г.
Необходимо напомнить, что пос-тановка ГОУ на учет государственный органами в соответствии с ранее действующей инструкцией не проводится. В настоящий момент постановка на учет ГОУ осуществляется при постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие, путем внесения информации о ГОУ в заявку о постановке на учет. Позиция Минприроды по вопросу регистрации паспортов ГОУ доведена письмом №12-44/22002 от 29.08.2017 г.
Внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2017 г. № 841). Вступили в силу 26.07.2017 г.
Прежде всего изменен максимальный срок установления нормативов с пяти до семи лет. То есть если инвентаризация проведена после 26.07.2017 г., то срок ее действия и, соответственно, нормативов составит семь лет.
Ключевым изменением является объединение процедуры установления нормативов и получения разрешения.
Письмо Минприроды России от 23.10.2017 г. № 12-47/27366 «Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов».
Минприроды России разъяснен порядок утилизации отработанных труб нефте- и газопроводов. Отмечается, в частности, следующее:
- в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242, выделена отдельная группа отходов 4 69 520 00 00 0 «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные», в составе которой выделено пять видов отходов, отнесенных к IV классу опасности;
- если в рамках намечаемой деятельности планируется применение новой техники или технологии по демонтажу нефте- и газопроводов, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, и по соответствующему проекту технической документации не утверждалось в установленном порядке положительное заключение государственной экологической экспертизы, то данный проект технической документации является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня;
- вещества и материалы, образующиеся в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности (в том числе связанной с использованием отработанных труб), могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при выполнении следующих условий:
- наличие в уставной документации видов экономической деятельности по производству соответствующей продукции и реализации соответствующего вида товара;
- наличие документов технического регулирования, позволяющих подтвердить соответствие образующихся в результате деятельности веществ и материалов к продукции;
- наличие документов, подтверждающих соответствие образованных в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности веществ и материалов требованиям документов технического регулирования к виду продукции;
- отражение в документах первичного учета предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.